Если при совершении контракта одна из сторон нарушает свои обязательства, не выполняет их вовсе или осуществляет ненадлежащим образом, то другая вправе направить ей официальное требование исполнить контракт, как надо. Подается претензия в ЕИС — этот порядок обмена документами введен с июля 2022 года.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Претензия — это письмо, где одна сторона сообщает другой о нарушении.
- Перед обращением в суд нужно сначала отправить это письмо.
- Теперь их можно направлять через интернет-систему ЕИС.
- В письме важно описать нарушения и требования по контракту.
- Лучше отправлять претензию сразу, как заметили нарушение.
В каких случаях составляется претензия
Это документ, которым одна сторона контракта сообщает другой, что та ведет себя ненадлежащим образом. Например, заказчик направляет поставщику письмо о рекламации, если поставщик:
- не поставил товар;
- поставил товар ненадлежащего качества;
- опоздал со сроками поставки;
- в других случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта.
Поставщик направляет заказчику такой документ, если, например, заказчик не оплачивает исполненный контракт.
С помощью такого письма сторона не только напоминает о необходимости исполнить соглашение должным образом, но и вправе потребовать уплаты неустойки или возместить убытки.
Порядок претензионной переписки в Единой информационной системе
Еще в недавнем прошлом, если между сторонами возникала конфликтная ситуация, они обменивались письмами по почте или нарочно. Однако повсеместная цифровизация добралась и до этой сферы: теперь в соответствии с ч. 16 ст. 94 44-ФЗ стороны обмениваются такими письмами через Единую информационную систему.
Электронная претензия в ЕИС в 2024 году полностью заменяет бумажный аналог — ее направления таким способом достаточно, чтобы потом обратиться в суд и обосновать, что досудебный порядок соблюден. Однако стороны вправе по желанию продолжать дополнительно обмениваться бумажными аналогами документов.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как рассчитать и взыскать неустойку по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Пошаговая инструкция, как разместить претензию в ЕИС, следующая:
Шаг 1. Составьте документ, в том числе опишите в нем суть нарушения со стороны контрагента, перечислите требования и обоснуйте и то, и другое ссылками на нормы права и пункты контракта.
Шаг 2. Зайдите в личный кабинет заказчика в Единой информационной системе, выберите вкладку «Реестры», а в ней — «Реестр документов об исполнении контракта».
Шаг 3. На открывшейся странице выберите вкладку «Переписка и уведомления», в ЕИС, чтобы начать создание новой рекламации, нажмите «Сформировать уведомление претензионной переписки».
Шаг 4. Необходимо заполнить открывшуюся форму, добавить файл с подготовленным письмом и подписать.
После того как претензия поставщику в ЕИС появится в его личном кабинете, у заказчика ее статус обновится до «Размещено».
Как составить рекламацию в ЕИС по 44-ФЗ
К этому документу нет строго определенных, законодательно установленных требований. При этом, чтобы размещение претензии в ЕИС по 44-ФЗ возымело эффект, то есть, чтобы контрагент исполнил требования или чтобы суд счел направленный документ достаточным для соблюдения досудебного порядка, следует указать в ней:
- реквизиты контракта и ИКЗ;
- информацию о сторонах соглашения;
- предмет сделки;
- суть нарушения, которое допустил контрагент;
- перечень требований;
- если заявляете денежные требования, то необходимо привести расчет их суммы;
- срок рассмотрения обращения получателем — его особенно важно установить, если не предусмотрен в тексте контракта;
- перечень действий, которые совершит отправитель, если получатель не выполнит требований. Например, укажите, что оставляете за собой возможность обратиться за судебной защитой.
Срок размещения рекламации
Четкий срок размещения претензии в ЕИС по 44-ФЗ законом не установлен. На практике разумнее всего направлять этот документ сразу, как только пострадавшая сторона заметила нарушение контрагента.
Также претензия в ЕИС от заказчика поставщику или от поставщика заказчику направляется в течение срока исковой давности. Истечение этого срока не исключает направление самой рекламации, но ставит под сомнение последующую судебную защиту.
Как направить претензию
Новый порядок обмена документами сильно упрощает сторонам контракта жизнь: пострадавшей стороне необязательно думать, как направить претензию, — в ЕИС документ поступит автоматически в личный кабинет контрагента. Это является надлежащим уведомлением, и заботиться об отправке по почте или курьером больше не придется.