Как зарегистрировать ИП в ФСС:
- Собрать необходимые документы.
- Заполнить заявление.
- Подать документы в отделение Фонда.
- Дождаться уведомления о постановке на учет.
Навигация
Кто и в какие сроки обязан зарегистрироваться
ФСС, Фонд социального страхования, — это внебюджетный фонд, деятельность которого направлена на материальную поддержку граждан в ситуациях утраты ими трудоспособности, например, из-за болезни или в связи с беременностью и родами.
Средства, которые Фонд выплачивает застрахованному лицу при наступлении у него страховой ситуации, формируются за счет взносов. Эти взносы на каждого гражданина уплачивает его работодатель или лицо, занявшее его по гражданско-правовому договору. Кроме того, гражданин вправе самостоятельно вступить с Фондом в отношения добровольного страхования.
Для нетрудоустроенных физических лиц, страхование в Фонде С добровольно. В отличие от них лица, нанимающие людей на работу, обязаны регистрироваться в установленном порядке и уплачивать соответствующие взносы. Это касается как юридических лиц, так и ИП.
Индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться в качестве страхователя, если он нанимает сотрудников по трудовым договорам. Если ИП работает самостоятельно, регистрация для него не обязательна.
Дополнительно: как страхователь может узнать свой номер по ИНН
Порядок регистрации ИП в ФСС раскрыт в приложении № 1 к приказу Минтруда России от 29.04.2016 № 202н. Этим документом предусмотрено, в какой срок необходимо зарегистрировать ИП в качестве работодателя, — в течение 30 календарных дней с момента заключения первого трудового договора или первого договора ГПХ с нанятым лицом.
Если ИП нанимает не сотрудников по трудовому договору, а подрядчиков по договору ГПХ, регистрироваться он обязан, только если по условиям договора он уплачивает за подрядчика страховые взносы.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как ИП платить налоги и какую отчетность сдает. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как зарегистрироваться в ФСС
Порядок, как зарегистрировать ИП в ФСС как работодателя, предполагает следующие шаги:
Шаг 1. Сбор необходимых документов, в их числе:
- паспорт заявителя, если документы подает его представитель — паспорт представителя и доверенность;
- копии трудовых книжек сотрудников или трудовых договоров;
- копии договоров ГПХ, если ИП нанимает не сотрудников, а подрядчиков.
Это обязательные документы. По желанию возможно предоставлять еще и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и свидетельство о регистрации в качестве ИП. Если предприниматель не принесет эти документы, ему не вправе отказать в постановке на учет — ФСС обязан самостоятельно запросить информацию в порядке межведомственного запроса.
Шаг 2. Заполнить заявление о регистрации в качестве страхователя. Его форма утверждена приказом ФСС РФ от 22.04.2019 № 215 — для ИП, заключивших трудовой договор, и приказом ФСС от 22.04.2019 № 214 — для тех, кто нанял подрядчика по договору ГПХ и поэтому обязан платить взносы.
Шаг 3. Подать заявление и документ в отделение ФСС, направить его по почте или передать с помощью МФЦ.
Шаг 4. Дождаться постановки на учет и выдачи соответствующего уведомления. Срок принятия решения Фондом — 3 рабочих дня. По желанию заявителя уведомление выдается в бумажном виде на руки или направляется по электронной почте. Это уведомление является достоверным способом, как проверить, зарегистрирован ли ИП как работодатель, — если его выдали, предприниматель зарегистрирован.
Получив регистрацию, ИП обязан платить страховые взносы за работников и подавать регулярные отчеты. Дополнительно отдельно зарегистрировать работника в ФСС работодатель не обязан.
Используйте бесплатно образец трудового договора с ИП от экспертов КонсультантПлюс, чтобы оформить нового работника.
Особенности регистрации через интернет
Зарегистрироваться в ФСС ИП вправе через портал Госуслуги. Для этого ему необходима подтвержденная регистрация.
Чтобы зарегистрировать ИП как работодателя через Госуслуги, необходимо:
Шаг 1. Зайти на сайт https://www.gosuslugi.ru/ и пройти авторизацию.
Шаг 2. На главной странице войти в раздел «Услуги».
Шаг 3. Выбрать раздел «Органы власти», а в нем подраздел «ФСС РФ».
Шаг 4. В открывшемся разделе выбрать необходимый вид услуги: «Регистрация страхователей и снятие с регистрационного учета страхователей — физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора», если ИП заключил ГПХ. Или «Регистрация страхователей, заключивших договор с работником» — если трудовое соглашение.
Шаг 5. На открывшейся странице снова кликнуть на название необходимой услуги, ознакомиться с предложенной информацией и нажать «Получить услугу».
Система предложит заявителю заполнить форму, некоторые поля заполнятся автоматически на основании той информации, которую гражданин предоставил при регистрации. В конце, чтобы зарегистрировать ИП в ФСС через Госуслуги, к заполненной форме необходимо приложить сканы документов — каждый лист каждого документа сканируется отдельным документом.
Помимо взносов в ФСС, работодатели уплачивают взносы на пенсионное страхование сотрудников, поэтому, если ИП нанимает сотрудников, ему требуется еще и постановка на учет в Пенсионном фонде РФ. С 2017 года порядок регистрации в ПФР изменен — постановка работодателя на учет производится без его участия.
Подробнее о том, как зарегистрировать ИП в Пенсионном фонде: «Регистрация ИП в ПФР».