Как вести учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетном учреждении

Размер шрифта:

Учет расчетов с поставщиками и покупателями — это порядок отражения фактов хозяйственной деятельности учреждения в части приобретения товаров, работ, услуг и их реализации. Говоря по-простому, — отражение дебиторской или кредиторской задолженности. Разберемся в правилах для бюджетных организаций.

Навигация

Разберемся в понятиях

Первый вопрос — кто такие поставщики, а кто — подрядчики? Определенная категория экономических субъектов, которые являются продавцами товаров, продукции, материалов или сырья либо осуществляют какие-либо услуги или выполняют определенные виды работ. Иными словами, поставщики — это юридические, физические лица, индивидуальные или частные предприниматели, продающие материальные ценности, услуги, сырье, работы. Причем организационно-правовая форма и вид деятельности экономического субъекта не играют никакой роли.

Охарактеризовать кратко учет расчетов с поставщиками и подрядчиками можно так. Это отражение в бухучете хозяйственных операций по приобретению у сторонних организаций материалов, основных средств, работ или услуг, необходимых учреждению для осуществления деятельности. Расчетами признается передача организацией денежных средств наличными или безналичным переводом в пользу фирмы-продавца на основании договора, соглашения или контракта. Помимо денежной оплаты, в условиях договора могут быть определены иные условия взаиморасчетов. Например, взаимозачет, вексель, валюта. Поставщик может выдавать ценности в рассрочку или поступать безвозмездно.

Особенности учета в бюджетном учреждении

В бюджетном учреждении бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на специальном счете 0 302 00 000. В действующем плане счетов предусмотрена отдельная детализация.

Субсчета для отражения обязательств

Код счета Название счета
302 10 000 Расчеты по оплате труда и по начислениям на выплаты по оплате труда
302 11 000 Расчеты по заработной плате
302 12 000 Расчеты по прочим выплатам
302 13 000 Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда
302 14 000 Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме
302 20 000 Расчеты по работам, услугам
302 21 000 Расчеты по услугам связи
302 22 000 Расчеты по транспортным услугам
302 23 000 Расчеты по коммунальным услугам
302 24 000 Расчеты по арендной плате за пользование имуществом
302 25 000 Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества
302 26 000 Расчеты по прочим работам, услугам
302 27 000 Расчеты по страхованию
302 28 000 Расчеты по услугам, работам для целей капитальных вложений
302 29 000 Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами
302 30 000 Расчеты по поступлению нефинансовых активов
302 31 000 Расчеты по приобретению основных средств
302 32 000 Расчеты по приобретению нематериальных активов
302 33 000 Расчеты по приобретению непроизведенных активов
302 34 000 Расчеты по приобретению материальных запасов
302 40 000 Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям
302 70 000 Расчеты по приобретению ценных бумаг и по иным финансовым вложениям
302 72 000 Расчеты по приобретению ценных бумаг, кроме акций и иных финансовых инструментов
302 73 000 Расчеты по приобретению акций и иных финансовых инструментов
302 75 000 Расчеты по приобретению иных финансовых активов
302 90 000 Расчеты по прочим расходам
302 93 000 Расчеты по штрафам за нарушение условий контрактов (договоров)
302 95 000 Расчеты по другим экономическим санкциям
302 96 000 Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам
302 97 000 Расчеты по иным выплатам текущего характера организациям

Для расходов по перечислению авансовых платежей, предусмотренных условиями договора, предусмотрен отдельный счет 0 206 00 000. По этому счету установлена аналогичная детализация.

Субсчета для отражения предоплаты по группам

Код счета группы Наименование группы счета
206 10 000 Расчеты по авансам по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда
206 20 000 Расчеты по авансам по работам, услугам
206 30 000 Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов
206 40 000 Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям
206 50 000 Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам
206 60 000 Расчеты по авансам по социальному обеспечению
206 70 000 Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений
206 80 000 Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера организациям
206 90 000 Расчеты по авансам по прочим расходам

На этих счетах бухгалтерского учета отражаются взаиморасчеты с поставщиками в разрезе организаций, индивидуальных предпринимателей или физических лиц. Рекомендуется осуществлять учет по каждому контрагенту в разрезе договоров и контрактов. Такой подход к организации бухгалтерского учета позволит сократить количество нарушений действующего законодательства в сфере закупок и при исчислении налоговых обязательств, например НДС.

Перед составлением бухгалтерской отчетности и отражением расчетов с поставщиками и подрядчиками в балансе в учреждении необходимо провести специальную инвентаризацию долгов (обязательств). Процедура является обязательной при составлении годового отчета. Провести инвентаризацию в обязательном порядке придется перед реорганизацией или ликвидацией госучреждения. Организация вправе самостоятельно инициировать инвентаризацию расчетов с поставщиками и подрядчиками до наступления срока. Например, когда возникают споры или утрачены подтверждающие документы.

Образец акта сверки взаиморасчетов

Скачать

Проводки для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Покажем на примерах, как использовать типовые бухгалтерские проводки в бюджетном госучреждении.

Пример № 1. Поставщики и подрядчики

ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» заключило договор с поставщиком ООО «Продавец» на сумму 100 000 рублей на приобретение спортивного оборудования за счет средств субсидии на выполнение госзадания. По условиям договора предусмотрен аванс в сумме 30 000,00 рублей. Бухгалтер составил проводки по расчету с поставщиками:

Операция Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислен аванс на расчетный счет поставщика ООО «Продавец» 4 206 31 560 4 201 11 610 30 000,00
Учреждение получило оборудование 4 106 31 310 4 302 31 730 100 000,00
Зачтен выплаченный аванс за поставку спортивного оборудования 4 302 31 830 4 206 31 660 30 000,00
Поставщику перечислен остаток за спортоборудование 4 302 31 830 4 201 11 610 70 000,00

Пример № 2. Взаимозачет с поставщиком

ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» оказывает платные услуги за пользование бассейном. С ООО «Информбюро» был заключен договор об оказании информационных услуг на сумму 25 000,00 рублей. Условиями договора предусмотрена частичная оплата в сумме 10 000,00 рублей и частичный взаимозачет: ГБОУ «АЛЛЮР» предоставляет услуги (аренда бассейна) на сумму 15 000,00 руб. Бухгалтер отражает записи:

Операция Дебет Кредит Сумма, руб.
Обязательства по оплате выполненных информационных услуг от поставщика приняты к учету, подписан акт выполненных работ 2 401 20 226 2 302 26 730 25 000,00
Начислен доход за оказанные платные услуги, проводка 2 205 31 560 2 401 10 130 15 000,00
Отражен произведенный взаимозачет поставщику, зачтена стоимость реализованных услуг 2 302 26 730 2 205 31 660 15 000,00
Проводка по оплате поставщику 2 302 26 730 2 201 11 610 10 000,00
ВАЖНО!
Казенное учреждение не имеет права осуществлять взаимозачет, такие нормы закреплены в ст. 38.2, п. 3 ст. 41, 218 Бюджетного кодекса.
Евдокимова Наталья Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.