Как написать обращение в налоговую за разъяснением

Размер шрифта:

На основании своих прав любой налогоплательщик может направить обращение в налоговую за разъяснением по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Налоговые органы обязаны предоставить письменный или устный ответ на запрос заявителя или вправе отказать ему.

Содержание

В каких случаях писать в ФНС

Административный регламент ФНС по бесплатному информированию налогоплательщиков о законодательстве по налогам и сборам (далее Регламент) утвержден приказом ФНС № ММВ-7-19/343@ от 08.07.2019. В нем установлены сроки и административные процедуры налоговых органов по предоставлению услуги.

Законодательство по налогам и сборам регулярно меняется, поэтому возникают ситуации, при которых новые нормы закона трактуются сложно и не возникает однозначного понимания, как действовать. В таких случаях плательщики вправе написать письмо в налоговый орган для разъяснений законодательства по налогам и сборам.

В статье 21 НК РФ указаны права налогоплательщиков, среди которых бесплатное информирование о действующих налогах и сборах (пп. 1 п. 1). Налоговые агенты имеют такие же права, как и налогоплательщики на основании п. 2 ст. 24 НК РФ. Права налогоплательщиков не ограничиваются письменными разъяснениями ИФНС, в пп. 2 п. 1 ст. 21 сказано, что они вправе получить информацию и от Минфина по вопросам применения действующего законодательства о налогах и сборах.

По каким вопросам обратиться в ИФНС:

  • разъяснения, касающиеся действующих налогов и сборов, порядка их расчета, прав и обязанностей налогоплательщика и налогового органа, форм деклараций;
  • запрос справки о состоянии расчетов, сведений, не являющихся налоговой тайной, выписки из ЕГРН или ЕГРЮЛ, справки об открытых расчетных счетах;
  • просьба о зачете переплаты или о возврате по налогам, проведении сверки, уточнении платежа и т. д.

Если написанный вами запрос не входит в компетенцию ИФНС, то его перенаправят в другой орган (например, в Минфин) и известят вас об этом. В таком случае целесообразно обратиться напрямую в Минфин, чтобы не увеличивать время ожидания ответа.

На основании постановления Конституционного суда РФ № 34-П от 28.11.2017 государственные органы, которые обязаны разъяснять нормы законодательства о налогах и сборах, не могут уклоняться от дачи налогоплательщикам письменных разъяснений по запросам. Данные запросы, даже отраслевые и узконаправленные, не предполагают перенаправление налогоплательщиков в иные государственные органы. Это связано с тем, что юридические разъяснения должны поступать от уполномоченных на это государственных органов. Запросить информацию по узкой специфике деятельности налогоплательщика Минфин может в рамках межведомственного взаимодействия и дать конкретные разъяснения по запросу.

В пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ сказано, что вина в совершении налогового правонарушения налогоплательщика, который выполняет письменные разъяснения уполномоченных государственных органов по вопросам применения законодательства, исключается. На основании п. 8 ст. 75 НК РФ по этим же основаниям налогоплательщику не начислят пени на сумму недоимки.

ВАЖНО!
Нарушение, допущенное на основании письменных разъяснений ИФНС или Минфина, освободит вас от пеней и штрафа. Об этом Минфин говорит в письме № 03-03-06/3/61124 от 28 августа 2018 г.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, по каким вопросам можно обратиться в ФНС. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как оформить обращение в ФНС

В соответствии с п. 2 и п. 3 Регламента заявление подают:

  • налогоплательщики, плательщики сборов, страховых взносов;
  • налоговые агенты;
  • их представители (при условии документального подтверждения полномочий).

Обратитесь за разъяснениями в ИФНС:

  • в устной форме;
  • в письменной форме;
  • в электронной с помощью ТКС.

Порядок процедуры размещается на стендах в инспекциях, на сайте ФНС, в МФЦ, разъяснения последовательности действий дают по телефонам горячей линии и т. д.

В п. 13 Регламента указаны сроки оказания услуги:

  • при устном обращении она предоставляется в день обращения;
  • при письменном или электронном — в течение 30 календарных дней со дня регистрации письма.
ВАЖНО!
Срок по решению руководителя ИФНС могут продлить, но не более чем на 30 календарных дней (п. 13 Регламента).

