Все больше организаций и индивидуальных предпринимателей переходят на электронный документооборот. К счастью, прошли времена, когда бухгалтер с килограммами бумажной отчетности шел в налоговую. Но появляются новые сложности. Скоро юристы и бухгалтеры не смогут подписать электронные документы без машиночитаемой доверенности. Разбираемся, как заполнить МЧД на сайте ФНС Российской Федерации.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Руководитель фирмы может дать другим сотрудникам право подписывать электронные документы.
- Для этого нужно создать специальный файл — машиночитаемую доверенность.
- МЧД подтверждает, что сотрудник может действовать от имени фирмы.
- Ее можно сделать на сайте налоговой службы.
- После создания файл надо подписать и отправить в налоговую.
Суть МЧД
Законодательство об электронной подписи (закон № 63-ФЗ) предусматривает выдачу юрлицам удостоверяющим центром Федеральной налоговой службы России квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи. В нем в качестве владельца указывается лицо, уполномоченное действовать от имени организации без доверенности. Но руководитель часто не единолично подписывает все документы: часть своих полномочий по отчетности он вправе передать главбуху, юристу или иному лицу. То есть сотрудники организации в рамках оговоренных полномочий вправе подписывать электронные документы. Соответственно, в сертификат допускалось включать и иных лиц, которым руководитель доверял представлять интересы организации.
Еще по теме:
Но теперь в квалифицированных сертификатах ключа проверки электронной подписи, которые выдаются организациям и ИП, больше не будут указываться данные их представителей (остаются только сведения о первом лице — гендиректоре, председателе, президенте и т. п.).
В этой связи заместителю руководителя, главному бухгалтеру, юристу, начальнику подразделений и любому другому лицу понадобится машиночитаемая доверенность.
МЧД — это файл, который подтверждает полномочия представителей юрлиц и ИП на подписание документов, которые подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (КЭП).
Правда, пока действует сертификат, представитель компании вправе не оформлять МЧД.
До 31 августа 2024 года продлен срок, в течение которого для подписания цифровых документов представителями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей допускается применение УКЭП юридического лица (индивидуального предпринимателя), в сертификате которых указан этот представитель (Федеральный закон от 04.08.2023 № 457-ФЗ).
Но выдаются сертификаты таких УКЭП аккредитованными удостоверяющими центрами не позже 31 августа 2023 г. А их максимальный срок действия — 31 августа 2024 года.
По окончании срока действия УКЭП сделать МЧД все равно придется.
Как создать МЧД на сайте ФНС
Чтобы представитель мог подавать заявления и оформлять документы в налоговую от лица организации или ИП, руководителю необходимо оформить машиночитаемую доверенность на своего представителя.
Ее формат для отправки в налоговые органы утвержден Приказом ФНС России от 30.04.2021 № ЕД-7-26/445@ (КНД 1110310).
А требования к заявлению о ее отзыве установлены письмом ФНС России от 20.01.2022 № ЕА-4-26/534@ (КНД 1110311).
Предлагаем конкретный алгоритм — инструкция, как создать МЧД в личном кабинете на сайте налоговой на nalog.ru на портале «Создание и проверка доверенности в электронной форме (машиночитаемом виде) для предоставления в налоговые органы».
1. Заходим на интерактивный портал налоговой службы.
2. Нажимаем кнопку «Продолжить» и соглашаемся и обработкой наших персональных данных налоговыми структурами.
3. Выбираем, что нам требуется сделать с МЧД: проверить, сформировать или загрузить файл из черновика. Нажимаем «Сформировать».
4. Заполняем:
- номер (буквы, цифры, но не более 50 символов);
- срок действия доверенности (начальную дату и конечную, но допускается сформировать файл и без конечной даты).
5. Вносим данные организации или предпринимателя (ИНН, ОГРН, КПП) и сведения о ее руководителе (они обычно подгружаются автоматически).
6. Вбиваем сведения о представителе (его персональные данные, которые затребует система) и выбираем его полномочия из соответствующего списка.
7. Проверяем текст доверенности.
Как отправить МЧД в налоговую
После того как МЧД заполнена, нажимаем «Подписать и отправить», чтобы зарегистрировать документ в налоговой. Перед отправкой сервис проверит установленный криптопровайдер и плагин.
Далее проводится проверка наличия сертификата. Если сертификат не найден или не подходит, то в сервисе появится соответствующее уведомление.
Если на компьютере установлен один сертификат, появится окно с установленным сертификатом. Для продолжения подписания нажимаем соответствующую кнопку.
Будет выполнена криптографическая операция.
При успешной отправке появится соответствующее уведомление.
Портал Федеральной налоговой службы РФ позволяет формировать машиночитаемую доверенность как для предоставления сведений в налоговую, так и для взаимодействия между двумя юрлицами.
Как скачать МЧД с сайта ФНС
На портале по проверке и созданию МЧД на официальном сайте ФНС России доступны различные функции с доверенностью.
Налоговая служба РФ хранит реестр доверенностей, поэтому легко найти документ по номеру. Система сразу выдаст, действует ли МЧД или она отозвана.
Скачать информацию о доверенности можно на этом же портале. Раздел носит название «Получить полные сведения о доверенности». Нажимаем кнопку, вбиваем данные МЧД и сохраняем файл.
МЧД создается в электронной форме в формате xml и подписывается УКЭП в формате xmldsig или в соответствии с форматом электронной подписи, утвержденным Приказом Минцифры России от 14.09.2020 № 472. Каждая доверенность, выданная конкретным юрлицом или ИП, индивидуальна и зафиксирована в реестре. Соответственно, сделать какой-то единый образец МЧД на сайте налоговой у организации не получится: каждую доверенность следует формировать отдельно, и полномочия у разных сотрудников будут разными.
Например, у одного сотрудника будут полномочия на вход в ЛК налогоплательщика nalog.ru по МЧД, так как по нему руководитель внесет сведения о доверенном лице в разделе «Администрирование» сервиса «Личный кабинет налогоплательщика ЮЛ», а у другого таких полномочий по входу на портал налоговой службы не будет.