Сервис ЭДО с физлицами и самозанятыми. Контур. Сайн: подробный обзор от ppt.ru

Размер шрифта:

Мы много работаем с контрагентами — физическими лицами по договорам гражданско-правового характера. И бумажный обмен документами — договорами и актами — всегда был самой неприятной частью этой работы. Пока пару лет назад я не задумалась о том, чтобы перевести всё в электронный документооборот и вздохнуть спокойно.

Навигация

Это не реклама!

Эта статья — часть цикла материалов о компьютерных программах и сервисах для бизнеса, преимущественно — российских разработках.

Наши авторы — реальные пользователи программ. Они честно делятся опытом, не скрывая ни плюсов, ни минусов.

Мы не получаем от разработчиков никаких материальных или нематериальных выгод. Наша задача — предоставить объективную информацию, чтобы вы могли выбрать подходящее решение.

Когда я задумалась о переходе на ЭДО, первым делом изучила рынок предложений — на тот момент оказалось около 5 различных сервисов, с помощью которых можно было наладить ЭДО с физическими лицами (как самозанятыми, так и нет). В итоге я выбрала для нас Контур. Сайн.

Главными аргументами в пользу конкретно этого продукта для ЭДО от Контура стали в итоге такие:

  1. Сервис ЭДО Контур. Сайн выглядит просто и удобно. Мне нужна была простая система без наворотов. Сайн именно такой.
  2. Компания Контур — известный разработчик, и всё, что она делает, обычно неплохо.
  3. У компании Контур очень вменяемая техническая поддержка. Это отдельная проблема для многих разработчиков софта — попытка решить свои проблемы через техподдержку. Иногда (не буду называть имен и показывать пальцем) складывается впечатление, что задача сотрудника поддержки — не помочь клиенту разобраться, а доказать тому, что тот идиот. У Контура с этим все по-другому.

И вот я работаю с Контур. Сайн уже третий год. Сейчас я вам всё расскажу.

Что такое Контур. Сайн, и что он умеет

Это онлайн-сервис для электронного документооборота с физическими лицами. Интересно, что по закону ИП тоже является физлицом, но в терминах Контура он — юрлицо. Так что ЭДО с ИП настроить в Сайне не получится.

Мы используем его для подписания:

  • договоров;
  • допсоглашений;
  • актов;
  • соглашений о расторжении договоров.

Важны три момента:

  1. Речь идет только о физлицах по договорам ГПХ. С трудовыми договорами Сайн не работает. Также в нем нельзя вести ЭДО с другими юрлицами и ИП: для этого у Контура есть отдельный сервис — Диадок.
  2. Просто физлица или самозанятые — не важно, через Сайн подписывать документы можете и с теми, и с другими.
  3. За пользование сервисом платит компания, которая заключает договоры. Физлица-контрагенты доступ получают бесплатно.

Преимущества использования Контур. Сайн

Я для себя выделила такие:

Первое. Весь бумажный документооборот переводится в юридически значимый электронный. Это колоссальное сокращение временных затрат!

Предположим, у меня есть 30 контрагентов, с которыми я раз в год заключаю договоры, а потом 6–10 месяцев в году они мне оказывают услуги, мы закрываем эти оказанные услуги актами выполненных работ. После чего акты нужно: 1) распечатать; 2) подписать и поставить печать организации; 3) вложить их в конверты, купить марки, написать адреса; 4) сходить на почту и все их отправить; 5) забрать чеки с почты с трек-номерами; 6) каждому контрагенту отправить трек-номер письма для отслеживания.

Дальше всё происходит обычно ещё веселее: из 30 человек 4–5 пропустят уведомления о письме, а треки потеряют. Письма ко мне вернутся, и мне придется заново проходить весь этот путь, попутно ругаясь про себя на недобросовестных контрагентов.

И так происходит 6–10 раз в год. А иногда и 12, если услуги — ежемесячные.

