Рейтинг@Mail.ru
1118
Оставить комментарий Распечатать

Двойная запись в бухгалтерском учете

Размер шрифта:

Главным источником информации о положении дел в организации являются данные бухгалтерского учета. Однако расшифровать сведения о хозяйственной жизни, отображенные бухгалтерами, могут далеко не все: только те, кому известен принцип двойной записи в бухгалтерском учете и что такое план счетов. А ведь этой системе уже около 500 лет, поэтому никому из представителей бизнеса не помешает информация о том, что такое двойная запись в бухучете.

Всем, кто сталкивается с бухучетом в первый раз, например студентам, в первую очередь рассказывают про принципы его ведения. И в числе главных принципов первым называют то, что любая цифра записывается дважды:

  • по дебету;
  • по кредиту.

А сами эти дебет и кредит также имеют закодированные значения, и чтобы их расшифровать, нужен план счетов. Задача же бухгалтера состоит в том, чтобы провести все цифры по этому плану так, чтобы дебет и кредит всегда оставались равны друг другу и ни одна из цифр не потерялась. Все это и есть двойная запись в бухгалтерском учете. Рассмотрим подробнее, как с ней обращаться.

Двоичная система и сущность двойной записи

На первый взгляд, такие понятия, как двоичная система и бухгалтерия связаны мало. Конечно, именно на двоичной системе основано программирование, благодаря чему мы имеем возможность пользоваться компьютерами, а на двойной записи основаны принципы учета, которые не меняются вот уже 5 веков. Но все же, что общего между всего двумя цифрами «0» и «1» и миллионами, и даже миллиардами, которые проводит по счетам среднестатистический бухгалтер? Все просто — незыблемость принципов. Многие считают, что принцип двойной записи в бухгалтерском учете уже давно себя изжил, критикуют сложность этого процесса для человека, не имеющего специальных знаний, и говорят о том, что необходимо изменить сложившуюся систему. Но ничего другого равноценного предложить не могут.

Как, например, можно еще объемно показать, что 500 000 рублей, которые компания перечислила со своего расчетного счета поставщику, являются авансом, не прибегая к длинным текстовым пояснениям? И как разобраться в этих пояснениях, если операций не одна и не 10, а тысячи? И как найти ошибку, если вдруг она случится? А главное, сколько времени на это потребуется? А бухгалтер запишет такую операцию очень лаконично и просто:

Дт 60.2 Кт 51 500 000

И любой человек, знакомый с этими понятиями, сразу же поймет, о чем речь. Более того, если поставщик начнет отгружать материалы частями, тоже ничего не потеряется, ведь каждая такая разовая поставка будет оформлена так:

  • Дт 10.1 Кт 60.1 100 000 — получены материалы;
  • Дт 60.1 Кт 60.2 100 000 — зачтен аванс.

И это мы еще не разобрали ситуацию, когда в цене этих материалов скрыт НДС, который также нужно указывать отдельно. Конечно, современные технологии позволили бы упорядочить эти операции и другим способом, но ведь всего каких-то 20 лет назад таких возможностей еще не было, а вот двойная запись уже давно обеспечивала порядок в расчетах.

Счета и проводки

Итак, мы увидели, что двойная запись обеспечивает взаимосвязь между двумя неразрывно связанными частями одной операции: «приход — расход», «было — стало». В примере с авансом мы видим, что компания отдала 500 000 рублей другой организации, и это очевидный расход, то есть кредит. Но организация-поставщик не просто получила эти деньги, но и стала на определенный промежуток времени их должна, то есть возник приход долга — дебет. Примечательно, что у фирмы-поставщика ситуация будет прямо противоположная: она оприходует деньги и получит обязательство перед их отправителем. В проводках это будет выглядеть так:

  • Дт 51 Кт 62.2 500 000;
  • Дт 62.1 Кт 90.1 100 000;
  • Дт 62.2 Кт 62.1 100 000.

Всего из этих строчек можно понять, что компания еще не выполнила свои обязательства перед покупателем на сумму 400 000 рублей. Таким образом, двойная запись — это способ отражения хозяйственных операций, позволяющий видеть объемную картину операций и их связь между собой. Ведь хозяйственная жизнь любой организации очень многообразна и включает в себя не только финансовые, но и другие операции. И именно за счет метода двойной записи можно существенно повысить информативность. Главное, соблюдать равенство числовых значений, как его называют, по модулю числа. Именно этим методом достигается баланс, который даже дал название главному финансовому отчету любой организации.

А для того чтобы сгруппировать однородные операции, как раз и применяются счета бухучета, которые, по сути, раскрывают квалификационные признаки любой суммы. Все они собраны в план счетов и имеют индивидуальные номер и название. Например:

  • 50 «касса»;
  • 01 «основные средства»;
  • 10 «материалы»;
  • 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 70 «расчеты с персоналом по оплате труда»;
  • и т. д.

Действующий план утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (в редакции от 08.11.2010). Его должны применять все компании, за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений. Для последних утверждены отдельные планы, учитывающие их специфику. Благодаря общему плану, компаниям легко взаимодействовать, проводить сверки и учитывать общие операции.

Все счета, входящие в план, являются синтетическими, то есть по ним учитываются только финансовые признаки операций. Каждый из них обязательно имеет:

  • сальдо — остаток на начало и конец определенного периода времени;
  • оборот по дебету;
  • оборот по кредиту.

В зависимости от того, к какой категории относится счет, обороты могут иметь разное значение в дебетовом и кредитовом выражениях. Для более подробного раскрытия операции используют субсчета, а также аналитические данные. Все вместе это создает современную многомерную систему бухучета, но все же именно метод двойной записи в бухгалтерском учете означает полноту отражения всех процессов.

Оставить комментарий Распечатать
Дидух Юлия
Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте