Как составить доверенность в налоговую от юридического лица

Размер шрифта:

Налоговое законодательство в части оформления доверенностей сейчас находится в переходном периоде. На сегодняшний день доверенному лицу организации разрешено действовать от её имени в налоговом органе при наличии одной из следующих форм доверенностей: бумажной или машиночитаемой. Рассказываю, кому и какой документ необходим для взаимодействия с ФНС и как его составить.

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Фирмы должны взаимодействовать с налоговой через представителя, если это не руководитель.
  2. Доверенность нужна сотрудникам не руководящей должности для взаимодействия с ИФНС.
  3. Составлять доверенность может любое доверенное лицо, подписывает её только руководитель.
  4. Она может быть на бумаге или в электронном виде, но подписать нужно УКЭП.
  5. Электронные доверенности обязаны использовать с 2024 года все крупные компании.

Кому и зачем нужна доверенность в налоговую от юридического лица

Любая организация в процессе своей деятельности сталкивается с необходимостью взаимодействия с органами ФНС. Если небольшие фирмы, в штате которых числятся один или два сотрудника, включая директора, справляются и без передоверия полномочий, то крупным организациям сложно функционировать без представителей. Представлять интересы фирмы в ИФНС без составления дополнительных бумаг разрешено обычно только одному лицу компании — руководителю, который указан в учредительных документах как лицо, представляющее интересы фирмы без доверенности.

В ООО и АО таким лицом, как правило, является директор или генеральный директор, в производственных кооперативах — председатель кооператива, в унитарном предприятии — руководитель. Сведения о том, кто является руководителем фирмы, содержатся в выписке из ЕГРЮЛ. По желанию компания может передать полномочия по руководству фирмой другой коммерческой организации (управляющей компании) или ИП (управляющему).

Всех остальных сотрудников фирмы примут в ФНС только при наличии доверенности. Она понадобится, если сотруднику, не являющемуся руководителем, необходимо совершить следующие действия:

  • сдать и подписать декларации и иную отчетность;
  • получить запросы или требования;
  • представлять интересы компании при рассмотрении материалов проверки;
  • и иное.

Требуется она не только бухгалтерам, курьерам и руководителям отделов, часто в налоговую от организации ездит и юрист.

Например, я, как юрист, неоднократно представляла интересы компании в налоговой. В частности, доверенность мне выдавалась для защиты интересов организации в налоговом органе при рассмотрении дел об административном правонарушении, возбуждаемых в отношении компании, где я ранее работала. Причиной возбуждения административных дел явились разногласия по применению контрольно-кассовой техники.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как оформить доверенность от имени организации. Используйте эти инструкции бесплатно.

Кто составляет доверенность на представление интересов в налоговой

Кому доверить составление доверенности — решает руководитель компании. Обычно ее подготовкой занимается секретарь руководителя либо сотрудник юридического отдела. Доверить ее составление могут и тому работнику, кто непосредственно взаимодействует с ИФНС. В организации, где я работаю, бумаги на представителей готовят сотрудники правового отдела по письменной просьбе работника, которому они необходимы.

ВАЖНО!
Кто бы ни составлял доверенность, подписывает её всегда руководитель организации.

Как составить доверенность в ФНС от организации

Представлять интересы в органах ФНС сейчас разрешено как по бумажному документу, так и по электронному (ч. 3 ст. 29 НК РФ).

Компаниям, которые по закону обязаны сдавать налоговую отчетность только в электронном виде, с марта 2024 года разрешено прибегать к помощи представителей только после оформления электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью руководителя. К таким компаниям, в частности, относятся: крупные компании с численностью сотрудников более 100 человек, организации, отнесенные к категории крупнейших и др. (ч. 3 ст. 80 НК РФ).

Может пригодиться:

ВАЖНО!
Документ на представителя, оформленный на бумажном носителе и сданный в налоговый орган до 29.02.2024, продолжает действовать до истечения его срока действия или до прекращения действия по другим основаниям, предусмотренным ГК (Письмо ФНС России от 18.12.2023 № ЕА-4-26/15789@).

Расскажу, как оформить документ представителю на бумажном носителе и в электронном виде.

