Электронная подпись — неотъемлемый атрибут в современном мире, позволяющий осуществлять взаимодействие не только в профессиональной сфере, но в и личных целях. Если с получением всё понятно, то уничтожение вызывает массу вопросов. Давайте выясним, как оформить акт уничтожения ключей электронной подписи правильно.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Электронная подпись перестает работать по разным причинам, например, если срок действия закончился.
- Чтобы прекратить действие подписи, нужно обратиться к удостоверяющему центру, который внесет запись о том, что она больше не действительна.
- Само уничтожение может сделать владелец, доверенное лицо или аккредитованный центр.
- При удалении ключей нужно составить специальный документ — акт, который подтвердит уничтожение.
- Акт должен содержать информацию о времени, серию и номер ключа и как именно он был уничтожен.
В каких случаях уничтожается электронная подпись
Законом от 06.04.2011 № 63 «Об электронной подписи» установлен перечень случаев, при которых сертификат ключа прекращает свое действие либо его отзывают, и при таких случаях в обязательном порядке необходимо уничтожать электронную подпись.
Советуем прочитать: что такое электронная подпись и как ее получить
Посмотрим подробнее, что нам об этом говорит закон:
- Окончание срока действия.
- Отзыв владельца ключа.
- Удостоверяющий центр ликвидирован без передачи своих полномочий.
- Задвоение полномочий сертификата.
- Решение суда о недостоверности ключа.
- Физический носитель непригоден для использования и отсутствует сохраненная его копия.
- Иные случаи, установленные законом либо соглашением между удостоверяющим центром и владельцем ключа.
Расскажу еще несколько интересных моментов, про которые необходимо знать. Все сертифицированные квалифицированные ключи ЭП вносятся в единый реестр (по нему проверяется достоверность цифровой подписи). При работе по уничтожению ЭП:
- максимальное время для внесения записи в реестр — 12 часов;
- действие ключа прекращается в момент внесения записи;
- до аннулирования сертификата удостоверяющий центр обязан уведомить владельца.
Может пригодиться: как проверить электронную подпись на подлинность
Кто уничтожает электронную подпись
Существует несколько видов ЭП:
- Простая.
- Неквалифицированная.
- Квалифицированная.
Подробнее: виды ЭП и их отличия
Первая разновидность — самая элементарная. Подтверждение происходит путем введения кода или пароля. Закон допускает и иные виды подтверждения, но на практике используются первые два. А вот вторая и третья разновидности — для их использования уже необходим ключ. Квалифицированная электронная подпись сейчас активно используется в крупных государственных структурах (приставы, прокуратура, банки и т.д.) и частных. И если с созданием все ясно — удостоверяющий центр, то с уничтожением возникают вопросы. Кто же уничтожает электронную подпись?
Удостоверяющий центр вносит запись в реестр, после чего сертификат считается аннулированным, а ключ неработающим. Ключ электронной подписи — это носитель, физический элемент, за сохранность которого несет ответственность владелец. Уничтожить электронную подпись могут:
- Владелец.
- Доверенное лицо владельца.
- Аккредитованный удостоверяющий центр.
Доверенность представителя на осуществление этого действия будет обязательно нотариальная.
На заметку: как оформить нотариальную доверенность
Порядок уничтожения ключей ЭЦП
Порядок уничтожения ключей электронной цифровой подписи аккредитованным удостоверяющим центром закреплен Приказом ФСБ от 04.12.2020 № 554:
- Срок — не позднее 1 рабочего дня с момента прекращения действия сертификата либо его аннулирования.
- Одновременно уничтожаются все копии.
- При невозможности удаления информации с физического носителя, он подлежит уничтожению.
- Комиссией центра (состав не менее двух сотрудников) составляется акт в двух экземплярах.
- Не позднее одного рабочего дня оповещается владелец об уничтожении.
При самостоятельном уничтожении владельцем:
- Отозвать сертификат через Госуслуги, остальное сделает удостоверяющий центр.
- Сертификат удалить из системы ПК через поисковые настройки «Управление сертификатами пользователей».
- С помощью «КриптоПро CSP».
- Для физического носителя — должны быть комиссия в составе трех человек и акт об уничтожении.
Полезно: как пользоваться КриптоПро
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать электронный кадровый документооборот в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как составить акт уничтожения ЭП
Акт об уничтожении удостоверяющего центра в обязательном порядке содержит следующие реквизиты:
- Дата и время уничтожения.
- Идентификатор квалифицированного сертификата (содержит ключ проверки и соответствует уничтоженному ключу).
- Серийный и учетный номера ключа ЭП.
- Способ уничтожения (физический либо с криптографической защитой).
- Вид носителя, если уничтожаются резервные копии.
Два экземпляра акта создаются в электронном виде и подписываются комиссией, обладающей усиленной квалифицированной подписью. Один — для электронного журнала, второй — на носителе уполномоченного на это работника в хранилище.
Может пригодиться: как подписать документ электронной подписью
При одновременном уничтожении нескольких ЭП разрешено сделать один акт.
Акт владельца создается на бумажном носителе. Обязательные реквизиты схожи с указанными выше.
Акт уничтожения средства электронной подписи «___»_______ 201_ года г.___________ Комиссия _________________________________________________________ в составе: (указывается наименование организации) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ (ФИО, должность членов комиссии) составила настоящий акт о том, что на системном блоке с серийным (инвентарным) номером № ___________ произведено уничтожение (указывается наименование средства ЭП, серийный номер (номер экземпляра))_____________ путем удаления программ через «Панель управления» — «Установка и удаление программ» и утилиту очистки компьютера от неудаленных элементов продуктов (указать наименование утилиты). Произведено уничтожение программ и документации к средству ЭП (указать наименование средства ЭП) путем физического уничтожения отчужденного или оптического носителя информации. Карточка учета лицензии средства ЭП (указать наименование средства ЭП) версии (указать версию средства ЭП) от ____ № _____ подготовлена к возврату в __________. Настоящий акт составлен в 2 экземплярах — на 1 листе каждый. Подписи членов комиссии: __________________________________________ ___________________________________ __________________________________________ ___________________________________ __________________________________________ ___________________________________ ФИО и подпись членов комиссии |
Образец акта:
Часто задаваемые вопросы по теме
-
В каких случаях необходимо уничтожить ЭП?
Закончился срок действия, утеря, ликвидирование удостоверяющего центра — это наиболее распространенные случаи. Но полный перечень находится в ФЗ № 63.
-
Что делать, если удостоверяющий центр не уничтожил ЭП?
Обратиться в него, в течение суток дадут ответ.
-
Физический носитель утерян, какие действия необходимо предпринять?
Срочно отозвать сертификат, выпустить новую ЭП.
-
Удостоверяющий центр уничтожает ЭП по одной?
Допускается одновременное уничтожение нескольких электронных подписей.