Какие штрафы предусмотрены для поставщиков по 44-ФЗ

Размер шрифта:

В проекте контракта необходимо указать штрафы по 44-ФЗ: за нарушение обязательств и просрочку их исполнения. Участникам закупок следует иметь в виду, что штрафы применяют не только за обязательства по контракту, но и за нарушения процедуры закупки.

Новые штрафы для поставщиков

Опубликован законопроект, который вводит дополнительную административную ответственность для участников закупок. В КоАП планируют внести ответственность за нарушение национального режима.

Если в ЕИС не разместили документы, связанные с национальным режимом, то под административную ответственность по 44-ФЗ подпадают заказчики, на которых возложена обязанность по публикации такой документации.

Предложены суммы взысканий:

  • 55 000 рублей для должностных лиц;
  • 510 000 рублей для организаций.

Если законопроект примут, то новые санкции заработают с 01.01.2023.

За непредставление документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 закона № 44-ФЗ, со стороны поставщика его не оштрафуют. Такую заявку приравняют к заявке, содержащей предложение об иностранном товаре, работе или услуге. При наличии иных заявок к закупке, которые отвечают требованиям отечественной продукции, заявку с нарушением отклонят.

Какая ответственность предусмотрена

Действующим законодательством ответственность сторон по 44-ФЗ регламентирована детально.

Закрепление ответственности направлено на:

  1. Дисциплинирование участников закупок. Гонорары по контрактам выплачивают за счет муниципальных и государственных бюджетов — в качественном исполнении обязательств заинтересовано общество в лице налогоплательщиков.
  2. Мотивация заказчиков — следить за качеством исполнения обязательств, обдуманно формулировать требования.

По тексту контракта необходимо формулировать штрафы и пени по 44-ФЗ с последними изменениями как для заказчика, так и для исполнителя.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы прописать ответственность в контракте без ошибок и нарушений.

ФЗ № 44 предусматривает такие меры ответственности:

  1. Пени – при просрочке исполнения обязательств. Суммы не имеют фиксированного размера и исчисляются в процентах от суммы контракта в зависимости от количества дней просрочки.
  2. Штраф – твердая денежная сумма при иных нарушениях условий договора.
ВАЖНО!
По установленным нормам заказчик обязан прописывать в контрактах размер штрафа только в виде фиксированной суммы, а пеню – в процентах от цены контракта (ПП РФ 1042 от 30.08.2017, ч. 7 ст. 34 44-ФЗ). Не рекомендуем ограничиться отсылкой к постановлению, в контракте необходимо детально прописать условия начисления штрафов и пеней, действующих в Федеральной контрактной системе.

Правила расчета пени

Правила расчета пени установлены ч. 5 и 7 ст. 34 ФЗ № 44. Расчет одинаков как для заказчика, так и для исполнителя. Размер пени – 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы за каждый день просрочки.

Пример расчета:

Контракт заключен на сумму 10 000 рублей. По его условиям поставщик проводит поставку в срок до 14.06.2022 включительно. В указанный срок поставщик отправил поставку на 2000 рублей. Остаток на сумму 8000 рублей поставлен 23.06.2022. Просрочка составляет 8 дней. В указанный период ключевая ставка ЦБ составляла 9,5 %.

Пеня составит: 8000 х 8 х 1/300 х 11 % = 23 руб. 47 коп.

Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение

Порядок применения и расчета санкций по 44-ФЗ регламентирует постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017.

Мы собрали штрафы по 44-ФЗ по постановлению правительства 1042 в таблице:

Для заказчика

Для поставщика

Размер санкции зависит от цены договора:

  • до 3 млн руб. – 1000 руб.;
  • от 3 до 50 млн руб. – 5000 руб.;
  • от 50 до 100 млн руб. – 10 000 руб.;
  • более 100 млн руб. – 100 000 руб.

Постановлением предусмотрен общий порядок исчисления сумм, имеются исключения, когда расчет производят по-другому.

Общий порядок предусматривает процент в от суммы контракта:

  • до 3 млн руб. – 10 %;
  • от 3 до 50 млн руб. — 5 %;
  • от 50 до 100 млн руб. — 1 %;
  • от 100 до 500 млн руб. — 0,5 %;
  • от 500 млн до 1 млрд руб. — 0,4 %;
  • от 1 до 2 млрд — 0,3 %;
  • от 2 до 5 млрд рублей — 0,25 %;
  • от 5 до 10 млрд рублей — 0,2 %;
  • свыше 10 млрд рублей — 0,1 %.

