Налоговое законодательство в части оформления доверенностей сейчас находится в переходном периоде. На сегодняшний день доверенному лицу организации разрешено действовать от её имени в налоговом органе при наличии одной из следующих форм доверенностей: бумажной или машиночитаемой. Рассказываю, кому и какой документ необходим для взаимодействия с ФНС и как его составить.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Фирмы должны взаимодействовать с налоговой через представителя, если это не руководитель.
- Доверенность нужна сотрудникам не руководящей должности для взаимодействия с ИФНС.
- Составлять доверенность может любое доверенное лицо, подписывает её только руководитель.
- Она может быть на бумаге или в электронном виде, но подписать нужно УКЭП.
- Электронные доверенности обязаны использовать с 2024 года все крупные компании.
Кому и зачем нужна доверенность в налоговую от юридического лица
Любая организация в процессе своей деятельности сталкивается с необходимостью взаимодействия с органами ФНС. Если небольшие фирмы, в штате которых числятся один или два сотрудника, включая директора, справляются и без передоверия полномочий, то крупным организациям сложно функционировать без представителей. Представлять интересы фирмы в ИФНС без составления дополнительных бумаг разрешено обычно только одному лицу компании — руководителю, который указан в учредительных документах как лицо, представляющее интересы фирмы без доверенности.
В ООО и АО таким лицом, как правило, является директор или генеральный директор, в производственных кооперативах — председатель кооператива, в унитарном предприятии — руководитель. Сведения о том, кто является руководителем фирмы, содержатся в выписке из ЕГРЮЛ. По желанию компания может передать полномочия по руководству фирмой другой коммерческой организации (управляющей компании) или ИП (управляющему).
Всех остальных сотрудников фирмы примут в ФНС только при наличии доверенности. Она понадобится, если сотруднику, не являющемуся руководителем, необходимо совершить следующие действия:
- сдать и подписать декларации и иную отчетность;
- получить запросы или требования;
- представлять интересы компании при рассмотрении материалов проверки;
- и иное.
Требуется она не только бухгалтерам, курьерам и руководителям отделов, часто в налоговую от организации ездит и юрист.
Например, я, как юрист, неоднократно представляла интересы компании в налоговой. В частности, доверенность мне выдавалась для защиты интересов организации в налоговом органе при рассмотрении дел об административном правонарушении, возбуждаемых в отношении компании, где я ранее работала. Причиной возбуждения административных дел явились разногласия по применению контрольно-кассовой техники.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как оформить доверенность от имени организации. Используйте эти инструкции бесплатно.
Кто составляет доверенность на представление интересов в налоговой
Кому доверить составление доверенности — решает руководитель компании. Обычно ее подготовкой занимается секретарь руководителя либо сотрудник юридического отдела. Доверить ее составление могут и тому работнику, кто непосредственно взаимодействует с ИФНС. В организации, где я работаю, бумаги на представителей готовят сотрудники правового отдела по письменной просьбе работника, которому они необходимы.
Как составить доверенность в ФНС от организации
Представлять интересы в органах ФНС сейчас разрешено как по бумажному документу, так и по электронному (ч. 3 ст. 29 НК РФ).
Компаниям, которые по закону обязаны сдавать налоговую отчетность только в электронном виде, с марта 2024 года разрешено прибегать к помощи представителей только после оформления электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью руководителя. К таким компаниям, в частности, относятся: крупные компании с численностью сотрудников более 100 человек, организации, отнесенные к категории крупнейших и др. (ч. 3 ст. 80 НК РФ).
Может пригодиться:
Расскажу, как оформить документ представителю на бумажном носителе и в электронном виде.
1. Бумажная форма
Установленного образца такого документа нет. При его составлении необходимо руководствоваться общими правилами оформления подобных документов. В него следует включить следующие моменты:
- дату и место его составления;
- сведения о руководителе и о фирме, для представления интересов которой он выдается;
- сведения о том, кому доверяют представлять интересы компании (ФИО, паспортные данные, адрес регистрации, дату и место рождения);
- перечень предоставленных полномочий;
- срок действия;
- положения о том, разрешено ли поверенному передоверить полномочия другому человеку или нет;
- подпись руководителя и печать компании.
При составлении документа на представителя на бумажном носителе рекомендую воспользоваться разъяснениями по порядку его составления, которые даны в Письме Федеральной нотариальной палаты от 22.07.2016 № 2668/03-16-3.
Подробнее: как оформить доверенность на представление интересов юрлица
Предлагаем наш шаблон доверенности на представление интересов организации в налоговой:
Доверенность г. ____________ «___» _______ 2024 года ____________________________________________ (ИНН ________________, ОГРН _________________________), в лице Генерального директора ____________, действующего на основании устава, настоящей доверенностью уполномочивает: _____________________________, «___» _______ _____ года рождения, место рождения: __________, паспорт _______ № __________, выдан _______________ «___» _______ ______ года (далее — «Представитель»), представлять интересы Общества во всех налоговых органах РФ, в том числе:
Доверенность выдана сроком на ____________. Полномочия по настоящей доверенности __________ (не могут или могут) быть передоверены другим лицам. Подпись __________________ _______________________ удостоверяю Генеральный директор ________________/_________/ |
И образец ее заполнения:
2. Машиночитаемая (электронная) форма
Этот вид документа составляется путем заполнения определенной информации по формату 5.02, установленному в Приказе ФНС России от 19.09.2023 № ЕД-7-26/648@.
Составить подобный документ допустимо через сервис ФНС, который так и именуется «Создание и проверка доверенности в электронной форме для представления в налоговые органы».
Подробнее: как оформить машиночитаемую доверенность
Основные особенности данного документа (приложение № 2 к Приказу ФНС России от 19.09.2023 № ЕД-7-26/648@):
- подписывается он только УКЭП руководителя фирмы;
- представляется в отделения ФНС до начала электронного взаимодействия представителя с ИФНС;
- его разрешено оформлять как для одного налогового органа, так и для всех или только поименованных в нем;
- направляется документ в ту налоговую, где состоит на учете заявитель.
Существует возможность отозвать указанный документ по заявлению доверителя, отправленному в отделение ИФНС, куда ранее направлялся документ на представителя (Приказ ФНС России от 11.12.2023 № ЕД-7-26/946@).
Подробнее: как отозвать доверенность
Часто задаваемые вопросы по порядку оформления доверенности для налоговой службы
-
Когда нужна доверенность в налоговую от организации?
Она нужна любому сотруднику, которому поручено каким-либо образом взаимодействовать с налоговой: подписывать отчетность, сдавать или получать документы, защищать фирму при проверке и т.д. Руководителю компании она не нужна, он в силу своей должности действует без неё.
-
Как оформить бумажную доверенность от организации?
Установленного образца данного документа нет. Оформите её, как и любой другой подобный документ, укажите информацию о доверителе и представителе, перечислите действия, на совершение которых она выдается. Не забудьте указать срок её действия при необходимости.
-
Как оформить машиночитаемую доверенность?
Существуют различные сервисы для её оформления, помощь в её составлении предлагают как коммерческие организации, так и госорганы. Например, такой сервис есть и в ФНС.
-
Кто подписывает доверенность?
На бумажном носителе она подписывается руководителем организации собственноручно, электронную версию подписывает руководитель с использованием УКЭП.