ОТиЗ — это аббревиатура, означающая отдел труда и заработной платы. На предприятии он обычно занимается учетом и нормированием труда, а также расчетом денежных выплат работникам. Об особенностях организации отдела рассказано в статье.
Навигация
Аббревиатуру ОТиЗ, очевидно, изобрели руководители и бухгалтеры крупных предприятий: в нормативной документации, действующих законодательных актах она не встречается. Однако в различных отраслевых нормативных актах и соглашениях, касающихся нормирования или оплаты труда, нередко можно встретить упоминание должности начальника отдела, занимающегося учетом и начислением заработной платы, что косвенно подтверждает популярность подобной структурной единицы на больших промышленных объектах. Таким образом, определение термина ОТиЗ — расшифровка аббревиатуры — угадывается достаточно просто. Необходимо ли такое структурное подразделение, чем его сотрудники занимаются, подробнее поговорим об это далее в статье.
Нужен ли ОТиЗ
На каждом конкретном предприятии вопрос организации учета и оплаты труда решается самостоятельно. Кто может осуществлять такие функции:
- главный бухгалтер;
- заместитель главбуха;
- бухгалтер по зарплате;
- специально организованный отдел.
Очевидно, что отдел организуется на больших предприятиях со значительным штатом работников. Кроме того, способ решения вопроса организации учета и оплаты труда зависит и от других факторов: например, какова отраслевая принадлежность компании, структура организации.
Кроме того, ОТиЗ — это общее название, на практике можно обнаружить, что под этой аббревиатурой скрываются также:
- отдел статистики и зарплаты;
- отдел планирования, труда и зарплаты.
Возможны и другие варианты. Все эти подразделения выполняют сходные функции в структуре организации.
Чем занимается, какие задачи решает
Число и конкретное содержание функций ОТиЗ зависит от структуры каждой конкретной компании, ее особенностей. Примерные должностные инструкции начальника подобного подразделения приведены в части второй Квалификационного справочника должностей служащих (приложение к Постановлению Госкомтруда СССР, которое было принято еще в 1969 г., под номером 409).
Обозначим общие направления деятельности этого структурного подразделения:
- совершенствование организации учета труда, разработка актуальных схем и методов оплаты;
- работа по нормированию, введению актуальных и технически обоснованных нормативов, своевременному их пересмотру;
- анализ действующих норм и систем оплаты деятельности работников, их эффективности и оправданности;
- исследование расходования фонда заработной платы, соотношения темпов роста производительности деятельности предприятия и размера зарплаты работников и руководства;
- учет трудочасов, расчет и выплата зарплаты;
- обеспечение правильности применения действующих на предприятии тарифных ставок и расценок.
Также это подразделение может заниматься и оформлением кадровой документации или ее части. ОТиЗ, можно сказать, ответственен за учет работы персонала, правильность расчета и выплаты гонораров.