Понятно, когда работодатель составляет характеристику на подчиненного, и обычно это никого не смущает. А если просят составить ее на себя, то это часто приводит людей в замешательство, и они не знают, как и о чем писать. Чтобы упростить задачу, я расскажу, зачем ее составлять, что обязательно указать, как оформить, и покажу образец.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Характеристика на себя — это самопрезентация, которая помогает понять, как вы умеете излагать информацию и оценивать себя.
- Ее можно писать для разных ситуаций — внутри компании или для внешних учреждений, как полиция или банки.
- В характеристике всегда указывают личные данные, профессиональные и личные качества, а также есть краткий итог.
- Важно писать честно и объективно, подкрепляя свои качества конкретными достижениями.
- Документ пишется в свободной форме и оформляется на листе с указанием всех необходимых данных.
Зачем составлять характеристику на самого себя
Характеристика на себя — это своеобразная самопрезентация, которая позволит оценить не только профессиональные и личные качества того, кто ее написал, но и его способность самостоятельно и адекватно изложить все факты и мысли о себе.
Есть два вида — внутренняя и внешняя. Первый образец составляют внутри конкретного коллектива, чтобы оценить личность и профессионализм сотрудника для разных ситуаций. Например, когда работодателю надо принять решение понизить работника в должности или поручить новому сотруднику серьезный проект. Есть и другие случаи, когда просят ее написать внутри компании: при отправке сотрудника или учащегося на конкурсы, соревнования, для награждения и т. д. Список остается открытым, поскольку необходимость охарактеризовать себя возникает в разных жизненных ситуациях.
Внешние пишут, чтобы предоставить в различные учреждения:
- в полицию;
- для учебы;
- для трудоустройства;
- в военкомат;
- в ГИБДД;
- в судебную инстанцию;
- в банк;
- в органы опеки;
- в органы соцзащиты и иные ведомства.
Чаще всего составляют специально уполномоченные на это люди. Но иногда по разным причинам приходится писать самостоятельно.
На выпускника из школы она требуется не только при поступлении в институт, колледж, но и, например, при устройстве на первую в жизни работу. Работодатель нередко просит написать отзыв о себе, чтобы у компании было представление о новичке еще до начала его трудовой деятельности.
Может пригодиться:
Содержание характеристики на самого себя
Четких правил и требований к содержанию в законодательстве нет. Характеристику пишут в свободной форме. Но по общепринятым правилам в нее включают следующую информацию:
- анкетные данные: имя, фамилия, дата рождения, краткие сведения о полученном образовании, стаже и основных моментах трудовой деятельности;
- профессиональные качества: стаж, место работы, должностные обязанности, достижения;
- личные качества, отличительные особенности;
- заключительная часть — краткий вывод, семейное положение, навыки, хобби и др.
Подробнее: как рассказать в характеристике о личных качествах
Некоторые тонкости содержания зависят от того, куда требуется ее предоставить. Но основное правило при написании едино — объективно и четко охарактеризовать себя. Пишем последовательно, в деловом стиле и без эмоциональной окраски. В завершение поставьте подпись и дату, если есть необходимость.
Не стоит приукрашивать собственные достоинства, это выглядит неправдоподобно. Предпочтительнее кратко описать качества и подкрепить их конкретными достижениями и фактами.
Например, если пишете, что вы творческая личность, то укажите, лауреатом каких конкурсов являетесь, какие награды получили и др. Если пишете, что вы инициативный, то отметьте, что полезное сделано по вашей инициативе и т. д.
Оформление и пример характеристики на самого себя
Обязательных правил по оформлению законодательство не содержит. Характеристику оформляют на собственное усмотрение. Есть два варианта: на фирменном бланке компании (если есть) или на обычном листе А4. Если используют лист А4, то на нем указывают все необходимые реквизиты организации вручную (юридическое название, место расположения, ОГРН, ИНН, контактные сведения).
Чтобы все читалось легко и удобно, не пишите сплошным текстом. Разделите на абзацы, блоки, подзаголовки и иные разделительные элементы. Нелишне добавить списки, которые разгружают текст. Например, списком есть возможность перечислить достижения, участие в конкурсах, награды и т. д.
Вот как выглядит образец для награждения:
Не забудьте поставить подпись и дату
Примерный бланк для заполнения:
Общество с ограниченной ответственностью «____________________» Адрес, контакты ____________________ реквизиты__________________________ Характеристика Предоставляется ФИО, дата рождения ________________ , работает в ООО____________________ в должности бухгалтера в течение _____ лет. Образование: высшее, окончил _____________________ в ______________ году. Факультет ___________, специальность _______________. Должностные обязанности: _____________________________________ За время работы в ООО ______________ зарекомендовал себя как ____________. Отличительные особенности: умеет работать в команде. В коллективе взаимоотношения доброжелательные, внимателен с коллегами. Стремится к повышению квалификации, карьерному росту. Характеристика составлена для представления ________ к награждению почетной грамотой и денежной премией от руководства предприятия. ___________ / ___________ (подпись и расшифровка) |
Узнайте, как составить характеристику от жены на мужа и как написать характеристику на соседа
Вам пригодится онлайн-конструктор характеристик
Часто задаваемые вопросы по теме
-
Когда пишут характеристику на себя?
Ее пишут для внутренних целей компании (например, при принятии решения понизить или повысить работника в должности, при отправке сотрудника или учащегося на конкурсы, соревнования, для награждения) и для внешних (при представления в различные ведомства).
-
Какие учреждения запрашивают характеристику на себя?
Ее запрашивают, например, в полицию, военкомат, банк, суд, колледж, вуз, в опеку, соцзащиту, для трудоустройства.
-
По каким правилам пишут характеристику на себя?
Законодательство не предусматривает никаких правил. Ее пишут в свободной форме. Придерживайтесь общепринятой структуры, лаконичности и делового стиля.
-
Какую информацию включают в характеристику на себя?
Обычно указывают:
- анкетные данные;
- профессиональные качества;
- личные качества;
- заключительную часть.
-
Как оформить характеристику на себя?
Оформляют образец на собственное усмотрение на фирменном бланке или на обычном листе А4 с добавлением реквизитов организации вручную. Надо разделите текст на блоки, абзацы, подзаголовки.
-
Кто ставит подпись в характеристике, написанной на себя?
Ставите собственноручную подпись, если это требуется.
-
Какого объема придерживаться при составлении характеристики?
Этот вопрос законодательно не регламентирован, но старайтесь не загромождать документ лишней информацией, пишите лаконично, уместив текст на одной-двух страницах.
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Другие статьи про характеристики:
- Как составить характеристику на водителя: правила, образцы и нюансы
- Как составить характеристику на хорошего ученика
- Характеристика для военкомата: где взять и как она выглядит
- Инструкция: составляем характеристику на муниципального служащего для награждения
- Характеристика сына для военкомата: зачем нужна и как составить
- Характеристика для благодарственного письма: что это такое и как она выглядит
- Как составить характеристику на врача с места работы
- Как выглядит характеристика с места учебы для военкомата
- Как выглядит характеристика по месту жительства от участкового