С ЭДО Контура весь процесс занимает около 1–2 часов в месяц: 1) загрузить в систему документы на подпись; 2) разослать контрагентам ссылку на подписание; 3) скачать подписанные документы. Последний шаг необязателен: нужный документ навсегда останется в Контуре, скачаем, когда потребуется... Но мой юрист — Плюшкин (в хорошем смысле), он любит всё держать в своем компьютере. Мало ли что...

Второе. Это не так дорого, как кажется. В ноябре 2024 года я оплатила Контуру новый счет: 500 документов за 13 192 рубля (со скидкой). Получается, что подписание 1 документа стоит 26 рублей (13 192 делим на 500). Это соизмеримо с печатными и почтовыми расходами (даже немного дешевле).

Третье. Для наших контрагентов — физических лиц работа в Контур. Сайн бесплатная: все затраты наша компания берет на себя.

Четвертое. Для работы в Сайне нужны простые варианты электронной подписи — они формируются через Госуслуги: и для физлиц-контрагентов, и для сотрудников нашей компании, у которых есть право подписи в Контур. Сайн. Это означает отсутствие лишних трат на выпуск УКЭП или КЭП. Да и оперативность выше: подпись через Госуслуги формируется примерно за 10–30 минут.

Пятое. Интерфейс системы очень простой, заблудиться невозможно.

Шестое. Весь архив документов там доступен всегда.

Седьмое. Это онлайн-сервис, войти в него можете с любого компьютера. И у себя ничего устанавливать не надо: ни ключи, ни криптозащиту.

Что умеет Контур. Сайн

Функционал максимально прост. В сервисе я могу подписывать любые документы с физлицами:

  • договоры;
  • допсоглашения;
  • акты;
  • согласия;
  • приложения к договорам;
  • и т.п.

Все загруженные в сервис документы, как подписанные, так и неподписанные, в нем сохраняются.

Подытожим, какие возможности есть у Контур. Сайна:

  1. Возможность подписывать в электронном формате документы с контрагентами-физлицами (в том числе самозанятыми).
  2. Возможность хранить всё подписанное в базе Сайна.
  3. Возможность скачивать документы и подписи к ним.

Все эти бумаги уже не надо вести на бумаге и подписывать вживую.

По функционалу это всё. Но разве что-то еще нужно? Просто, доступно и без ненужных финтифлюшек.

Покажу, как выглядит процесс отправки документа на подпись через Контур. Сайн.

Шаг 1

Заходим в сервис, нажимаем большую зеленую кнопку справа:

Шаг 2

Загружаем файл на подпись:

После загрузки система предложит ввести название, я обычно пишу максимально понятно. И добавляю в название фамилию контрагента — так в списке все сразу будет видно.

Шаг 3

Дальше документ можете просто сохранить (кнопочка справа), чтобы, скажем, подписать его позже. А можете подписать его сразу (кнопочка слева).

Подписание происходит через смс-коды. Получаете смс-ку с 6-значным кодом, вводите код, подписываете — готово.

Дальнейшая работа очень простая. По умолчанию вы видите список всех отправок (внизу есть листание). В списке видны названия, статус (подписан или нет) и дата. После подписания в списке появятся получатели (те, кто подписали). Быстрые возможности скопировать ссылку на документ и выгрузить его целиком тоже на виду.

Есть ли у Сайна разные версии

Нет, этот продукт готов к употреблению ровно в том виде, в котором он разработан. Никаких дополнительных опций в нем нет, версий тоже нет.

Недавно в Сайне добавили возможность интеграции в 1С и по АПИ в любую собственную программу работы.

Чего не хватает в Контур. Сайн? Что бы хотелось добавить?

Я за эти годы для себя сформулировала несколько моментов:

Первое. Мне не хватает возможности создавать папки, куда бы я переносила документы. Мне было бы удобнее отдельно держать договоры, а отдельно — акты по месяцам и годам.

Я вообще-то люблю, когда все разложено по полочкам, а не свалено в одну кучу. В Контуре все складывается в кучу. Да, там есть быстрый поиск по названию, это помогает. Но мой внутренний перфекционалист-секретарь хочет папочек и полочек.

