Какой лимит на максимальный процент прибыли при перепродаже товаров через ООО на УСН?

Навигация

Размер шрифта:

Обсуждаем, существует ли лимит на процент накрутки прибыли при перепродаже товаром между юрлицами.

Какой лимит на максимальный процент прибыли при перепродаже товаров через ООО на УСН?

Существует ли установленный законом максимальный процент прибыли при перепродаже товаров через ООО на УСН и какие риски связаны с «накруткой»?

Я руковожу ООО на УСН, в деятельности есть перепродажа товаров между компаниями. Могу ли я по закону самостоятельно определять наценку и прибыльность сделок? Было услышано, что существует некий потолок в 30 % прибыли, и при торгах с акционерными обществами, где есть доля государства, это якобы уголовно наказуемо. Что на самом деле ограничено законом и где появится риск?

Отвечает Задорожнева Александра

ООО на УСН не ограничено при определении наценки и прибыльности сделок при перепродаже товаров, если речь идет об обычных сделках между частными компаниями и ИП. Вы можете устанавливать любую коммерчески обоснованную наценку с учетом рыночных условий и ваших бизнес-целей. Ни для УСН, ни для других налоговых режимов требование о потолке в 30 % в общем случае не действует. А налоговики контролируют лишь корректность отраженных доходов и расходов, не вмешиваясь в процесс получения прибыли.

Но ограничения прибыли все же встречаются, к примеру, при выполнении гособоронзаказа или при определении цен на лекарства. Конкретный лимит, к примеру, 20 или 30 %, определяют по профильному НПА и указывают в контракте. Например, при гособоронзаказе рентабельность могут ограничить 20 % или даже 1 % при перепродаже товаров. Но эти ограничения касаются только случаев, когда предмет закупки нормативно регулируется и относится к госзаказу.

А теперь поговорим о возможных рисках. В коммерческих закупках рисков, как правило, не возникает. Исключение: контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами или трансфертное ценообразование по ст. 105.10 НК РФ. В таких случаях налоговики контролируют, чтобы рентабельность находилась в рыночном интервале. В госзакупках возможна уголовная ответственность за высокую наценку: при мошенничестве, сговоре с заказчиком, необоснованном завышении цен по контракту с госкомпанией или нарушении процедур закупок (ст. 200.4, 200.5 УК РФ).

Может ли налоговая служба оспорить размер наценки и прибыли при перепродаже, даже если формально закон не нарушается?

Я стараюсь устанавливать экономически обоснованные цены, но слышал, что налоговая внимательно относится к высоким наценкам без явных деловых оснований. В каких случаях могут возникнуть вопросы о размере прибыли по продаже?

Отвечает Задорожнева Александра

Высокая наценка сама по себе не запрещена. Но иногда налоговая может потребовать доказательства ее обоснованности. Например, при продаже товаров взаимозависимым лицам налоговики иногда проверяют, соответствует ли цена рыночным условиям. Если цены завышены без очевидных причин, то ФНС вправе передать информацию в ФАС. На практике сделки между связанными лицами (к примеру, между участниками единой группы компаний или аффилированными структурами), проверяют реально глубоко: здесь применяются правила трансфертного ценообразования (ст. 105.10 НК РФ).

Но если вы проводите обычные сделки, устанавливаете при этом высокую наценку и не можете подтвердить реальные экономические причины, то налоговики усомнятся в «искусственности» завышенной прибыли. Налоговики анализируют договоры, расчет себестоимости, сравнивают цены с рынком и другими продавцами. К реальным причинам повышения наценки относят рост себестоимости, особые условия поставки, качество, срочность, дополнительные услуги.

Если же участвуете в госзакупках по 44-ФЗ, 223-ФЗ и по ГОЗ, то высокие наценки при отсутствии обоснований приводят к обвинениям в злоупотреблении правами поставщика, мошенничестве или сговоре с заказчиком.

ВАЖНО!
Чтобы избежать негативных последствий, налоговики рекомендуют вести прозрачный учет ценообразования, себестоимости и документировать экономическое обоснование повышения наценок. А при продажах связанным лицам — применять методы трансфертного ценообразования.

Какую роль играет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) при контроле сделок с высокой наценкой и цепочкой перепродаж?

Меня беспокоит: если сделка проводится между несколькими компаниями, а конечный покупатель — предприятие с долей государства или бюджет, то сможет ли ФАС заинтересоваться суммой наценки и вычислить «схему»?

Отвечает Задорожнева Александра

Да, может. Федеральная антимонопольная служба внимательно следит за сделками государственных и муниципальных учреждений, госкорпораций, компаний с госучастием и действительно может заинтересоваться суммой наценки. Это связано с тем, что ФАС контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, эффективность госзакупок и направления расходования бюджетных средств.

Вот в каких случаях ФАС заинтересуется наценкой:

  • если цепочка сделок между несколькими компаниями приводит к искусственному завышению конечной цены товара, работы или услуги для госзаказчика, создавая дополнительные наценки и приводя к неэффективному использованию бюджетных средств;
  • если есть признаки антиконкурентных соглашений, картельных сговоров, ценовых манипуляций, которые ограничивают конкуренцию и увеличивают стоимость контракта;
  • если компания с долей госучастия закупает товары, работы или услуги с необоснованно высокими наценками через цепочку подрядчиков, то ФАС может начать проверку с целью выявления мошеннических схем.

