Рейтинг@Mail.ru

Что делать ИП, если покупатель при оформлении заявления на возврат товара отказывается указывать паспортные данные

Размер шрифта:

Добрый день, с вами снова мы, авторы колонки «Катавасия, или Будни ИП», — Наталья Зорина и кот Арсений Бонифаций.

Кратко, о чем выпуск («Спойлер — это...» — муркнул кот.):

объясняем покупателю, что, несмотря на то что Закон о защите прав потребителей не обязывает покупателя предъявлять паспорт при возврате товара, по правилам ведения кассовых операций при выдаче наличных по РКО продавец должен удостоверить личность получателя денег. ИП не используют расходно-кассовые ордеры в работе, но должны оформлять возвратные операции первичными документами (накладные, заявление), в которых удобнее и безопаснее указать паспортные данные покупателя. Это защищает и покупателя (в случае споров с продавцом), и ИП (в случае споров с ФНС). Также законна в этом случае и обработка персональных данных покупателя, так как она связана с исполнением договора купли-продажи.

Время чтения: 3 минуты

Навигация

Возврат товара — обычная процедура, но продавцы часто слышат от покупателей: «А обязательно ли предъявлять паспорт при возврате товара?» А некоторые клиенты и вовсе отказываются представлять документ при заполнении заявления, считая это нарушением своих прав.

Конечно, магазины требуют документы не просто так — есть общепринятая практика оформления возврата. Однако, чтобы объяснить это клиенту, необходимы ссылки на нормативные документы. Но оказалось, что найти их не так просто.

Правомерно ли требовать у покупателя паспортные данные при оформлении возврата товара?

В соответствии с Законом о защите прав потребителей паспорт при возврате товара показывать необязательно. Требование документа, удостоверяющего личность, для возврата или обмена неподходящего или некачественного товара законом не предусмотрено (ст. 18 и 25 закона № 2300-1).

Однако продавец собирается вернуть покупателю деньги, передача денег из кассы покупателю подпадает под термин «расчеты» в соответствии с законодательством о применении ККТ (ст. 1.1 Закона о ККТ). При наличных и безналичных расчетах (включая выплату денег за возвращенный товар) обязательно применяется кассовый аппарат (ст. 1.2 Закона о ККТ).

Продавец при передаче денег покупателю обязан сформировать на кассе чек с признаком расчета «возврат прихода» (абз. 8 пункта 1 статьи 4.7 Закона о ККТ, п. 12 Приказа ФНС России № ЕД-7-20/662@) и вернуть деньги покупателю. Но и в этом случае закон не предусматривает предъявление покупателем паспорта!

Но, кроме законодательства о ККТ, продавец обязан соблюдать правила ведения кассовых операций. Правила утверждены Указанием Банка России № 3210-У. Они обязывают продавца выдачу наличных средств из кассы организации оформлять расходно-кассовым ордером (РКО). В нем указывается ФИО лица, которому передаются деньги. После оформления РКО «кассир должен удостовериться в том, что выдача наличных денег осуществляется лицу, указанному в расходном кассовом ордере» (абз. 2 п. 6.1 указаний). Как удостовериться? Конечно, потребовать документ, удостоверяющий личность. Такую практику оформления возвратных операций подтверждает и Роспотребнадзор в своих разъяснениях (см. шаг 3 разъяснений).

Нет, ведь разъяснения госоргана не являются нормативным документом. И наши рассуждения не закончены.

Если продавец является индивидуальным предпринимателем, то правила возврата товара могут быть иными. Для ИП предусмотрен упрощенный порядок ведения кассовых операций. Например, предприниматель не обязан оформлять кассовые документы (ПКО, РКО) (пп. 4.1 п. 4 указания № 3210-У). А нет расходно-кассового ордена, значит, и обязанности требовать паспорт нет?

Возможно, независимо от того, оформляется РКО или нет, паспорт все равно нужен. Ведь кассир должен убедиться, что выдача денежных средств осуществляется тому лицу, которое запросило их. И паспорт тогда необходимо предъявить! К сожалению, ни разъяснений контролирующих органов, ни судебной практики по этому вопросу я не нашла.

Но даже после всех этих нормативных «неясностей» я не рискну отменить правила возврата товара, при которых для оформления я требую паспорт в своих розничных магазинах. И вот почему.

Почему ИП стоит требовать предъявление паспорта при возврате товара?

Возврат денежных средств покупателю уменьшает общую выручку по кассе организации или ИП. Уменьшение выручки — это уменьшение налогов. Оформленные на кассе возвраты могут заинтересовать ФНС.

ВАЖНО!
Это подтверждает и утвержденный Минфином России перечень индикаторов риска нарушений в области ККТ (приказ от 06.06.2023 № 88н). Подозрительным выглядит наличие у организации или ИП более 30 % чеков с признаком расчета «Возврат прихода» или чеков коррекции за последние 30 календарных дней (п. 2 перечня).

Поэтому правильно оформленный возврат — это залог того, что ФНС признает обоснованность возвратных операций, а не решит, что выручка искусственно занижена. И, конечно, одним чеком на «возврат прихода» здесь не обойтись, необходимы первичные документы.