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для оказания услуги по бесплатному информированию:

Для физического лица, не являющегося ИП

Отсутствие данных:

  • подпись;
  • Ф. И. О.;
  • почтовый адрес для ответа.
Для организации или ИП

Отсутствие данных:

  • полное наименование организации или ИП;
  • ИНН;
  • почтовый адрес или электронная почта заявителя для отправки ответа;
  • подпись директора или ИП, если запрос направлен в бумажном виде;
  • подпись усиленной квалифицированной ЭЦП, если запрос направлен по ТКС;
  • отсутствие полномочий у заявителя;
  • нечитаемый текст запроса;
  • невозможность определить суть запроса.

Таким образом, письменный запрос должен содержать:

  1. Для организаций: полное наименование, ИНН, почтовый адрес, должность, Ф. И. О. и подпись руководителя или представителя по доверенности, печать организации.
  2. Для ИП: полное наименование, ИНН, почтовый адрес, Ф. И. О. предпринимателя, подпись.
  3. Для физического лица: Ф. И. О., подпись, почтовый адрес.

В п. 21 Регламента указаны и основания для отказа в предоставлении информации. Например, вам не ответят на просьбы подтвердить правильность применения законодательства о налогах и сборах; просьбы о проведении экспертиз договоров или учредительных документов; на вопросы, ответы на которые два и более раз предоставлялись плательщику и т. д.

ВАЖНО!
Государственная пошлина за услугу не взимается. Максимальное время предоставления информации заявителю при устном обращении 15 минут (п. 42 Регламента).

В старом Регламенте была утверждена форма, по которой плательщики подавали запрос в ИФНС. В текущем подобный образец отсутствует. Составьте запрос в свободной форме или возьмите образец из старого Регламента. Главное, помните о наличии обязательных реквизитов. Их отсутствие — основание для отказа ИФНС в представлении информации.

Вот для примера образец, как написать письмо о разъяснении в налоговую инспекцию:

Помимо запросов о разъяснениях применения действующего законодательства, возможно проверить потенциального контрагента в рамках бесплатного информирования ИФНС.

Пример запроса:

Руководителю ИФНС России

по г. Санкт-Петербургу

от генерального директора

ООО «PPT.ru»

Петрова П. П.

ИНН 1234567890

Юридический и почтовый адрес:

Субъект РФ, пр. Замечательный, 1

Телефон: 7 (777) 000-00-01

Письмо

о предоставлении сведений о налоговой благонадежности контрагента

В целях должной осмотрительности при выбора контрагента просим сообщить следующие сведения о потенциальном поставщике — ООО «Компания», ИНН 2500250025:

  1. Состоит ли компания на учете в налоговом органе.
  2. Своевременно ли представляет налоговую отчетность и уплачивает налоговые платежи.

Ответ просим направить по адресу, указанному в запросе.

Генеральный директор ООО «PPT.ru» Петров Петров П. П.

Как и куда отправлять запрос

Основание для начала работы налоговых органов с запросом является обращение в письменной форме.

Куда отправляется: в налоговый орган по месту учета заявителя (представляется заявителем лично, направляется по почте, по электронной почте без ЭЦП через сайт ФНС России, в электронном виде с использованием ТКС).

Ответ на запрос вам направят:

  • на электронную почту, если вы укажете этот способ получения;
  • по ТКС;
  • на почтовый адрес, указанный в запросе, который поступил на бумаге.
  • 2022-04-25 10:41:24
    Практика показывает, что налоговые органы охотно идут на контакт с налогоплательщиками по любым вопросам, если тем необходима помощь. Необязательно сразу писать запросы в инспекцию, попробуйте для начала позвонить. Консультации по телефону входят в обязанности налоговых органов по бесплатному информированию. Если инспектор затрудняется ответить на вопрос, то он спросит ваш номер телефона и обязательно перезвонит с комментариями по сложной ситуации.
Оставить комментарий Распечатать
Фатахова Наталья Главный бухгалтер