И в практике ФАС действительно были такие схемы, когда посредники в цепочке искусственно завышали цены для получения чрезмерной прибыли. Обычно их расследуют комплексно, с изучением финансовых потоков, переписки и договорной документации. Значит, если работаете с компанией с госучастием, то всегда обосновывайте цены и оформляйте необходимые документы: к примеру, коммерческие предложения, расчеты себестоимости, подписанные договоры.

Каковы требования к обоснованности цены при перепродаже товаров между компаниями на УСН?

Есть ли документы или сопроводительная информация, подтверждающие экономическую обоснованность формируемой цены? Достаточно ли просто договора и расходных накладных, или могут потребоваться дополнительные подтверждения?

Отвечает Задорожнева Александра

Простого договора с контрагентом обычно недостаточно, особенно при проверках со стороны налоговиков, ФАС и других контролирующих органов. Вот пакет документов, которые рекомендуется составлять для экономического обоснования цены:

  1. Договор с контрагентом, где четко описаны условия, объем и качество товаров, работ или услуг. Проверьте, чтобы в нем была указана не только цена, но и все существенные условия.
  2. Бухгалтерские и транспортные документы. Это счета и счета-фактуры, акты приема-передачи, товарные, товарно-транспортные накладные. Они подтверждают цену, себестоимость (из которой и формируется наценка) и факт передачи товара.
  3. Коммерческие предложения, прайс-листы конкурентов. Подтверждают рыночные расценки, на которые вы ориентировались при формировании собственный цены.
  4. Документы, подтверждающие дополнительные расходы. Подготовьте обоснование дополнительных затрат, которые влияют на цену: к примеру, логистика, хранение, упаковка, сертификация.
  5. Внутренние калькуляции и расчеты плановой прибыли. Оформляйте документально все расчеты для эономического обоснования наценки.
  6. Документы по различным договоренностям с контрагентом. Собирайте протоколы совещаний, переписки с контрагентами, документы по предложенным скидкам, бонусам, особым условиям ценообразования.

Все это поможет, при необходимости, обосновать цену и заказчикам, и налоговикам, и антимонопольщикам.

Может ли цена перепродажи отличаться от рыночной и чем это чревато для компании?

В каких случаях требуется доказывать, что сделка соответствует рыночному уровню цен? Чем грозит признание налоговыми органами разницы между закупочной и продажной стоимостью необоснованно завышенной?

Отвечает Задорожнева Александра

Доказательства требуются лишь в некоторых случаях:

  1. Сделки с взаимозависимыми лицами, связанными компаниями. На основании ст. 105.10 НК РФ такие сделки подлежат контролю трансфертного ценообразования, а цены должны соответствовать рыночному уровню. Иначе налоговая вправе пересчитать налоговую базу.
  2. Госзакупки и прямые сделки с госучреждениями и компаниями с госучастием. Контроль ценообразования необходим в рамках проверки эффективности и целового расходования бюджета.
  3. Сделки, которые привели к налоговым спорам или претензиям контролирующих органов. К примеру, когда налоговики проводили камеральную проверку и обнаружили сделку, где цена существенно отличается от сопоставимых контрактов, а себестоимость экономически необоснована.

Последствия признания необоснованно завышенной цены бывают разными. Так, налоговики могут пересчитать налоговую базу, доначислить налоги и назначить пени и штрафы. За умышленное уклонение от налогов или мошенничество грозит уголовная ответственность. Кроме того, разбирательства приведут к конфликтам с контролирующими органами, испортят деловую репутацию и существенно сократят количество действующих и потенциальных партнеров.

При перепродаже товаров для предприятий с государственным участием есть ли особые лимиты по прибыли?

Если я реализую товары или услуги акционерным обществам с госдолей, то стоит ли дополнительно контролировать уровень прибыли и наценки по контракту? Чем грозит завышенная цена при работе с бюджетными средствами?

Отвечает Задорожнева Александра

Да, действительно, если работаете с акционерным обществом с госдолей, то для таких сделок требуется дополнительный контроль прибыли и наценок. Дело заключается в том, что такие контракты не всегда оплачиваются за счет собственных средств компаний. Иногда АО с госдолей проводят сделки за счет бюджетных средств. А все, что связано с бюджетом, контролирует не только ФАС, но и финансовые органы по уровню бюджета — к примеру, казначейство. Те же антимонопольщики регулярно проверяют сделки госкомпаний на предмет необоснованного завышения цен и фиктивных цепочек посредников.

А если выполняете для компании с госучастием гособоронзаказ, то надо внимательно читать договор, смотреть на максимальный процент прибыли и не нарушать его при формировании цены. Более того, ценообразование по ГОЗ строго нормируется: порядок закреплен постановлением Правительства РФ № 1465 от 02.12.2017. Нарушать его нельзя ни заказчикам, ни поставщикам.

ВАЖНО!
Завышенная цена при работе с бюджетом в первую очередь приведет к антимонопольным разбирательствам. ФАС может привлечь к административной ответственности за нарушение законодательства о конкуренции: придется устранить все нарушения и заплатить крупный штраф. ИФНС, в свою очередь, вправе пересчитать налоговую базу, доначислить налоги, выставить пени и штрафы. Если при разбирательствах установят признаки мошенничества, сговора или злоупотребления в госзакупках, то нарушителям грозит уголовная ответственность. Есть и репутационные риски: исполнителей по контрактам в рамках закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут включить в реестр недобросовестных поставщиков. Это существенно скажется на бизнесе и на доверии со стороны других государственных заказчиков.

Читайте также:

Ответы подготовили:
Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.