По словам Михаила Сухова, "из 55 банков 37 кредитных организаций сознательно шли на проведение сомнительных операций". Примечательно, что в первый раз предупреждение банкам-камикадзе прозвучало ровно год назад на том же форуме в Сочи. Тогда Михаил Сухов сообщил, что «Некоторые банки большей или меньшей величины – их можно назвать банками-камикадзе – начинают достаточно быстро и в больших объемах проводить сомнительные операции». Зампред пообещал, что ЦБ будет тщательно анализировать все действия таких банков.
В течение 2014 – 2015 г. Центробанком РФ в кредитные учреждения и территориальные подразделения был разослан ряд писем, в которых перечислялись сомнительные операции и меры по их контролю. Особое внимание было уделено транзитным операциям, к которым относятся:
- продажа наличных платежным агентам (например, терминалам моментальных платежей);
- покупка ценных бумаг в счет оплаты услуг;
- от юридических лиц индивидуальным предпринимателям и физлицам по договорам займа, векселям и другим ценным бумагам, в оплату товаров и по исполнительным листам.
Подобные действия Банка России полностью согласуются с общим направлением внутренней политики РФ в последние несколько лет - комплексному ужесточению антиотмывочного регулирования, начиная с требований валютного контроля и заканчивая антиофшорным законом. Совсем недавно, 12 августа, ЦБ отозвал лицензию у столичного "Пробизнесбанка", и это стало уже третьим за год случаем касательно банка, входящего в Топ-100 по рейтингу.
Самым громким, конечно же, стало дело банка "Российский кредит" и прочих организаций, входящих в финансовую группу Анатолия Мотылева. Как позже сообщили в Банке России, обязательства всех четырех банков группы Мотылева («Российский кредит», М Банк, АМБ Банк и банк «Тульский промышленник») составили 210,5 млрд. рублей, в то время как реальная стоимость их активов — 109,9 млрд руб. Таким образом, дыра в их капитале превысила 100 миллиардов рублей, оказав неслабое влияние на всю финансовую систему.
Материал по теме
ЦБ отозвал лицензию у банка «Российский кредит», входящего в Топ-50 по объему активов
Кроме того, финансовый регулятор ясно и недвусмысленно дает понять, что количество кредитных учреждений в нашей стране будет в принципе неуклонно сокращаться. Более того, статистика показывает, что и общее число банков, приносящих прибыль, в нашей стране становится меньше: по данным «Обзора банковского сектора» ЦБ, за первые четыре месяца 2015 года сократилось на 140. На 1 мая в России насчитывалось 567 прибыльных кредитных организаций, тогда как на 1 января 2015 года таковых было 707.
При этом подобные действия согласуются и с заявлениями высшего руководства страны. Так, еще в январе 2014 года Президент РФ Владимир Путин заявлял о том, что «сейчас у нас около тысячи банков, чуть поменьше. Для нашей экономики, конечно, это большое количество финансовых учреждений». Впрочем, и среди самих банкиров можно встретить прогнозы о том, что через 5 лет количество кредитных учреждений может уменьшиться более чем вдвое.
[C=1026]
Аналитики указывают, что первые двести крупнейших банков России в совокупности контролируют 96,5% всей кредитно-финансовой системы. А остальные 3,5% "распылены" по более чем шести сотням мелких банков.
[C=1027]
Как считают эксперты, на самом деле Банку России достаточно просто разработать методику, которая позволит, с одной стороны, отсеивать "нехорошие" банки, а с другой - оценивать надежность практически любого элемента кредитной системы. При этом, в частности, должны будут учитываться общий объем финансового рынка, количество физических и юридических лиц, обслуживаемых конкретным банком, количество совершаемых транзакций и т.д.
Материал по теме
Великолепная десятка - 10 системно значимых банков России
Именно этими критериями (как заявлял, кстати, все тот же Михаил Сухов) руководствовался Банк России, когда составлял список из 10 системообразующих банков, на которые в совокупности приходится более 60% всего банковского рынка. Пожалуй, только этим десяти "неуязвимым" действительно не о чем беспокоиться.
Любой же другой банк потенциально находится в зоне риска, если финансовый регулятор обратит на него свое внимание. И единственный способ избежать этого внимания - это не быть "камикадзе" и не проводить сомнительных операций, или не пытаться искусственно завышать показатели своего финансового положения.