Второе. Как я уже писала, электронные подписи в Сайне оформляются через Госуслуги. Обычно это очень быстро — от 2 до 10 минут. Но иногда бывают задержки до двух дней, когда на стороне Госуслуг наблюдаются проблемы. И да, я понимаю, что это не проблема Контура, но у него не реализовано удобное информирование на этот счет. И вот ты ждешь выпуска ЭП и не понимаешь: то ли ты что-то сделал не так, то ли бежать в техподдержку и жаловаться.

Третье. Переоформить подпись на следующий год сильно заранее не получится. В этом году я собиралась в отпуск как раз в то время, когда должен был закончиться мой старый сертификат и потребовалось оформлять новый. Я хотела это сделать заранее, но не смогла. Переоформить электронную подпись разрешено только за несколько дней до окончания старой. Это неудобно, когда хочешь все заранее распланировать.

Что нужно, чтобы начать работу в Сайне

Для начала использования сервиса нужно:

  1. Зарегистрироваться в нем онлайн.
  2. Выпустить электронную подпись.
  3. Оплатить счет.

Регистрация в Контур. Сайн стандартная: идете на сайт, заполняете форму (ФИО, телефон, е-мейл), получаете подтверждение на е-мейл, завершаете регистрацию.

Мой вам совет: если вы когда-то регистрировались в экосистеме Контура, то система вас запомнила. Это значит, что если вам нужна регистрация по другому поводу и вы не хотите поднимать старую, то регистрируйтесь на другие номера телефона и электронную почту. Я, например, специально для работы в Сайне завела отдельную сим-карту.

Выпуск электронной подписи — чуть посложнее. На этом этапе необходимо завести реквизиты организации или ИП, от имени которого планируете работать в сервисе, и личные данные лица, который станет подписывать документы. После — запустить одной кнопкой выпуск НЭП (именно она нам нужна в данном случае). Дальше требуется перейти на Госуслуги и подтвердить выпуск сертификата ЭП там. Затем надо вернуться в Контур и убедиться, что сертификат выпущен, и можете начинать работу.

На самом деле я зря все это расписываю: алгоритм Контура вам всё подскажет и поведет нужным путем.

Последний подготовительный шаг — оплатить счет. Это разрешено сделать непосредственно из личного кабинета Контура либо обратиться в поддержку и запросить счет по почте. Про тарифы я напишу чуть ниже.

Вуаля! Всё готово! Можете работать.

Тарифы Контур. Сайн

Напомню еще раз: оплата идет только за отправленные документы. И есть приятный момент: если вы отправили документ случайно, а потом спохватились и удалили его (до подписания контрагентом), то оплату за него тоже не возьмут.

Для организаций и ИП

Сервис предлагает предустановленные пакеты по количеству документов. Каждый пакет действует 12 месяцев. Цены — только за отправку.

Сейчас цены такие:

Количество документов Стоимость пакета Стоимость 1 документа
100 3990 39,9
200 6990 34,95
500 16 490 32,98
1000 30 990 30,99
2000 58 900 29,45
5000 135 900 27,18
10 000 249 900 24,99
30 000 660 900 22,03
Я рекомендую связаться с поддержкой и узнать о скидках. Они бывают пару раз в год, но в сервисе их не видно — счет со скидкой можно получить только через менеджера.

Для самозанятых

Самозанятым предлагается только 1 опция — безлимитное количество документов в год за 2990 рублей.

Интеграция

Честно признаюсь: не пробовала. Но догадываюсь, что интеграция — удобная опция для крупных компаний, когда можно выгружать подписанные документы прямо в свою систему учета.

Стоимость интеграции заявлена такая:

  • интеграция с модулем 1С на год — 15 700;
  • интеграция по АПИ на год — 18 000;
  • интеграция по АПИ на 5 лет — 38 000.

Думаю, что этими деньгами не обойтись, так как есть дополнительный ценник по консультациям по интеграции:

  • консультации по интеграции при помощи API — 24 800;
  • установка модуля в стандартную 1С — 16 700;
  • установка модуля в нестандартную 1С — от 25 700.

Часто задаваемые вопросы по сервису Контур. Сайн

Иванова Лидия Борисовна Редактор-эксперт

Автор, редактор-эксперт