Статья 723 ГК РФ. Ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы

Оглавление

Ч.1 статьи 723 ГК РФ

1. В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).

Ч.2 статьи 723 ГК РФ

2. Подрядчик вправе вместо устранения недостатков, за которые он отвечает, безвозмездно выполнить работу заново с возмещением заказчику причиненных просрочкой исполнения убытков. В этом случае заказчик обязан возвратить ранее переданный ему результат работы подрядчику, если по характеру работы такой возврат возможен.

Ч.3 статьи 723 ГК РФ

3. Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Ч.4 статьи 723 ГК РФ

4. Условие договора подряда об освобождении подрядчика от ответственности за определенные недостатки не освобождает его от ответственности, если доказано, что такие недостатки возникли вследствие виновных действий или бездействия подрядчика.

Ч.5 статьи 723 ГК РФ

5. Подрядчик, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества (статья 475).

Действуют ли данные подрядчиком гарантийные обязательства при досрочном расторжении договора по соглашению сторон?

Если другое договором не предусматривается, то да. Согласно ст 721 и ст 722 ГК РФ, если результат работы имеет гарантийный срок, то подрядчик должен обеспечить её качество в течение этого времени. Если гарантийного срока нет, то предусмотрен разумный срок предъявления требований к качеству работ (обычно в пределах двух лет со дня сдачи результата). За подрядчиком закреплена обязанность устранения недостатков, связанных с качеством работы (п 1 ст 723 ГК РФ). По общему правилу, расторгая договор, стороны прекращают свои обязательства. Но гарантийные обязательства имеют иную природу, чем те основные, ради исполнения которых заключался договор. Гарантия предполагает её применение и в случае прекращения действия договора. Это подтверждается судебной практикой. ВАС разъясняет в своем постановлении от 06.06.2014 N 35, что гарантийные обязательства сохраняют своё действие после того, как договор расторгнут. Однако стороны, досрочно расторгая договор, могут предусмотреть в своём соглашении прекращение гарантии с момента расторжения договора.

Обязан ли заказчик при расторжении договора подряда вернуть подрядчику сумму гарантийного удержания?

Важно понимать, что такое “гарантийное удержание”. Это удержание заказчиком части стоимости выполняемых подрядчиком работ до наступления определенного договором срока. Законодательство предусматривает, что выполненная работа оплачивается по смете в порядке и в сроки, указанные в договоре подряда. Работа сдается только после подписания обеими сторонами акта. Заказчик оплачивает работу после того, как увидит её результат. Гарантийное удержание является частью стоимости работ, и как правило выплачивается заказчиком подрядчику по истечению гарантийного или иного срока. Ситуация может развиваться двумя способами:

  • Если в момент расторжения договора работы уже приняты заказчиком без замечаний, то удержанная сумма возвращается подрядчику. Обязанность заказчика вернуть удержанные деньги не зависит от того, кто инициатор расторжения договора. Сумма гарантийного удержания возвращается подрядчику также и в случае, если заказчик необоснованно отказывается от приемки и оплаты работ.
  • Однако, если работа подрядчика содержит недостатки, то заказчик имеет право заявить встречный иск. Он может потребовать зачесть соответствующую сумму из величины гарантийного удержания. При подтверждении наличия дефектов, если суд убедится, что сумма справедлива, то он может встать на сторону заказчика.
За ненадлежащее качество работ подрядчика ожидает ответственность в соответствии со ст. 723 ГК РФ. Допустимо также согласование сторонами договора условия о том, что гарантийное удержание не подлежит возврату в случае, когда договор расторгается подрядчиком при нарушении им же существенных условий сделки (например, срока).

Если, из-за допущенных подрядчиком нарушений, цена работ по договору снижена, вправе ли заказчик требовать безвозмездного устранения недостатков?

Обязательства, которые берут на себя подрядчик и заказчик, заключая договор, они обязуются исполнять надлежащим образом. Согласно п 1 ст 721 ГК РФ качество работы подрядчика должно соответствовать условиям договора или требованиям предъявляемым к работам такого же рода. В силу п 1 ст 723 ГК РФ, если работа выполнена неправильно - с отступлениями от договора, ухудшившими её результат, заказчик имеет право потребовать от подрядчика:

  • безвозмездного устранения недостатков;
  • соразмерного уменьшения цены работы;
  • возмещения своих расходов на устранение недостатков.
Каждая из этих мер направлена на восстановление нарушенного права заказчика и, что самое главное, определяется по его выбору. Все действия перечисленные в ст 732 ГК РФ распространяются на ситуации, когда работа выполнена подрядчиком настолько некачественно, что ее результат стал непригодным для задуманного использования. Избрание по выбору заказчика одной из этих мер к подрядчику, исключает применение остальных. Поэтому предъявлять требования о безвозмездном устранении недостатков заказчик уже не может, так как он использовал иную меру оперативного воздействия - уменьшение установленной в договоре цены.