Для закупок организациями – СМП или СОНКО штраф составит 1 %, независимо от цены договора, но не менее 1000 и не более 5000.

На случай если цена контракта ушла в минус в процессе конкурирования участников, а победила заявка с большей ценой – сумма санкции зависит от того, совпала ли цена с НМЦК, оказалась выше или ниже.

Если цена менее НМЦК:

  • 10 % от НМЦК, если сумма, которую заплатил победитель, не превышает 3 млн рублей;
  • 5 % от НМЦК — если от 3 до 50 млн рублей; 1 % НМЦК — если от 50 до 100 млн.

При превышении НМЦК:

  • 10 % уплаченной участником цены, если она не превышает 3 млн рублей;
  • 5 % уплаченной цены, если она лежит в диапазоне от 3 до 50 млн рублей;
  • 1 % уплаченной цены, если она лежит в диапазоне от 50 до 100 млн рублей.

За нарушения, для которых не установлена цена, санкция составит:

  • 1000 руб. — при цене контракта до 3 млн рублей;
  • 5000 руб. — при цене от 3 до 50 млн рублей;
  • 10 000 руб. — при цене от 50 до 100 млн;
  • 100 000 руб. — при цене контракта свыше 100 млн рублей.

За неисполнение подрядчиком обязательств по строительству или капремонту без привлечения субподрядной организации – штраф 5 % от стоимости работ.

За непривлечение субподрядной организации из числа СМП или СОНКО – штраф 5 % от суммы на привлечение.

Общая сумма финансовых санкций не может превышать цену контракта. Избежать штрафов допустимо при наличии доказательств невозможности исполнить обязательства надлежаще по не зависящим от стороны причинам.

ВАЖНО!
Если для конкретного контракта установлены иные санкции, отличные от постановления № 1042, – применяют специальные нормы.

Какая ответственность предусмотрена по КоАП

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – орган, контролирующий процесс закупок. ФАС пояснила, каким документом предусмотрена ответственность за не размещение обязательной информации в ЕИС и за иные нарушения в сфере закупок – КоАП РФ. Нормы КоАП применяются в совокупности с ответственностью по 44-ФЗ.

Основная мера административной ответственности – штраф. К нарушителям также применяют дисквалификацию.

В контрактной системе штраф вправе назначить контролирующий орган – ФАС.

Вот таблица штрафов по 44-ФЗ по КоАП с последними изменениями в 2024 году:

№ п/п

Нарушение

Статья КоАП РФ

Размер штрафа, руб.

Неправильный выбор способа определения поставщика

1

Принятие решения о неправильном выборе способа определения поставщика.

Закон закрепляет, кто несет ответственность, если способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ – должностное лицо, ответственное за принятие решения.

Ч. 1 ст. 7.29

30 000

2

Принятие решения о выборе иного способа определения поставщика, когда законом закреплен конкурс или аукцион.

Ч. 2 ст. 7.29

50 000

3

Принятие решения о проведении закрытого конкурса в отсутствие закрепления такого конкурса в 44-ФЗ.

Нарушение процедуры направления в контролирующий орган документов для согласования закупки у единственного поставщика.

Ч. 2.1 ст. 7.29

50 000

4

Проведение закрытых торгов по гособоронзаказу без согласования с контролирующим органом или на условиях, отличных от согласованных

Ч. 3 ст. 7.29

30 000 – 50 000 (на должностное лицо)

5

Нарушен порядок определения цены по гособоронзаказу у единственного поставщика

7.29.1

6

Нарушения при включении сведений в план-график контракта

Ч. 1 ст. 7.29.3

Нарушение порядка осуществления закупок

7

Несоблюдение порядка определения НМЦК, обоснования предмета закупки (кроме описания)

Ч. 2 ст. 7.29.3

10 000 (на должностное лицо)

8

Нарушение порядка и сроков проведения общественного обсуждения или его непроведение

Ч. 3 ст. 7.29.3

30 000 (на должностное лицо)

9

Несоблюдение срока утверждения и размещения в ЕИС плана-графика

Ч. 4 ст. 7.29.3

От 5000 до 30 000 (на должностное лицо)

10

Несоблюдение сроков размещения в ЕИС документов при проведении конкурса, аукциона с просрочкой не более чем на 2 дня. Эта же норма регламентирует штраф за нарушение сроков размещения протокола по 44-ФЗ и иных документов.

