Памятка для предпринимателей по привлечению самозанятых

Размер шрифта:

Как сделать так, чтобы работа с самозанятыми приносила пользу для бизнеса, а не стала источником проблем в лице налоговой службы? И как защитить себя в случае неблагоприятного исхода проверки и доказать правомерность привлечения самозанятых для выполнения определённых задач?

Больше полезной информации по этой теме найдете в телеграм-канале «Юрист для онлайн-бизнеса»

Нужно хорошенько подготовиться к процессу оформления правоотношений с привлечёнными исполнителями (подрядчиками). Вот недавно разобранный кейс.

Действия перед заключением договора:

  • проверить действующий статус самозанятого через сайт ФНС;
  • убедиться, что самозанятый не работал в предыдущие два года в компании в качестве штатного специалиста (пункт 8 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ);
  • выяснить, не подпадает ли деятельность самозанятого под исключения (перепродажа товаров, посреднические услуги и т. д.);
  • уточнить, сотрудничает ли самозанятый с иными заказчиками (это является положительным фактором).

Что предусмотреть в договоре:

  • в предмете договора отразить разовые задания заказчика, а также определить конкретный объём работ (оказываемых услуг);
  • закрепить обязанности самозанятого:
    • предоставлять чек в течение 2-3 дней с момента получения оплаты;
    • оперативно уведомлять о снятии с учёта с налогового режима НПД;
    • компенсировать все имущественные потери компании в случае, если он не проинформировал о потере статуса самозанятого.
  • зафиксировать технические задания и этапы работы, а также чёткие сроки;
  • прописать, что все работы и услуги должны быть закрыты отчётами и актами (в них детально указываем, что выполнил самозанятый и какие права передал).

Что нельзя включать в договор с самозанятыми:

  • условие о выплате ежемесячной фиксированной суммы оплаты по договору (стоимость оплаты должна варьироваться в зависимости от выполненных объёмов услуг/работ);
  • условие о подчинении правилам внутреннего трудового распорядка компании, управлении и полном контроле со стороны заказчика, а также об установлении графика работы;
  • условие о предоставлении гарантий социальной защищённости (оплата больничных, отпусков и т. д.);
  • условие о том, что работы будут полностью обеспечиваться материалами, инструментами и оборудованием заказчика;
  • условие о том, что размер начисленного налога на профессиональный доход возмещается заказчиком и плюсуется к сумме оказанных услуг/выполненных работ.

Не забываем:

  • вести учёт всех документов (договоров, актов, отчётов и чеков);
  • обязательно сохранять комплект документов по каждому привлечённому самозанятому.

Коллеги, а к вам обращаются предприниматели по вопросам оформления отношений с исполнителями (подрядчиками) на НПД? Если у вас есть дополнительные рекомендации для бизнеса в этой сфере, обязательно делитесь в комментариях. В современных реалиях это очень актуально!

Ведение онлайн-бизнеса: юридические нюансы в 2025 году. Экспертные рекомендации по ведению бизнеса онлайн:

Эргашева Зарина Юрист