1. Бумажная форма

Установленного образца такого документа нет. При его составлении необходимо руководствоваться общими правилами оформления подобных документов. В него следует включить следующие моменты:

  • дату и место его составления;
  • сведения о руководителе и о фирме, для представления интересов которой он выдается;
  • сведения о том, кому доверяют представлять интересы компании (ФИО, паспортные данные, адрес регистрации, дату и место рождения);
  • перечень предоставленных полномочий;
  • срок действия;
  • положения о том, разрешено ли поверенному передоверить полномочия другому человеку или нет;
  • подпись руководителя и печать компании.

При составлении документа на представителя на бумажном носителе рекомендую воспользоваться разъяснениями по порядку его составления, которые даны в Письме Федеральной нотариальной палаты от 22.07.2016 № 2668/03-16-3.

Подробнее: как оформить доверенность на представление интересов юрлица

Предлагаем наш шаблон доверенности на представление интересов организации в налоговой:

Доверенность

г. ____________

«___» _______ 2024 года

____________________________________________ (ИНН ________________, ОГРН _________________________), в лице Генерального директора ____________, действующего на основании устава, настоящей доверенностью уполномочивает:

_____________________________, «___» _______ _____ года рождения, место рождения: __________, паспорт _______ № __________, выдан _______________ «___» _______ ______ года (далее — «Представитель»), представлять интересы Общества во всех налоговых органах РФ, в том числе:

  • подписывать и представлять в налоговые органы любые документы от имени Общества, в том числе налоговые декларации и иные виды отчетности, заявления и запросы, ответы на запросы и требования налоговых органов, жалобы на действия (бездействие) их должностных лиц;
  • вносить изменения в налоговую и иную отчетность Общества;
  • участвовать при проведении выездной проверки Общества и других мероприятий налогового контроля, давать пояснения по ходу указанных мероприятий, делать замечания, заявлять отводы, знакомиться с протоколами и другими документами, подписывать их от имени Общества;
  • участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки, проведенной в отношении Общества;
  • подписывать и получать акты, составленные налоговым органом по результатам проверок, подписывать и представлять возражения на указанные акты;
  • получать от налоговых органов любые документы, адресованные Обществу, в том числе требования, справки, акты и решения;
  • _________________________________________________________________;
  • _________________________________________________________________;
  • совершать все иные законные действия, необходимые для реализации полномочий, предоставленных Представителю по настоящей доверенности.

Доверенность выдана сроком на ____________.

Полномочия по настоящей доверенности __________ (не могут или могут) быть передоверены другим лицам.

Подпись __________________ _______________________ удостоверяю

Генеральный директор ________________/_________/

И образец ее заполнения:

2. Машиночитаемая (электронная) форма

Этот вид документа составляется путем заполнения определенной информации по формату 5.02, установленному в Приказе ФНС России от 19.09.2023 № ЕД-7-26/648@.

ВАЖНО!
До 28.02.2025 разрешено пользоваться и форматом 5.01, и форматом 5.02.

Составить подобный документ допустимо через сервис ФНС, который так и именуется «Создание и проверка доверенности в электронной форме для представления в налоговые органы».

Подробнее: как оформить машиночитаемую доверенность

Основные особенности данного документа (приложение № 2 к Приказу ФНС России от 19.09.2023 № ЕД-7-26/648@):

  • подписывается он только УКЭП руководителя фирмы;
  • представляется в отделения ФНС до начала электронного взаимодействия представителя с ИФНС;
  • его разрешено оформлять как для одного налогового органа, так и для всех или только поименованных в нем;
  • направляется документ в ту налоговую, где состоит на учете заявитель.

Существует возможность отозвать указанный документ по заявлению доверителя, отправленному в отделение ИФНС, куда ранее направлялся документ на представителя (Приказ ФНС России от 11.12.2023 № ЕД-7-26/946@).

Подробнее: как отозвать доверенность

Часто задаваемые вопросы по порядку оформления доверенности для налоговой службы

Оставить комментарий Распечатать
Кондрахина Виктория Юрисконсульт

В 2005 году закончила Государственную Классическую Академию, по специальности "Юриспруденция". Стаж работы юристом 19 лет. С 2015 г. работаю в бюджетном учреждении, веду гражданские дела, дела об административных правонарушениях, земельные спор