Ч. 1 ст. 7.30

5000 (на должностное лицо)

15 000 (на организацию)

11

То же нарушение с просрочкой более чем на 2 дня

Ч. 1.1 ст. 7.30

30 000 (на должностное лицо)

100 000 (на организацию)

12

Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов при закупке у единственного поставщика при запросе котировок не более чем на 1 день

Ч. 1.2 ст. 7.30

3000 (на должностное лицо)

10 000 (на организацию)

13

То же нарушение с просрочкой более чем на 1 день

Ч. 1.3 ст. 7.30

15 000 (на должностное лицо)

50 000 (на организацию)

14

Несоблюдение требований законодательства при размещении информации о закупке.

Нарушение порядка:

  • при предоставлении конкурсной документации;
  • при разъяснении положений конкурсной или аукционной документации;
  • при приеме заявок на участие в определении поставщика, окончательных предложений.

Ч. 1.4 ст. 7.30

15

Несоблюдение сроков размещения в ЕИС извещения о закупке или приглашения на участие в определении поставщика

Ч. 1.5 ст. 7.30

30 000 (на должностное лицо)

16

Размещение извещения в ЕИС о закупке или направление приглашения на участие в определении поставщика при отсутствии информации о закупке в плане-графике

Ч. 1.6 ст. 7.30

17

Размещение извещения в ЕИС о закупке или направление приглашения на участие в определении поставщика при наличии предписания о признании закупки необоснованной и в случае неустранения выявленного нарушения

Ч. 1.7 ст. 7.30

18

Необоснованные действия:

  • отклонение поданных заявок на участие в конкурсе;
  • отказ в участии в аукционе;
  • признание заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям закупочной документации;
  • отстранение участника от участия в закупке.

Необоснованный допуск к закупке.

Нарушение порядка рассмотрения заявок.

Ч. 2 ст. 7.30

1 % от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000

19

Несоблюдение требований к содержанию протокола по определению поставщика

Ч. 2.1 ст. 7.30

10 000 (на должностное лицо)

20

Неразмещение в ЕИС обязательной информации и документов

Ч. 3 ст. 7.30

50 000 (на должностное лицо)

500 000 (организации)

21

Нарушения:

  • порядка рассмотрения заявок, окончательных предложений;
  • требований к участникам;
  • требований к размеру обеспечения заявок;
  • требований к порядку и размерам обеспечений исполнения контракта;
  • требований к предоставляемой участниками информации и документам.

Ч. 4 ст. 7.30

1 % от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000

22

Включение в описание объекта требований в отношении интеллектуальной собственности, если такие требования ведут к уменьшению количества участников.

Включение в состав одного лота неоднородных товаров.

Ч. 4.1 ст. 7.30

1 % от НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000

23

Утверждение конкурсной документации с нарушением законодательно установленных требований.

Ч. 4.2 ст. 7.30

3000 (на должностное лицо)

24

Необоснованный допуск или отклонение заявки участника.

Нарушение порядка вскрытия конвертов, открытия электронных документов.

Ч. 6 ст. 7.30

5 % от НМЦК, но не более 30 000

25

Признание победителя с нарушением требований законодательства

Ч. 7 ст. 7.30

50 000 (на должностное лицо)

26

Необоснованное сокращение сроков подачи заявок.

Несоблюдение порядка и сроков отмены определения поставщика.

Ч. 8 ст. 7.30

30 000 (на должностное лицо)

27

Закупки у СМП или СОНКО на суммы менее установленных законом.

