Формы, разработанные для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, успешно применяются и в настоящее время, хотя сам термин — МБП — официально упразднен. Сегодня расскажу об акте списания малоценного инвентаря — унифицированной форме МБ-8.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Малоценные предметы — это вещи дешевле определённой суммы, которые помогают фирме работать и получать доход.
- Когда такие вещи ломаются или сильно изнашиваются, специальная комиссия решает, что их пора списывать.
- Для оформления этого составляют специальный акт, который можно заполнить по готовому образцу или по своей форме.
- В нем обязательно указывают: название предприятия, номер документа, список и стоимость выбывающих предметов.
- Документ подписывают ответственные работники, потом его отдают в бухгалтерию, чтобы списать имущество из учёта.
Какие предметы относятся к малоценным и быстроизнашивающимся
Предметы, ранее относившиеся к малоценным и быстроизнашивающимся, теперь числятся в составе запасов и учитываются по правилам ФСБУ 5/2020. Вот их основные признаки:
- стоимость ниже установленной границы для признания предмета основным средством;
- предмет используется в операционной деятельности предприятия — производстве или управлении;
- способен приносить доход.
Такого рода малоценное имущество есть на балансе любой фирмы — это офисная техника и мебель, инструменты и различные технологические приспособления, производственный инвентарь и т.п. Порядок учета «не совсем» ОС регулируется ФСБУ 6/2020.
Подробнее: что относится к малоценным и быстроизнашивающимся предметам в бухгалтерском учете
Когда использовать акт на списание (форма МБ-8)
Как бы ответственно и бережно ни относились работники к вверенному инвентарю и прочим МБП, имущество все же имеет обыкновение выходить из строя, а говоря проще — ломаться. И тогда оно подлежит списанию с баланса.
Списанию предшествует заключение специально по этому поводу созванной комиссии: она должна убедиться в том, что малоценные предметы действительно износились настолько, что их дальнейшее использование невозможно.
Заключение комиссии служит основанием для составления акта на списание малоценного имущества, который оформляется либо с применением формы МБ-8, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71, либо с использованием формы, самостоятельно разработанной предприятием для этой цели.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, когда и как учитывать запасы на забалансовых счетах. Используйте эти инструкции бесплатно.
Форма акта на списание и пример его заполнения
Мы рассмотрим пример и правила заполнения акта на списание малоценных предметов по форме, предложенной Госкомстатом, поскольку она удачна, привычна и применяется по сей день:
Так выглядит заполненный акт по форме МБ-8
Как заполнять акт МБ-8: правила и советы
Форма МБ-8 в бухгалтерских программах отсутствует, поскольку перестала быть обязательной с 2013 года. Предприятия, регулярно использующие унифицированный акт списания малоценных предметов, обычно добавляют в учетную программу печатную форму документа. Сделать это легко — достаточно обратиться к специалистам, сопровождающим программу.
Если акт на списание применяется нечасто, то его формируют вне бухгалтерской базы, заполняя бланк на компьютере или вручную. В последнем случае следует соблюдать стандартные требования к заполнению бланков учета.
Первая страница документа содержит (помимо утверждающей подписи руководителя):
- дату составления и номер акта;
- наименование предприятия и его структурного подразделения;
- ссылку на приказ, утвердивший рабочую комиссию по оценке МБП.
Далее заполняется табличная часть, содержащая сведения о наименовании, номенклатурном и инвентарном номере, количестве, цене и стоимости списываемых малоценных предметов. Таблица продолжается на второй странице. При необходимости добавляется нужное количество строк. В итоговой строке таблицы указывают общее количество и стоимость малоценного имущества, подлежащего списанию.
Случается, что часть утиля еще может послужить предприятию. Тогда во второй таблице указывают утиль, подлежащий оприходованию в новом качестве. Например, если списываются упаковочные тканевые мешки, то их фрагменты вполне оприходуют как ветошь и используют при ремонтных или иных работах.
Под фразой «утиль, не подлежащий оприходованию, уничтожен» ставят подписи председатель и члены комиссии.
Если утиль передается для уничтожения специализированной организации, то указывают дату и номер передаточной накладной.
Это всё. Осталось только передать оформленный акт на списание МБП в бухгалтерию.
Читайте также: