Заявление в ФСС на возмещение затрат на охрану труда

Заявление на возврат ФСС расходов на охрану труда — это главный документ для получения от Фонда социального страхования денег, потраченных работодателем на меры по сокращению травматизма. Состоит из двух частей и подается ежегодно:

  • до 01.08.2021 — о финансировании предупредительных мер;
  • до 15.12.2021 — для получения денег.
Содержание

Все работодатели вправе зачесть деньги, истраченные в течение года на предупредительные меры по сокращению травматизма в организации. Финансирование осуществляет Фонд социального страхования России на основании приказа Минтруда России № 764н от 03.12.2018. В числе финансируемых фондом мероприятий:

Первоначально организация тратит на эти цели собственные средства, но раз в год в Фонд социального страхования разрешается подать заявление в ФСС на возврат на охрану труда, чтобы получить истраченные деньги назад.

ВАЖНО!
В 2021 году действует новый бланк, утвержденный приказом ФСС России от 04.02.2021 № 26.

Перед этим подают заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, форма заявления в ФСС на возмещение расходов на мероприятия по охране труда содержится в приложении № 1 к административному регламенту, утвержденному приказом ФСС РФ от 07.05.2019 № 237.

Лимиты возмещения затрат на охрану труда

Сумма возмещения затрат на охрану труда ограничена. Обычно это не более 20 % сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, уменьшенных на суммы расходов, понесенных на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
  • оплату отпуска застрахованного лица с целью лечения с учетом проезда до места назначения и обратно.

Иногда лимит разрешено увеличить до 30 % годовой суммы страховых взносов за вычетом соответствующих расходов. Все эти данные сотрудники Фонда соцстраха получают из формы 4-ФСС за предыдущий год. При отсутствии возмещения в течение двух лет для организаций с численностью до 100 человек разрешено применять для расчета лимита данные за три предыдущих года.

Срок подачи

Действующее в 2021 году заявление на компенсацию средств за травматизм направляется в территориальный орган Фонда социального страхования по месту регистрации страхователя в два этапа:

  1. До 01.08.2020 — подают заявление и план финансового обеспечения предупредительных мер вместе с обосновывающими документами.
  2. До 15.12.2021 — подают просьбу о возмещении произведенных расходов на предупредительные меры и подтверждающие документы.

Без первого документа подавать второй не имеет смысла, так как Фонд предварительно согласовывает предложенные работодателем меры и суммы на их реализацию и только потом их оплачивает.

ВАЖНО!
Чем раньше подадите первое обращение, тем больше шансов на согласование полной суммы, так как бюджет ФСС ограничен.

Как заполнить заявление о финансовом обеспечении мер по охране труда: пошаговая инструкция

Форма запроса на планирование и возмещение произведенных расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждена Приказом ФСС России от 04.02.2021 № 26.

Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер представляется страхователем или его официальным представителем на бумажном носителе либо в форме электронного документа. Его следует заполнять на утвержденном бланке с соблюдением регламента.

Так выглядит образец заявления на возмещение расходов по травматизму из ФСС (форма для заполнения):

С помощью этой инструкции вы разберетесь, как заполнить заявление о возмещении страхователю произведенных расходов на оплату мер по сокращению производственного травматизма за пять шагов:

Шаг 1. Указываем наименование органа ФСС и полное название организации-страхователя.

Шаг 2. Указываем регистрационный номер и ИНН.

Шаг 3. Перечисляем прилагаемые бумаги.

Шаг 4. Указываем способ получения решения ФСС о возврате средств.

Шаг 5. Подписываем (руководитель работодателя), ставим дату и печать, если она используется.

После этого направьте заполненный бланк заявления на возмещение расходов ФСС 2021 г. в Фонд. У организации на этот момент не должно быть:

  • непогашенных недоимок по взносам на травматизм;
  • пеней или штрафов.

Если они будут на день подачи пакета документов, расходы не возместят.

Подать документы разрешается в электронной форме или на бумаге одним из способов:

  • через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном формате с заверением усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • лично в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации;
  • через МФЦ;
  • почтой — способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.

Какие еще документы сдать

Соблюдения лимитов недостаточно, чтобы подтвердить финансовое обеспечение предупредительных мер: необходимо не только знать, как подать заявление в ФСС (заявление на возмещение расходов на охрану труда), но и приложить к нему целый пакет документов, обосновывающих необходимость затрат. В их число входят:

  • план финансового обеспечения;
  • копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда;
  • выписка из коллективного договора (соглашения по охране труда) между работодателем и представительным органом работников о мерах охраны труда в организации;
  • копии приказов о направлении работников на обучение по охране труда и списки этих лиц;
  • копия договора на проведение обучения с уполномоченной организацией;
  • другие бумаги, подтверждающие целевое назначение и необходимость финансирования.

Если заявление составлено верно, лимиты соблюдены и документы для возмещения расходов ФСС составлены правильно, Фонд направит страхователю решение о предоставлении финансирования. Если чего-то не хватает, или оно составлено с ошибками, или если расходы вызывают сомнения у сотрудников Фонда, работодатель получит обоснованный отказ. Срок на это предусмотрен регламентом:

  • 10 рабочих дней — если сумма взносов на травматизм за предыдущий год составляет 25 млн руб. или меньше;
  • 18 рабочих дней — если сумма взносов превышает 25 млн руб.

Срок может еще немного увеличиться, так как в него не входит время на пересылку документов.

Заявление на получение денег

При положительном решении требуется заполнить и представить в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации заявление о возмещении произведенных расходов на предупредительные меры и подтверждающие документы. Срок — до 15.12.2021 (включительно).

Форма утверждена приказом ФСС РФ от 04.02.2021 № 26. Специальные требования по ее заполнению не предусмотрены. Обязательно указываются:

  • сумма к возмещению;
  • банковские реквизиты страхователя.

К заявлению прикладывают документы, подтверждающие понесенные расходы (их перечень указывают в бланке). Специалисты ФСС в течение пяти рабочих дней со дня приема документов примут решение о возмещении расходов и перечислят средства на расчетный счет в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.12.2020 № 478-ФЗ.


Дидух Юлия
Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года