Почему электронный чек не пришел на почту и что с этим делать

Размер шрифта:

Расчеты посредством онлайн-платежей повсеместно используются в современном мире. Если платеж осуществляется онлайн, то покупателю направляется документ в цифровой форме. Разбираемся, что делать в ситуации, когда не приходит электронный чек.

Когда используется электронная форма чека

В пункте 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» закреплено, что продавец обязан проводить оплату с помощью онлайн-кассы и выдавать фискальный ККТ.

Цифровой документ представляет собой аналог кассового в электронной форме, которая приравнивается к бумажному варианту и используется, например, для оформления возвратов покупок, подачи документов на налоговый вычет. Выдается он как на покупку, так и на возврат товара.

Для использования цифровой формы ККТ вместо бумажной продавец запрашивает у клиента номер мобильного телефона или адрес e-mail. Запрашивают данные различными способами: заполнение анкет, профиля в личном кабинете на сайте или в мобильном приложении продавца. Пользователь должен согласиться получать документы в цифровом виде. Сделать это можно в личном кабинете пользователя — подтвердить свое согласие.

К примеру, чтобы выяснить, куда приходит электронный чек из «Детского мира» или любого другого магазина, клиенту следует зайти в личный кабинет пользователя.

Реквизиты в цифровой форме идентичны бумажной. Дополнительно указываются контактные данные покупателя. Это обязанность закреплена в Приказе ФНС от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662.

Форма, направленная по СМС, представляет собой сокращенный вид, так как в СМС нет возможности передать весь объем информации.

Документ, направленный по СМС, выглядит так:

Подробнее: как выглядит чек онлайн-кассы

Таким образом, после покупки все сайты и сервисы обязаны предоставить пользователю электронный чек на те реквизиты, которые он предоставил.

С технической точки зрения, для отправки нужно, чтобы ККТ и тариф оператора фискальных данных (ОФД) поддерживали эту функцию, а в точке продаж работал интернет.

Минфин РФ в своих разъяснениях (письмо Минфина РФ от 09.02.2022 № 30-01-15/8660) поясняет, что направить цифровой документ можно разными способами. В том числе, для отправки подойдет любой мессенджер, привязанный к номеру телефона покупателя.

Сроки, в течении которых направляются документы, закреплены в законе 54-ФЗ:

  • не позднее следующего после оплаты рабочего дня;
  • не позднее момента, когда покупатель получает заказ от курьера или почтового оператора в случае с интернет-продажами.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали особенности предоставления покупателю ЭК-чека. Используйте эти инструкции бесплатно.

Почему чек не пришел на почту

Возможными причинами, по которым не пришел кассовый чек при оплате онлайн, являются:

  • клиент предоставил ошибочные реквизиты. В законе № 54-ФЗ за продавцом не закреплена обязанность проверять достоверность данных. Поэтому, если клиент ошибся и предоставил неверные данные, то предъявить претензии он не сможет;
  • телефон абонента выключен или находится вне зоны действия сети. В этом случае документ будет доставлен, когда клиент станет доступен;
  • сбой при отправке данных. Технически отправка осуществляется по цепочке: продавец → оператор фискальных данных → покупатель. На этапе передачи данных продавцом оператору ФД и от ОФД покупателю случаются сбои, причинами которых являются:
    • отсутствие интернет-соединения;
    • неверная настройка кассы;
    • поломка фискального накопителя и другие.

В этом случае ответственность за то, что документ не доставлен покупателю, лежит на продавце. И как получить чек, если он не пришел ОФД, решает продавец.

Что делать, если электронный чек не пришел на почту

Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность пользователя за непередачу документа в адрес клиента. Сумма штрафа составляет:

  • для ответственных лиц — от 1500 до 3000 рублей;
  • для предприятия — от 5000 до 10 000 рублей.

Алгоритм, что делать, если не пришел электронный чек на почту, следующий:

  1. Проверить корректность переданных продавцу данных.
  2. Проверить в почте папку «Спам».
  3. Направить обращение продавцу.
  4. Проверить данные в сервисах ФНС России.

В ситуации, если кассовый чек не пришел по электронной почте, пользователю следует убедиться, что он предоставил верные реквизиты. Если были указаны неверные данные, ответственность — на покупателе. В этом случае что делать продавцу, если отправил электронный чек на другую почту? Формировать новый не требуется, так как это приведет к его дублированию. По запросу продавец предоставляет реквизиты, и тогда клиент сможет найти документ в приложениях ФНС России.

Данные об электронных формах находятся в сервисе ФНС России «Мои чеки онлайн». Там хранятся цифровые документы от продавцов, которым покупатель передал контактные данные. Чтобы получить цифровую форму от магазина и не предоставлять контактные данные, можно воспользоваться приложением ФНС России «Проверка чека». В него встроен удобный сервис с возможностью считать QR-код, в котором зашифрованы данные покупателя и при сканировании которого документ направляется пользователю по СМС или электронным письмом.

Если не пришел чек об оплате онлайн, сайты многих онлайн-магазинов настоятельно рекомендуют клиентам проверить папку «Спам» в своем почтовом ящике. Возможно, письмо находится там.

Рекомендации, как получить документ, если он не пришел на почту, находятся на сайтах компаний. Клиенту следует напрямую уточнить причины у продавца: обратиться в магазин, позвонить на горячую линию или написать обращение в службу поддержки. К примеру, сайты российских авиакомпаний, если не пришел чек ОФД за авиабилет, предлагают заполнить форму обратной связи, указав реквизиты билета и клиента, либо обратиться в пункты продаж.

Если все-таки документ не обнаружен, следует сообщить об этом в ФНС. При этом жалоба на непредоставление чека направляется через форму электронного обращения на официальном сайте ФНС.

Читайте также:

  • 2022-10-19 15:25:52
    В марте 2022 года многие компании перешли на выдачу электронных чеков вместо бумажных. Электронные чеки используют не только при онлайн-оплате, но и вместо кассового чека при контактной оплате. Основной причиной, почему перестали выдавать чеки, стал дефицит кассовой ленты. Однако, когда ситуация стабилизировалась, компании оценили преимущество цифровых чеков.
Оставить комментарий Распечатать
Хохлова Юлия Консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

20 лет работала главным бухгалтером в разных отраслях: строительство, оптовая и розничная торговля, НКО.3 года сменила профессию - сейчас работаю консультантом по бухгалтерскому учету и налогообложению.