Верховный суд о госзакупках. День за днем. 28.06.2024

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно начисления пеней по неисполненным госконтрактам, признаков недобросовестного поведения подрядчиков и обязательств АНО по разработке положений о закупках в сфере культуры и благоустройства.

Навигация

Начисление пеней по госконтракту

Верховный суд РФ признал обоснованными доводы о том, что начисленные Заказчиком по госконтракту на поставку товара пени, составляющие менее 5% от цены контракта, не подлежат списанию по Постановлению №783, если госконтракт не исполнен в полном объеме и является действующим.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 25 июня 2024 года № 305-ЭС24-4945 по делу № А40-89993/2023

Признаки недобросовестного поведения подрядчиков

Верховный суд РФ согласился с нижестоящим судом в том, что признаками недобросовестного поведения Подрядчика по госконтракту, заключенному на подготовку проектной документации в целях строительства объекта капитального строительства, для включения информации в РНП являются:

  • длительное игнорирование воли Заказчика на корректировку технического задания;
  • подписание дополнительного соглашения к госконтракту без обоснования конкретных видов дополнительных работ, а также условия об увеличении срока выполнения работ;
  • последующее заявление по истечении предусмотренного контрактом срока выполнения работ о необходимости существенного увеличения срока без предоставления каких-либо гарантий его исполнения.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 26 июня 2024 года № 303-ЭС24-9630 по делу № А24-397/2022, Решение АС Камчатского края от 30 мая 2023 года по делу № А24-397/2022

Обязательства АНО по разработке положений о закупках

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что, если автономные некоммерческие организации (АНО) действуют в интересах администрации и заключают договоры с единственными поставщиками без торгов и без Положения о закупках (размещенного в ЕИС) на разработку проектной документации по объектам — «центр культурного развития, иные объекты культуры, благоустройства территории или социальные объекты города», то такое АНО по своей правовой природе является муниципальным автономным учреждением и осуществляет полномочия Администрации данного города в сфере организации благоустройства территории города, в сфере создания условий для организации досуга и массового отдыха жителей города, в сфере обеспечения условий для развития физической культуры и массового спорта, то в таких действиях (бездействии) содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выражается в бездействии по разработке и утверждению Положения о закупках по 223-ФЗ..

Таким образом, предупреждения антимонопольных органов к таким АНО о необходимости устранения признаков нарушения антимонопольного законодательства путем разработки, утверждения и последующего размещения в Единой информационной системе в сфере закупок Положения о закупке — являются ЗАКОННЫМИ.

ВАЖНО!

Признаками, свидетельствующими о том, что АНО по своей правовой природе является муниципальным автономным учреждением и на него распространяются положения №223-ФЗ, являются:

  • Согласно ч.1 ст.123.24 ГК РФ автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности;
  • указанное АНО, являясь автономной некоммерческой организацией, создано не на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц, а за счет имущественного взноса, формируемого из средств бюджета города или бюджета области;
  • из ч.1 ст.123.24 ГК РФ следует, что учредителями автономной некоммерческой организации являются граждане и (или) юридические лица, на основе имущественных взносов которых создана такая организация;
  • учредителем АНО является не гражданин и не юридическое лицо, а муниципальное образование «Город .... или субъект РФ»;
  • АНО осуществляет полномочия Администрации города или субъекта РФ в сфере организации благоустройства территории города Глазова, в сфере создания условий для организации досуга и массового отдыха жителей города или субъекта РФ, в сфере обеспечения условий для развития физической культуры и массового спорта;
  • Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Документ: Определение Верховного суда РФ от 26 июня 2024 года № 309-ЭС24-6202 по делу № А71-2489/2023, Решение АС Удмуртской республики от 03 августа 2023 года по делу № А71-2489/2023

Обязательство АНО по закупкам по 223-ФЗ

Верховный суд РФ согласился с тем, что все АНО, созданные на территории субъектов РФ, учредителями которых являются города, субъекты РФ или РФ, обязаны осуществлять закупки по 223-ФЗ для чего разрабатывать Положения о закупках и размещать эти Положения в ЕИС. Заключение договоров указанными АНО с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) без разработанных и размещенных в ЕИС Положений о закупках является нарушением части 1 статьи 15 № 135-ФЗ и может повлечь признание таких договоров недействительными по искам Прокуроров и, как следствие, возвращение всего полученного поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по таким договорам на счета АНО.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 26 июня 2024 года № 309-ЭС24-6202 по делу № А71-2489/2023, Решение АС Удмуртской республики от 03 августа 2023 года по делу № А71-2489/2023

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».

Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ:

Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.