Верховный суд о госзакупках. День за днем. 05.07.2025

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ относительно прав арендатора при утрате оборудования, разделения закупок с обходом торгов, срока уплаты штрафа со скидкой по ФАС, недопустимости перераспределения муниципальных земель не по целевому назначению, порядка переоформления ранее возникших земельных прав по украинскому законодательству, а также взыскания убытков с недобросовестного поставщика при заключении замещающей сделки в рамках исполнения госконтракта.

Навигация

Ограничения взыскания арендной платы при утрате арендованного оборудования

Верховный суд РФ разъяснил, что в случае расторжения договора аренды оборудования и его утраты арендодатель вправе потребовать с арендатора только возмещение убытков в виде стоимости невозвращенного оборудования без взимания арендной платы за период с даты утраты оборудования по дату принятия решения судом, поскольку имущество выбыло из пользования арендатора.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 03 июля 2025 года № 308-ЭС25-999 по делу № А01-458/2023

Недействительность искусственно раздробленных закупок без торгов

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что если муниципальное образование получило субсидию из регионального (республиканского) бюджета на выполнение мероприятий по благоустройству общественных территорий и в последующем без торгов по 44-ФЗ заключило три договора подряда с одним юридическим лицом на выполнение разных работ по благоустройству на территории одного объекта на общую сумму, превышающую предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 93 № 44-ФЗ размер, то указанные договоры могут быть признаны недействительными по иску прокурора субъекта РФ. Искусственное дробление одной закупки на три с установлением цены на каждую из них в размере менее ценового предела закупки у единственного подрядчика в целях обеспечения возможности заключения договоров с единственным подрядчиком без проведения торгов само по себе направлено на ограничение конкуренции и необоснованное ограничение числа участников закупок, не обеспечивая эффективность и результативность использования бюджетных средств.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 03 июля 2025 года № 302-ЭС25-5530 по делу № А74-990/2024, Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 09 апреля 2025 года по делу № А74-990/2024

Срок уплаты штрафа со скидкой по постановлению ФАС и ошибки ГИС ГМП

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что возможность уплаты штрафа в половинном размере по постановлению ФАС России может быть реализована исключительно в течение 20-дневного срока со дня вынесения постановления, а не в срок, указанный в ГИС ГМП (Государственная информационная система о осударственных и муниципальных платежах), т. к. само по себе некорректное отображение в ГИС ГМП срока действия скидки не отменяет необходимость соблюдения обществом требований части 1.3-2 статьи 32.2 КоАП РФ касательно срока, в течение которого возможна уплата административного штрафа в размере половины от назначенного и который подлежит исчислению строго с момента вынесения постановления, равно как и не является, исходя из указанной нормы, основанием для восстановления пропущенного срока на уплату штрафа в половинном размере.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 03 июля 2025 года № 305-ЭС25-5965 по делу № А40-166768/2024, Постановление АС Московского округа от 25 марта 2025 года по делу № А40-166768/2024

Ограничения перераспределения муниципальных земельных участков в целях увеличения частных наделов

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что администрация не вправе заключить соглашение о перераспределении земельного участка с землями муниципальной собственности в целях возможности строительства многоквартирного дома в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования и такой участок не может быть поставлен на кадастровый учет, если:

  • участок не содержит недостатков, которые устраняются путем перераспределения участков (границы участка со смежными участками представляют прямую линию);
  • проектом межевания территории района города установлено поэтапное перераспределение земельных участков именно в целях увеличения земельных участков для возможности размещения многоквартирных жилых домов, то есть указанные цели не соотносятся с целями исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
ВАЖНО!
Получение участка для достижения такой цели (фактически для осуществления заявителем своей хозяйственной деятельности) не подпадает под случаи, предусмотренные статьей 39.28 Земельного кодекса РФ (в таком случае отсутствует право на получение участка через перераспределение). Процедура перераспределения не может преследовать фактическую цель предоставления земельного участка, поскольку в противном случае использование этой процедуры может быть расценено в качестве способа обхода закона, что запрещено статьей 10 ГК РФ. Перераспределение не должно приводить к увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, вне конкурентных процедур, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании; увеличение площади земельного участка является лишь следствием, а не целью перераспределения.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 03 июля 2025 года № 304-ЭС25-5350 по делу № А75-1733/2024, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 18 марта 2025 года по делу № А75-1733/2024

Особенности переоформления украинских арендных прав на землю в РФ

Верховный суд РФ разъяснил, что, учитывая различный правовой режим использования земель по законодательству Украины и Российской Федерации, при переоформлении права аренды уполномоченным органом должны учитываться наличие основания возникновения права, а также действительные цели использования земельного участка (с учетом его ограничений и особенностей, предусмотренных земельным, водным и градостроительным законодательством). Предъявление иска, связанного с оспариванием ранее возникшего права по законодательству Украины, дающего арендатору публичного земельного участка право на его переоформление в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, в любом случае предполагает проверку основания возникновения права (бесспорность его возникновения) до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, а также наличие оснований для его переоформления по законодательству Российской Федерации.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 02 июля 2025 года № 310-ЭС25-946 по делу № А83-7342/2019

Взыскание разницы в цене замещающих сделок с недобросовестного поставщика по госконтракту

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что если госконтракт расторгнут заказчиком в связи с его ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и заказчик заключил замещающую сделку по итогам госзакупки с большей ценой товаров, работ, услуг, то прокурор субъекта РФ вправе обратиться в арбитражный суд с иском в интересах субъекта РФ в лице заказчика к первоначальному поставщику (подрядчику, исполнителю) о взыскании убытков в виде разницы между стоимостью замещающей сделки и ценой расторгнутого контракта.

ВАЖНО!
Расторжение контракта не оспорено в суде и информация о первоначальном поставщике (подрядчике, исполнителе) включена в РНП.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 03 июля 2025 года № 307-ЭС25-5333 по делу № А56-15864/2024, Решение АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 августа 2024 года по делу № А56-15864/2024

Закупочная практика - колонка эксперта Александра Кулакова на ППТ:

Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.