Ч. 11 ст. 7.30

50 000 (на должностное лицо)

28

Несоблюдение сроков подписания протокола при проведении конкурса, запроса котировок с просрочкой не более чем на 2 дня

Ч. 13 ст. 7.30

3000 (на должностное лицо)

29

Просрочка более чем на 2 дня

Ч. 14 ст. 7.30

30 000 (на должностное лицо)

30

Несоблюдение сроков по гособоронзаказу по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг

Ч. 15 ст. 7.30

30 000 – 50 000

Несоблюдение правил ведения реестров контрагентов, недобросовестных поставщиков (штрафы на должностное лицо)

31

Внесение в реестр недобросовестных поставщиков заведомо недостоверных данных

Ч. 1 ст. 7.31

50 000

32

Ненаправление или нарушение сроков направления в контролирующий орган информации для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Нарушение сроков предоставления информации в контролирующий орган для включения в реестр контрактов.

Ч. 2 ст. 7.31

20 000

Нарушение сроков возврата обеспечения заявок

33

Просрочка не более чем на 3 дня

Ч. 1 ст. 7.31.1

5000 (на должностное лицо)

30 000 (организации)

34

Просрочка более чем на 3 дня

Ч. 1 ст. 7.31.1

15 000 (на должностное лицо)

90 000 (организации)

Нарушение порядка заключения, изменения, исполнения контракта

35

Заключение контракта при несоблюдении условий определения поставщика или условий исполнения, предложенных другой стороной

Ч. 1 ст. 7.32

Должностные лица — 1 % от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000. Юридические — 1 % от НМЦК, но не менее 50 000 и не более 300 000

36

Заключение контракта при несоблюдении условий определения поставщика или условий исполнения, предложенных другой стороной, если такие нарушения привели к увеличению расхода бюджетных средств или уменьшению поставляемой продукции, работ, услуг

Ч. 2 ст. 7.32

Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения

37

Несоблюдение сроков заключения контракта или уклонение от его заключения

Ч. 3 ст. 7.32

50 000 (на должностное лицо)

38

Одностороннее изменение условий контракта при отсутствии законодательно закрепленного права на изменение

Ч. 4 ст. 7.32

20 000 (на должностное лицо)

200 000 (организации)

39

Одностороннее изменение условий контракта, если такие действия привели к увеличению расхода бюджетных средств или уменьшению поставляемой продукции, работ, услуг

Ч. 5 ст. 7.32

Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения

40

Несоблюдение порядка расторжения контракта

Ч. 6 ст. 7.32

50 000 (должностные лица)

200 000 (организации)

41

Действия, бездействие, которые привели к неисполнению контракта и причинили вред обществу и (или) государству

Ч. 6 ст. 7.32

Штраф:

  • на должностных лиц и ИП — от 5 до 15 % стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30 000 или дисквалификация на срок до двух лет;
  • на юрлиц — от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000

42

Несоблюдение требований по проведению экспертизы

Ч. 8 ст. 7.32

20 000 (на должностное лицо)

43

Несоставление передаточных документов или отказ от их подписания

Ч. 9 ст. 7.32

44

Приемка товара, работ или услуг при наличии несоответствий условиям контракта

Ч. 10 ст. 7.32

20 000 – 50 000 (на должностное лицо)

45

Несоблюдение срока и порядка оплаты

Ч. 1 ст. 7.32.5

30 000 – 50 000 (на должностное лицо)

46

Повторное нарушение срока и порядка оплаты

Ч. 2 ст. 7.32.5

Должностные лица — дисквалификация от 1 года до 2 лет

Нарушения в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности

47

Осуществление закупки товаров и услуг, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности

Ч. 11 ст. 9.16

30 000 (на должностное лицо)

100 000 (организации)

Невыполнение в установленный срок законного предписания

48

Невыполнение в установленный срок законного предписания контролирующего органа

Ч. 7 ст. 19.15

Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, член комиссии — 50 000. Юрлица — 500 000

Нарушение порядка и сроков предоставления информации в контролирующий орган

49

Нарушение порядка и сроков предоставления информации в контролирующий орган, предоставление заведомо недостоверной информации

Ст. 19.7.2

Должностные лица — 15 000.

Юридические — 100 000

Также смотрите: все штрафы по 223-ФЗ в таблице
  • 2022-06-27 08:43:44
    Помогла ли вам такая таблица со штрафами? По мере изменений статью будем обновлять.
Оставить комментарий Распечатать
Челозерцева Александра
Челозерцева Александра Юрист по корпоративным вопросам

В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности "юриспруденция". Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.