Какие требования предъявляются к квалификационной комиссии

Размер шрифта:

Квалификационная комиссия — орган, созданный работодателем для проверки знаний и компетенций работников с целью повышения разряда последних. Решение этого коллегиального органа учитывается при приеме на работу нового работника, в случаях необходимости выявления его квалификации. Чтобы решения были юридически верны и в их компетенции не было сомнений, необходимо четкое соблюдение законодательства. Давайте разберем, какой должна быть квалификационная комиссия: ее состав и предъявляемые требования. 

Что такое квалификационная комиссия при приеме на работу

В большинстве случаев квалификационная комиссия создается на предприятии и решает вопросы о присвоении нового разряда либо повышении квалификации действующим сотрудникам. Но если необходимо установить разряд для работника или проверить его квалификацию при приеме на работу, это выполняется с помощью такого органа.

Безусловно, принимается в расчет и документ об образовании и стаж по трудовой книжке, при их наличии. Важно понимать, что присвоение разряда проходит не просто по решению членов, в основе лежит единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Точнее, решение составом принимается с учетом положений этого документа. А сам состав квалификационной комиссии должен формироваться в соответствии с законодательством.

Подробнее: для чего нужен ЕТКС рабочих профессий и как им пользоваться
ВАЖНО!
Существует еще один состав квалификационной комиссии — для получения статуса адвоката. Она же занимается жалобами в этой области. Но регулируется совсем другими федеральными законами.

Положение о квалификационной комиссии

Разрабатывается и утверждается приказом на каждом предприятии индивидуально. В нем в обязательном порядке прописываются:

  • общие положения;
  • состав и структура;
  • порядок работы и принятия решений.

Точные пункты и разделы положения разрабатываются, формируются и утверждаются каждой организацией самостоятельно, и в соответствии со своими потребностями и учетом работы. Главный момент при создании положения — необходимо учитывать все этапы прохождения работником экзамена, сроки для создания документального оформления этой процедуры и требования к составу коллегиального органа.

Может пригодиться: как направить работника на обучение

Состав квалификационной комиссии при приеме на работу

В нее должны входить председатель, его заместитель, секретарь и иные члены. Точный состав определяется на самом предприятии, в связи с законодательным отсутствием закрепления этого момента. Количество будет нечетным. При отсутствии председателя и его зама заседание не проводится, в противном случае оно признается нелегитимным.

Кто же из сотрудников вправе войти в состав:

  • главный инженер, начальник цеха либо участка или иной руководитель;
  • работник ПТО, отдела кадров, охраны труда, мастер и любой иной высококвалифицированный специалист;
  • представитель профсоюза.

На должность председателя назначается представитель руководящего состава. Секретарь ведет всю бумажную работу, занимаясь оформлением всех необходимых документов.

Требования к квалификационной комиссии

Разобраться в этом вопросе нам поможет документ от 20.05.2015 «Типовые требования к членам квалификационной комиссии центра оценки квалификации». Мы понимаем, что оценить степень квалификации сотрудника вправе только те работники, которые сами имеют большой опыт и необходимые профессиональные компетенции. Помимо перечисленного, эксперты должны знать нормативные акты и уметь их правильно применять. Из вышеперечисленного и вытекают основные требования к членам:

  • наличие профильного образования и определенного стажа работы;
  • соответствующая профессиональная квалификация;
  • знание нормативных актов и требований к стандартам.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как создается тарифно-квалификационная комиссия. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как создать квалификационную комиссию на предприятии

Алгоритм такой:

  1. Разрабатываем локальный нормативный акт — положение.
  2. Утверждаем его приказом.
  3. Создаем конкретную комиссию.

Как видите, всего три шага. Но на деле все довольно сложно в том плане, что положение необходимо создать, тщательно предусмотрев абсолютно все моменты: от требований к членам до принятия ими решений. После этого создаем приказ, утверждающий наше положение. Знакомим с ним всех причастных. И уже на основании этих двух документов создаем компетентный орган из конкретных людей — сотрудников предприятия.

ВАЖНО!
Если нет возможности создать комиссию на самом предприятии, оно вправе воспользоваться услугами соответствующих профильных организаций, имеющих лицензию на проведение экзаменов.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

  • 2023-11-23 12:13:35
    Квалификационная комиссия при приеме на работу встречается редко. Однако на крупных предприятиях соискатели довольно часто проходят такую процедуру. Надеюсь, статья поможет разобраться в данном вопросе.
Оставить комментарий Распечатать
Григорьева Илона специалист по кадрам

В 2009 году окончила СГАП по специальности юрист. С 2012 по 2020 годы работала на крупном предприятии специалистом в отделе кадров. С 2020 года заместитель начальника в отделе сопровождения документов