Образец инвентарной карточки учета основных средств
Все операции с основными средствами требуют документального оформления. Инвентарную карточку учета основных средств заполняют для аналитического учета наличия и движения объектов.
Зачем нужны инвентарные бланки для основных средств
К основным средствам относятся:
- здания;
- сооружения;
- машины и оборудование;
- транспорт;
- производственный и хозяйственный инвентарь.
Учетной единицей является инвентарный объект. На каждый объект при его поступлении заводится специальная инвентаризационная карточка учета основных средств, которая составляется в одном экземпляре и отражает всю историю объекта в организации. В ней фиксируют факты движения, переоценки, ремонта и иных событий, связанных с активом. Закрывают бланк после выбытия ОС (продажи или ликвидации). Но после закрытия учетная форма должна храниться еще не менее пяти лет (п. 80 Методических указаний по бухучету основных средств, Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н).
Важно знать: как правильно провести инвентаризацию
Критерии признания основного средства
Чтобы признать актив в бухучете основным средством, следует проверить соблюдение определенных условий (п. 4, 11 ФСБУ 6/2020, Информационное сообщение Минфина № ИС-учет-29 от 03.11.2020):
- объект имеет материально-вещественную форму;
- имущество способно приносить организации экономическую выгоду в будущем;
- актив предназначен для использования в производстве, продаже продукции, выполнении работ, услуг, для предоставления в аренду за плату, для управленческих нужд, для охраны окружающей среды в течение периода более 12 месяцев или операционного цикла свыше 12 месяцев.
Если материальный объект способен приносить выгоду и предназначен для получения дохода от прироста стоимости в долгосрочной перспективе (более 12 месяцев), то его тоже относят к объектам ОС. Но при условии что купля-продажа такого имущества не относится к обычным видам деятельности организации.
Для современного учета важно не просто отнести имущество к ОС, но и определить, как это сделать. Существуют дорогостоящие активы, которые поступают в организацию как отдельные единицы, но фактически образуют единый комплекс, поскольку они не работают по отдельности. В этом случае их принимают к учету как одно ОС, состоящее из нескольких частей. Ярким примером этого являются персональные компьютеры. Этот подход находит отражение в учетных бухгалтерских регистрах — назначение ноутбука для инвентарной карточки отражается как участие в общей системе организации. Он учитывается и отдельно, и в составе комплекса одновременно, вместе с принтерами, копировальной и другой оргтехникой, которая к нему подключена.
Читайте также: порядок применения ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
Какую форму использовать для учета ОС
Обычно для отражения учетных сведений по ОС применяется и унифицированная инвентарная карточка учета объекта основных средств ОС-6 формы, утвержденной постановлением Госкомстата РФ № 7 от 21.01.2003. Вот так выглядит бланк, который использует большинство организаций:
Можно ли использовать другую форму
После вступления в силу Закона о бухучете 402-ФЗ организации вправе самостоятельно разрабатывать бланки первичных учетных документов. Касается это правило и инвентарных карточек ОС. Форма ОС-6 — необязательная.
Что сделать для учета объекта
Перед проведением имущественных фондов в бухучете надо подготовить акт приема-передачи ОС. Этот акт является основанием для заполнения ОС-6: сначала сведения об объекте актируют, затем переносят в учетный регистр. Перед заполнением карты подготовьте и другую документацию по объекту — сопроводительные документы, технический паспорт и пр.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно провести инвентаризацию.
Правила заполнения формы ОС-6
Индивидуальная учетная карточка заводится в момент поступления объекта основных фондов в организацию. Причина принятия на учет роли не играет:
- приобретение за деньги;
- получение по бартеру;
- взнос в уставный капитал;
- безвозмездная передача от учредителя;
- иной, не противоречащий законодательству способ.
В нормативных документах определено, что писать в назначении объекта в инвентарной карточке — первичные сведения об активе заносятся на основании актов о приеме-передаче объектов основных активов, техпаспортов, иных сопроводительных документов. В момент принятия к учету необходимо заполнить:
- общий раздел (наименование и инвентарный номер объекта, его место нахождения, дата принятия к учету и номер амортизационной группы);
- раздел 1 (дата выпуска, дата и номер документа о вводе в эксплуатацию);
- раздел 2 (стоимость приобретения, срок предполагаемого полезного использования);
- раздел 7 (если актив имеет какие-либо особенные количественные или качественные характеристики).
На протяжении всего периода использования необходимо отражать сведения о перемещении, реконструкции, ремонте или модернизации, переоценке (разделы 3, 4, 5 и 6). Данные о событиях, происходивших с объектом основных фондов на протяжении его эксплуатации, заполняются на основании соответствующих первичных документов.
В момент выбытия в разделе 1 необходимо заполнить сведения о фактическом сроке эксплуатации на дату выбытия, о начисленной амортизации и остаточной стоимости.
Образец заполнения: инвентарная карточка учета объекта основных средств
Лицевая сторона:
Оборотная сторона:
Может пригодиться: бухгалтерские проводки по инвентаризации