Порядок оформления пособия по уходу за ребенком-инвалидом

Размер шрифта:

Наличие в семье ребенка-инвалида накладывает определенные трудности и большие финансовые затраты. В ситуациях, когда нет возможности работать полный рабочий день в связи с необходимостью ухаживать за ребенком-инвалидом, государство оказывает помощь в виде пособия. Мы расскажем, какие документы необходимы для пособия по уходу за ребенком-инвалидом и каков порядок его оформления. 

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Для оформления пособия по уходу за ребенком-инвалидом сначала необходимо собрать минимальный пакет документов: заявление и паспорт.
  2. Подать документы на пособие можно через Госуслуги, МФЦ или непосредственно в Социальный Фонд России.
  3. После подачи заявления в СФР или через Госуслуги необходимо ожидать решения в течение 10 дней.
  4. При использовании Госуслуг процесс подачи документов полностью автоматизирован: проверяем свои данные, вносим информацию о получателе пособия и отправляем заявление в электронном виде.
  5. Если подача осуществляется через МФЦ или СФР, нужно предоставить документы и их копии и дождаться решения учреждения.

Кто вправе оформить пособие по уходу за ребенком-инвалидом

Первым главным критерием в нашем случае является трудоспособность гражданина, ухаживающего за ребенком-инвалидом. Это могут делать не только кровные родственники — мама или папа, опекун или попечитель, но и совершенно посторонний человек. Важное условие — гражданин является трудоспособным и не получает иных социальных выплат. В связи с этим бабушки и дедушки пенсионного возраста не смогут оформить пособие.

Второй важный момент — трудовая деятельность получающего осуществляется в режиме неполного дня либо полностью отсутствует, т. е. человек является безработным, но без оформления пособия по безработице. При выходе на работу на полный рабочий день от назначенных денег по уходу за ребенком-инвалидом придется отказаться. Правом на оформление обладает и несовершеннолетний ребенок в возрасте от 14 лет с разрешения органов опеки и попечительства.

ВАЖНО!
Самозанятые и ИП претендуют на выплату, потому что они не отчисляют взносы и это не является работой в режиме полного дня.
Для информации: порядок оформления инвалидности

Документы для оформления пособия по уходу за ребенком-инвалидом

Список документов минимален и закреплен в Постановлении Правления ПФ РФ от 30.04.2019 № 269п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по осуществлению ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы»:

  • заявление о назначении ежемесячной выплаты (приложение 1 указанного постановления);
  • паспорт.

Если на оформление выплаты подает несовершеннолетний ребенок, дополнительные документы:

  • справка из учебного заведения обучающегося;
  • разрешение органов опеки и попечительства.

Ранее список предоставляемых документов был шире, но благодаря проактивности, сейчас достаточно минимального пакета, а все необходимое СФР запрашивает самостоятельно.

Подробнее: какими документами подтверждается уход за ребенком-инвалидом

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие пособия полагаются родителям детей-инвалидов. Используйте эти инструкции бесплатно.

Порядок оформления пособия по уходу за ребенком-инвалидом

Очень удобен для этого сервис Госуслуги, но пользуйтесь любым способом: через МФЦ либо непосредственно в отделении Социального Фонда России (СФР), который образовался 1 января 2023 года и занимается этим назначением. Сам порядок оформления довольно прост и, вне зависимости от способа подачи, заключается в нескольких действиях:

  1. Подаем на пособие по уходу за ребенком-инвалидом документы.
  2. В течение 10 дней ждем решение СФР.

При подаче заявления через сервис Госуслуги все формируется автоматически. Пошагово, как это сделать:

Шаг 1. Заходим в свою учетную запись на сайте и выбираем необходимое заявление.

Шаг 2. Проверяем и подтверждаем свои данные.

Шаг 3. Вносим данные, на кого оформляем пособие.

Шаг 4. После заполнения всех данных сформированное заявление отправляется в СФР в электронном виде.

При подаче через МФЦ либо лично в СФР:

  1. Подготавливаем документы и их копии.
  2. Относим в выбранное учреждение.
  3. Ожидаем решение.

Хочется отметить, что сейчас процесс получения услуги довольно прост, прозрачен и быстр. А возможность дистанционной подачи обеспечивает удобство и экономию времени.

Надо знать: каковы основания для прекращения выплат по уходу за инвалидом

Часто задаваемые вопросы про пособие по уходу за ребенком-инвалидом

Григорьева Илона специалист по кадрам

В 2009 году окончила СГАП по специальности юрист. С 2012 по 2020 годы работала на крупном предприятии специалистом в отделе кадров. С 2020 года заместитель начальника в отделе сопровождения документов