ВАЖНО!
Отсутствие первичных документов при оформлении факта хозяйственной деятельности относится к грубому налоговому нарушению, ответственность за которое предусмотрена п. 3 ст. 120 НК РФ и ст. 15.11 КоАП РФ.

Для продавца возврат товара — это покупка (он «выкупает» товар обратно у покупателя). Покупку следует оформить товарной накладной. Первичный документ составляется в соответствии с требованиями действующего законодательства. В нем необходимо указать обязательные реквизиты, в том числе подписи продавца и покупателя с указанием фамилий и инициалов (п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

Поэтому ФИО покупателя необходимы. А подтвердит эти данные документ, удостоверяющий личность. Конечно, опять же нигде не сказано, что ФИО нельзя указать без паспорта, но гарантия у таких данных будет низкая, и не факт, что налоговая их примет в качестве обоснования возвратных операций.

Чаще всего перед оформлением накладной покупателю предлагается оформить заявление о возврате товара. Его рекомендовал продавцам оформлять Роскомторг при возврате некачественного товара (п. 10.3 Методических рекомендаций, утв. Письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5). На практике его оформляют и при возврате качественного товара. В нем указывается:

  • ФИО и паспортные данные покупателя;
  • наименование возвращаемого товара;
  • причина возврата;
  • сумма, уплаченная за товар;
  • реквизиты чека (номер и дата);
  • реквизиты банковской карты покупателя, на которую необходимо перевести возврат денежных средств (для безналичной оплаты).

Такое письменное заявление не только необходимо продавцу для правильного оформления возврата, но и полезно покупателю в случае судебных разбирательств с продавцом (претензии по качеству товара, соблюдению сроков возврата и т п).

ВАЖНО!

Итак, при оформлении возврата:

  1. Просим покупателя написать заявление о возврате товара.
  2. Оформляем накладные на возврат в 2 экземплярах, где поставщиком выступит покупатель.
  3. Пробиваем возвратный чек.

Заявление и один экземпляр накладной остаются у нас в качестве документов, подтверждающих возврат.

Такое оформление возвратных операций поддерживают суды (см, например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.10.2023 № Ф06-8806/2023).

Как убедить покупателя предоставить паспортные данные при оформлении возврата?

Рекомендуем предпринимателю составить локальный акт с правилами возврата товара, в нем прописать перечень оформляемых документов, дать выдержки и ссылки на нормативные документы и на информацию Роспотребнадзора. В случае отказа покупателя предъявить паспорт, знакомим его с нашими правилами и объясняем, что требование обусловлено в первую очередь правилами налогового учета.

Чаще всего покупатель боится представлять паспортные данные из-за страха за свои персональные данные. Но в этом случае персданные покупателя обрабатываются продавцом в рамках исполнения договора розничной купли-продажи. Требование их продавцом законно (пп. 5 ч. 1 ст. 6 Закона о персданных).

Если и после этого покупатель не согласен предъявлять паспорт, то ИП имеет право отказать в возврате товара.

Будни ИП: как управлять бизнесом без суеты - Колонка Натальи Зориной на PPT.RU:

Зорина Наталья Индивидуальный предприниматель

С 2004 года консультирую компании по вопросам трудового законодательства, провожу лекции правовой тематики, работаю с крупными компаниям и госорганами, веду свой бизнес.

Комментарии
Что-то непонятно? Спрашивайте!
Катавасия, или Будни ИП – авторская колонка Натальи Зориной: ответы по темам
1 вопрос
9 июля 2025
Какие существуют законодательно установленные ограничения максимального размера страховой пенсии по старости?

Обсуждаем, как узнать, какие существуют законодательно установленные ограничения максимального размера страховой пенсии по старости и максимального количества учитываемых индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) при назначении пенсии, и как это подтвердить?

1 вопрос
53
1 вопрос
7 июля 2025
Как разрешено пересылать документы с персональными данными в рамках закона о персональных данных РФ?

Обсуждаем, как пересылать внутри и вне компании документы с персональными данными, чтобы не нарушить № 152-ФЗ.

1 вопрос
272
1 вопрос
30 июня 2025
Сотрудник принес судебный приказ на удержание алиментов с неполной информацией, что делать бухгалтеру

Разбираемся, можно ли удерживать алименты по судебному приказу от 2019 года, в котором не указано наименование организации, где работает должник.

1 вопрос
417
1 вопрос
27 июня 2025
Доплата до МРОТ при работе на неполную ставку

Обсуждаем, обязан ли работодатель делать доплату до МРОТ при работе на 0,5 ставки

1 вопрос
549
1 вопрос
26 июня 2025
Начисление и выплата НДФЛ по новой шкале

Разбираемся, как применить ставку НДФЛ при начислении и выплате зарплаты и процентов по займу, если выплаты по ним производятся в разные дни и ставка в этот момент меняется.

1 вопрос
449
Вам может быть интересно:
Ошибка на сайте