Должностная инструкция руководителя отдела продаж

Размер шрифта:

Руководитель отдела продаж — лицо, которое наделено не только обширными полномочиями, но и большой ответственностью. Поэтому очень важно, чтобы функционал этого сотрудника был четко прописан в должностной инструкции или в ином документе, который эти обязанности отражает (например, трудовой договор). Рассказываю, в какой форме и как составить должностную инструкцию для руководителя отдела продаж.

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Форма должностной инструкции не регламентирована законом, и каждый работодатель может создать свою.
  2. Нужно подробно описать обязанности, тогда получится уволить работника за плохую работу.
  3. В инструкции указываются права руководителя и его ответственность за ошибки в работе.
  4. Сотрудник обязан ознакомиться с документом и поставить подпись.
  5. Для разработки инструкции можно использовать образцы из статьи.

Требования к должностной инструкции руководителя отдела продаж

Законом не установлена унифицированная форма должностной инструкции, поэтому каждый работодатель вправе разработать собственную. Однако, в ней необходимо отразить трудовую функцию, полномочия руководителя и установить пределы его ответственности. Это поможет работодателю защищать интересы компании или ИП, например, уволить некомпетентного сотрудника и избежать ответственности (административной или даже уголовной) за допущенные им нарушения и злоупотребления.

ВАЖНО!
Обратите внимание, что профстандарт непосредственно по должности руководителя отдела продаж отсутствует, но есть смежные должности, обладающие похожими обязанностями, которые вы вправе использовать в работе и вносить элементы этих профстандартов в инструкцию начальника по продажам.
Может пригодиться: как разработать должностную инструкцию на основе профстандарта

Структура должностной инструкции руководителя отдела продаж

Итак, с чего начать разработку ДИ, по которой не установлен профстандарт? Вы вправе использовать любую типовую форму в качестве шаблона, ориентироваться можно, например, на следующую структуру:

  1. Общие положения. Здесь, как правило, указывают информацию о должности, ссылки на НПА, по которым разработана инструкция, порядок приема и увольнения, его подчиненность, указывают навыки, необходимые ему для максимально эффективного выполнения должностного функционала, и т. д.
  2. Трудовая функция. Перечисление рабочего функционала руководителя, вкратце.
  3. Права. Перечислите, какими преференциями он вправе пользоваться, какие предложения вносить, у кого и какие документы или информацию запрашивать. Возможно, при приеме на работу с кандидатом на должность обсуждались особые условия, которые вправе указать здесь.
  4. Обязанности. Содержит описание должностных обязанностей начальника отдела. Следует прописывать обязанности настолько точно, насколько это возможно. Чем больше конкретики. тем лучше. В дальнейшем это поможет уволить некомпетентного сотрудника, поскольку облегчит определение задач, которые он выполняет ненадлежаще. Чем более размыты формулировки, тем сложнее найти доказательство невыполнения работником должностного функционала.
  5. Ответственность за нарушения, допущенные им в процессе исполнения трудовых обязанностей. Укажите, какое наказание влечет ненадлежащее исполнение сотрудником его трудовых обязанностей, а также допущение нарушений закона при исполнении работы, например, за причинение вреда имуществу работодателю.

Это минимальный перечень того, что необходимо указать. Каждый работодатель вправе дополнять этот перечень другими разделами, непосредственно связанными со спецификой работы конкретной компании или ИП.

ВАЖНО!
По личному опыту, я советую вписать в трудовые обязанности условие о необходимости выполнения сотрудником распоряжений и приказов непосредственного руководства, не забыв указать «связанных с исполнением его трудовой функции». Это позволило нам привлечь работника за невыполнение поручения, данного ему руководителем, не внося прочих изменений в должностной функционал.

Подробнее:

Пример должностной инструкции начальника отдела продаж

Рассмотрим основные части должностной инструкции руководителя отдела продаж. Начнем с общих положений.

Трудовые функции — это сокращенный вариант должностных обязанностей, поэтому их достаточно кратко описать. А вот обязанности необходимо описать максимально подробно. Как и ответственность за их ненадлежащее исполнение.

В заключительных положениях укажите, как доводится инструкция до сотрудника, или какой порядок внесения в нее изменений. Например, так.

Заключительные положения

5.1. Руководителя отдела продаж знакомят с настоящей инструкцией под подпись при приеме на работу, до подписания трудового договора.

5.2. Экземпляр настоящей инструкции передается работнику, второй — остается в отделе кадров организации.

5.3. При внесении в настоящую инструкцию изменений руководитель отдела также знакомится с изменениями под подпись.

С должностной инструкцией ознакомлен(а):

________ /________________________

(подпись) / (расшифровка подписи)

Подробнее: как ознакомить работника с должностной инструкцией

Часто задаваемые вопросы по теме

  • 2024-04-17 14:44:40
    По моему убеждению, работодателю более выгодно и полезно иметь должностные инструкции на своих работников, чем не иметь их, поскольку это удобное подспорье как для руководителя, так и для кадровой службы. Кроме того, сам сотрудник чувствует себя более уверенно, когда есть понимание, чем ему следует заниматься, четко определены рамки его компетенции, права и обязанности, а также наказание, которое последует за нарушения, выполненные в ходе осуществления им работы.
Оставить комментарий Распечатать
Яценко Виктория
Яценко Виктория Юрист по трудовому праву

Юрист с 20-летним стажем работы в госорганах, в системе судебной и исполнительной власти. С 2017 года автор статей по кадровым и юридическим вопросам. Бывший инспектор труда, эксперт по трудовому праву. Сейчас - руководитель отдела кадров в образовании.