Как оформить акт уничтожения ключей электронной подписи

Размер шрифта:

Электронная подпись — неотъемлемый атрибут в современном мире, позволяющий осуществлять взаимодействие не только в профессиональной сфере, но в и личных целях. Если с получением всё понятно, то уничтожение вызывает массу вопросов. Давайте выясним, как оформить акт уничтожения ключей электронной подписи правильно.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Электронная подпись перестает работать по разным причинам, например, если срок действия закончился.
  2. Чтобы прекратить действие подписи, нужно обратиться к удостоверяющему центру, который внесет запись о том, что она больше не действительна.
  3. Само уничтожение может сделать владелец, доверенное лицо или аккредитованный центр.
  4. При удалении ключей нужно составить специальный документ — акт, который подтвердит уничтожение.
  5. Акт должен содержать информацию о времени, серию и номер ключа и как именно он был уничтожен.

В каких случаях уничтожается электронная подпись

Законом от 06.04.2011 № 63 «Об электронной подписи» установлен перечень случаев, при которых сертификат ключа прекращает свое действие либо его отзывают, и при таких случаях в обязательном порядке необходимо уничтожать электронную подпись.

ВАЖНО!
Ранее в обиходе использовалась аббревиатура ЭЦП. Сейчас ее используют, т.к. все понимают, о чем идет речь, но правильно всё же называть: электронная подпись — ЭП.
Советуем прочитать: что такое электронная подпись и как ее получить

Посмотрим подробнее, что нам об этом говорит закон:

  1. Окончание срока действия.
  2. Отзыв владельца ключа.
  3. Удостоверяющий центр ликвидирован без передачи своих полномочий.
  4. Задвоение полномочий сертификата.
  5. Решение суда о недостоверности ключа.
  6. Физический носитель непригоден для использования и отсутствует сохраненная его копия.
  7. Иные случаи, установленные законом либо соглашением между удостоверяющим центром и владельцем ключа.

Расскажу еще несколько интересных моментов, про которые необходимо знать. Все сертифицированные квалифицированные ключи ЭП вносятся в единый реестр (по нему проверяется достоверность цифровой подписи). При работе по уничтожению ЭП:

  • максимальное время для внесения записи в реестр — 12 часов;
  • действие ключа прекращается в момент внесения записи;
  • до аннулирования сертификата удостоверяющий центр обязан уведомить владельца.
Может пригодиться: как проверить электронную подпись на подлинность
ВАЖНО!
Обязанность уведомления владельца сертификата (электронно либо на бумажном носителе) об утилизации возложена на удостоверяющие центры.

Кто уничтожает электронную подпись

Существует несколько видов ЭП:

  1. Простая.
  2. Неквалифицированная.
  3. Квалифицированная.
Подробнее: виды ЭП и их отличия

Первая разновидность — самая элементарная. Подтверждение происходит путем введения кода или пароля. Закон допускает и иные виды подтверждения, но на практике используются первые два. А вот вторая и третья разновидности — для их использования уже необходим ключ. Квалифицированная электронная подпись сейчас активно используется в крупных государственных структурах (приставы, прокуратура, банки и т.д.) и частных. И если с созданием все ясно — удостоверяющий центр, то с уничтожением возникают вопросы. Кто же уничтожает электронную подпись?

Удостоверяющий центр вносит запись в реестр, после чего сертификат считается аннулированным, а ключ неработающим. Ключ электронной подписи — это носитель, физический элемент, за сохранность которого несет ответственность владелец. Уничтожить электронную подпись могут:

  1. Владелец.
  2. Доверенное лицо владельца.
  3. Аккредитованный удостоверяющий центр.

Доверенность представителя на осуществление этого действия будет обязательно нотариальная.

На заметку: как оформить нотариальную доверенность

Порядок уничтожения ключей ЭЦП

Порядок уничтожения ключей электронной цифровой подписи аккредитованным удостоверяющим центром закреплен Приказом ФСБ от 04.12.2020 № 554:

  1. Срок — не позднее 1 рабочего дня с момента прекращения действия сертификата либо его аннулирования.
  2. Одновременно уничтожаются все копии.
  3. При невозможности удаления информации с физического носителя, он подлежит уничтожению.
  4. Комиссией центра (состав не менее двух сотрудников) составляется акт в двух экземплярах.
  5. Не позднее одного рабочего дня оповещается владелец об уничтожении.

При самостоятельном уничтожении владельцем:

  1. Отозвать сертификат через Госуслуги, остальное сделает удостоверяющий центр.
  2. Сертификат удалить из системы ПК через поисковые настройки «Управление сертификатами пользователей».
  3. С помощью «КриптоПро CSP».
  4. Для физического носителя — должны быть комиссия в составе трех человек и акт об уничтожении.
Полезно: как пользоваться КриптоПро

Как составить акт уничтожения ЭП

Акт об уничтожении удостоверяющего центра в обязательном порядке содержит следующие реквизиты:

  1. Дата и время уничтожения.
  2. Идентификатор квалифицированного сертификата (содержит ключ проверки и соответствует уничтоженному ключу).
  3. Серийный и учетный номера ключа ЭП.
  4. Способ уничтожения (физический либо с криптографической защитой).
  5. Вид носителя, если уничтожаются резервные копии.

Два экземпляра акта создаются в электронном виде и подписываются комиссией, обладающей усиленной квалифицированной подписью. Один — для электронного журнала, второй — на носителе уполномоченного на это работника в хранилище.

Может пригодиться: как подписать документ электронной подписью

При одновременном уничтожении нескольких ЭП разрешено сделать один акт.

Акт владельца создается на бумажном носителе. Обязательные реквизиты схожи с указанными выше.

Акт уничтожения средства электронной подписи

«___»_______ 201_ года

г.___________

Комиссия _________________________________________________________ в составе:

(указывается наименование организации)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(ФИО, должность членов комиссии)

составила настоящий акт о том, что на системном блоке с серийным (инвентарным) номером № ___________ произведено уничтожение (указывается наименование средства ЭП, серийный номер (номер экземпляра))_____________ путем удаления программ через «Панель управления» — «Установка и удаление программ» и утилиту очистки компьютера от неудаленных элементов продуктов (указать наименование утилиты). Произведено уничтожение программ и документации к средству ЭП (указать наименование средства ЭП) путем физического уничтожения отчужденного или оптического носителя информации.

Карточка учета лицензии средства ЭП (указать наименование средства ЭП) версии (указать версию средства ЭП) от ____ № _____ подготовлена к возврату в __________.

Настоящий акт составлен в 2 экземплярах — на 1 листе каждый.

Подписи членов комиссии:

__________________________________________ ___________________________________

__________________________________________ ___________________________________

__________________________________________ ___________________________________

ФИО и подпись членов комиссии

Образец акта:

Часто задаваемые вопросы по теме

Григорьева Илона специалист по кадрам

В 2009 году окончила СГАП по специальности юрист. С 2012 по 2020 годы работала на крупном предприятии специалистом в отделе кадров. С 2020 года заместитель начальника в отделе сопровождения документов