Поправки в ПДД ~ Обгон только по «встречке» и другие изменения

Размер шрифта:
Грядут изменения в Правилах дорожного движения. Что принесут эти изменения? В чем они на руку водителям, а чем могут навредить? Давайте разбираться.

Сегодня поговорим об относительно новом постановлении Правительства РФ, которое было опубликовано ещё в мае, но вступит в силу только в ноябре 2010 года.

С одной стороны, это постановление не сильно меняет ПДД, с другой стороны, отдельные поправки всё-таки имеют существенное значение для абсолютно всех водителей. Но начнем по порядку.

20 мая 2010 года в Российской газете было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. № 316 о внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.

Обгон

Внесены поправки в понятие «обгон». С ноября 2010 года обгоном будет называться опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Таким образом, теперь, если совершается объезд транспортного средства в пределах своей стороны движения – это не обгон. Нет же выезда на «встречку».

Также введено такое понятие, как «опережение», которое определяется, как движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Раньше, до внесения изменений, понятие «обгон» определялось следующим образом: «опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы». А теперь обгон – это объезд с выездом «на встречку».

В общем-то, эта поправка водителям на руку. Раньше за нарушение правил обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, можно было и поплатиться. Статья 12.15 КоАП предусматривает наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. Или в размере 100 рублей - за обгон в пределах своей стороны движения под знаком «обгон запрещен» (12.16.КоАП).

Теперь же, поскольку обгоном считается только маневр с выездом «на встречку», эти штрафы водителям не грозят.

Изменится и значение знака «обгон запрещен». Сейчас этот знак означает, что запрещается обгон всех транспортных средств. С учетом изменений, в пределах действия этого знака можно будет обгонять тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски.

Таким образом, в пределах действия знака «обгон запрещен» можно будет обгонять вездесущие скутеры. И, исходя из нового определения обгона, делать это можно «по встречке», конечно же, не нарушая остальные правила дорожного движения.

Другие новые понятия и определения

Также Правила дорожного движения пополнятся такими определениями, как "Препятствие" и "Ограниченная видимость".

Препятствием считается неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Ведено и такое понятие, как «ограниченная видимость». Раньше такого понятия в ПДД вообще не было. Да и сейчас нет (еще раз напомню, что поправки вступят в силу лишь в ноябре этого года). Пока в ПДД существует лишь «недостаточная видимость» (видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки).

Ограниченной видимостью называется видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

То есть, недостаточная видимость – это плохая видимость из-за погоды или времени суток, а ограниченная видимость – из-за местности, дороги, растительности, строений и т.д.

Я провела опрос среди своих знакомых на предмет, кто как понимает для себя понятие «ограниченная видимость». Практически все ответили, что это сумерки, темнота, туман и прочие природные и погодные условия, ограничивающие видимость дороги водителем. Таким образом, большинство сограждан путают понятия «ограниченная» и «недостаточная» видимость. И если раньше это было не так важно, то теперь это разные понятия с разными определениями.

Одного только не понимаю. «Ограниченная» и «недостаточная» по сути, означают одно и то же. Зачем было водить новое понятие, если можно было дополнить имеющееся и не путать народ?

Пристегнуться всем!

Пристегиваться ремнями безопасности должны будут абсолютно все. Пока в ПДД предусмотрено исключение для:

  • инструкторов по вождению, если за рулем ученик;

  • водителей и пассажиров автомобилей оперативных служб в населенных пунктах.

Но с ноября эти исключения из правил убираются. Теперь и милиция, и скорая помощь, и пожарные, все должны быть пристегнуты во время движения автомобиля.

Шило на мыло

Особенно порадовали изменения, вносимые в п. 8.1. ПДД. Второе предложение этого пункта сейчас звучит как «При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения».

Согласно изменениям с ноября это предложение будет звучать следующим образом: «При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения».

Первая помощь при ДТП

Вносятся изменения и в п. 2.5. ПДД. Сейчас этот пункт гласит: При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: ...принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим…

Согласно же поправкам, слово «возможные» из данного пункта исключается, а фраза «доврачебной медецинской» меняется на «первой». Итак, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: ...принять меры для оказания первой помощи пострадавшим…

То есть водитель-участник ДТП обязан оказать первую помощь. Исключение слова «возможные» может привести к тому, что за непринятие мер для оказания этой первой помощи водителя можно будет привлечь как к административной ответственности по статье 12.27. КоАП, так и к уголовной по статье 125 УК РФ «Оставление в опасности». То есть, теперь ПДД не предусматривают ситуацию, когда участник ДТП не имеет возможности оказать первую помощь: например, сам пострадал или в шоковом состоянии, либо нет возможности добраться до пострадавшего. В общем, видится мне здесь непаханое поле для злоупотреблений.

Включаем ближний свет

Согласно изменениям, с ноября месяца в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни. До этого п. 19.5. ПДД содержал перечень случаев, когда водитель должен был включать ближний свет фар в светлое время суток. К ним относилась перевозка организованных групп детей, движение в колонне, езда вне населенных пунктов и т.д. Теперь же, как мы видим, с ближним светом должны ездить все и всегда. Исключений нет.

Есть противоречия? - Смотри на знаки

Ещё одно изменение вносится в раздел, который устанавливает чем руководствоваться водителю при противоречии знаков разметке. Сейчас есть две ситуации:

  • если значения временных дорожных знаков, размещаемых на переносной стойке, и линий разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться знаками;

  • если линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.

В новой же редакции этот раздел будет звучать так: "В случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками".

Таким образом, как я понимаю, с учетом поправок, водитель должен будет руководствоваться в первую очередь дорожными знаками, а уж потом разметкой.

Увидел «мигалку» – освободи дорогу

Последнее время участились случаи ДТП с участием транспортных средств с, так называемыми в народе, «мигалками». Да и настроения общества в отношении синих проблесковых маячков на крышах автомобилей власть предержащих стали ухудшаться.

А между тем, в ПДД давно существует пункт 4.7., который предписывает пешеходам, при виде транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом, освобождать проезжую часть.

Обсуждаемое постановление не меняя сути данного пункта лишь несколько изменило формулировку, и добавило пояснение, что уступать дорогу пешеход должен не только завидев синюю мигалку, но ещё и сине-красную, как у карет скорой помощи и милиции.

То есть, если вы увидели несущуюся скорую или милицию с включенными спецсигналами, то, будь вы даже на пешеходном переходе, преимущественное право проезда у них и вы обязаны освободить дорогу. Но это только, если и мигалки, и звуковые сигналы включены. В обычном же режиме, на пешеходном переходе преимущественное право прохода у пешехода.

Правила дорожного движения обязаны знать не только водители, но и пешеходы. И изменения, вносящиеся в ПДД, нужно отслеживать, так как часто эти изменения отражаются на последствиях и ответственности в разных ситуациях всех участников дорожного движения.

Конечно, в обсуждаемом постановлении есть ещё и другие поправки. Я рассмотрела лишь некоторые, касающиеся непосредственно рядовых водителей, а в последнем случае и пешеходов. Что тут можно сказать? Многие поправки незначительны - там слово убрали, здесь добавили; здесь ужесточили, там смягчили. Но, не зная этих мелочей, можно попасть впросак и нарваться на штраф. Так что, учим и соблюдаем ПДД, и тогда движение на дороге станет значительно безопаснее.

Биржевой Николай