Наше ООО занимается поставкой радиоэлектроники. Последние несколько лет работа с государственными заказчиками усложнилась, особенно в случаях применения постановления № 878 и приказа № 126н одновременно. Преимущество отдают российской радиоэлектронной продукции, а предложения с иностранными товарами отклоняют. Мы решили рассказать обо всех особенностях госзакупок радиоэлектроники.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- В госзакупках радиоэлектронной продукции используется постановление № 878.
- Ограничения на покупку иностранных товаров регулярно меняются.
- Цена радиоэлектронных товаров определяется Минпромторгом и рассчитывается методами анализа рынка.
- В заявках на госзакупки нужно указывать номер реестровой записи отечественной электроники.
- Заменять радиоэлектронику из ЕАЭС на иностранную во время исполнения контракта запрещено.
По какому постановлению закупают радиоэлектронную продукцию в 2024 году
Особенности национального режима в госзакупках закреплены в статье 14 44-ФЗ. А меры стимулирования производства российской радиоэлектронной продукции и правила закупок таких изделий установлены постановлением Правительства № 878 от 10.07.2019. А в приложении к этому НПА вы найдете перечень по постановлению 878 с изменениями на 2024 год и порядок обоснования невозможности ограничений в госзакупках радиоэлектроники.
Особенность № 1. Обоснование начальной (максимальной) цены радиоэлектронной продукции
Порядок определения НМЦК по постановлению № 878, цены контракта с единственным поставщиком устанавливает Минпромторг по согласованию с Минфином и ФАС (п. 6 ПП РФ № 878). Этот порядок не работает в закупках радиоэлектроники, которая поставляется в рамках гособоронзаказа. Пока такой порядок официально не установлен при расчете НМЦК, используйте стандартные методы из ст. 22 44-ФЗ, приоритет — у метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).
Общая инструкция, как обосновать НМЦК для закупок радиоэлектроники:
Шаг 1. Определите функциональное значение закупаемой продукции.
Шаг 2. Найдите позиции в Едином реестре российской электроники с характеристиками, которые подходят или функционально близки к закупаемым товарам.
Шаг 3. Запросите цены у производителей однотипных товаров, информация о которых включена в реестр. Однотипные товары — продукция, которая относится к тому же ОКПД2, что и планируемая к закупке радиоэлектроника, обладает одинаковым функциональным назначением. Запросы отправьте всем производителям однотипных товаров, информация о которых есть в спецреестре.
Форма запроса официально не утверждена. Минфин требует, чтобы в запросе указывали:
- название товара в соответствии с тем, которое указано в реестре, а если отправляете запрос производителю аналогичного товара — технические характеристики закупаемого товара;
- планируемые сроки госзакупки;
- сроки поставки;
- размер аванса;
- размер обеспечения контракта.
Рассчитывайте НМЦК на основании цен, сведения о которых есть в реестре.
Для заказов с минимальной долей порядок определения НМЦК отличается (п. 3 ПП РФ № 2014). Если заказчик рассчитывает цену контракта методом сопоставимых рыночных цен, то он обязан направить запрос о цене поставщикам, информация о которых включена в ГИСП (ч. 5 ст. 22 44-ФЗ). Алгоритм довольно простой:
- Найти в реестрах ГИСП необходимую продукцию. Поиск проводят и по названию товара, и по его ОКПД2, и по ТН ВЭД.
- Отправить запрос поставщикам. Контакты для связи есть в карточке предприятия из ГИСП. В запросе указать функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и другие характеристики изделия из каталога товаров, работ, услуг (КТРУ).
- Если информации для расчета НМЦК недостаточно (заказчик получил меньше трех коммерческих предложений), то сделать скриншот из информационной системы Минпромторга и зафиксировать невозможность выполнения минимальной доли закупок.
- Направить сведения в Минпромторг по почте Metod@minprom.gov.ru и указать на отсутствие необходимой информации в ГИСП.
- Запросить коммерческие предложения у остальных поставщиков и рассчитать НМЦК по правилам ст. 22 44-ФЗ.
Подробнее: как обосновать НМЦК
Особенность № 2. Применение национального режима в закупках радиоэлектроники
Если радиоэлектронная продукция включена в перечень из Постановления № 878, необходимо установить ограничение допуска иностранной радиоэлектроники. В Федеральной контрактной системе разъясняется, как применить постановление 878 правительства и 126н одновременно: установите ограничения, если решили приобрести радиоэлектронику, которая входит в перечень по постановлению № 878 от 10.07.2019. Если ОКПД2 товара, который закупаете, попал в перечень по Приказу Минфина № 126н от 04.06.2018, то пропишите условия допуска. А для подтверждения соответствия продукции установленному ограничению участник закупки обязан предоставить декларацию, что эта продукция есть в реестре российской или евразийской радиоэлектроники в виде номера реестровой записи.
Ограничения устанавливают, только если объектом закупки является товар. Для закупки работ и услуг, в т. ч. при выполнении которых поставляется радиоэлектронный товар, постановление № 878 не применяется (Письмо Минфина России № 24-01-07/111357, Минпромторга России № ШВ-124486/11, Минцифры России № А3-П29-085-243351, Минстроя России № 78336-СМ/09 от 20.11.2023).
Если код ОКПД2 из перечня к постановлению № 878 пересекается с кодом из перечня к постановлению № 617 от 30.04.2020, то надо применять перечень с более точным кодом. К примеру, для кода 28.25.14.110 применяют положения постановления № 878.
Подробнее: как применять национальный режим в закупках
Особенность № 3. Подготовка описания объекта закупки для радиоэлектронной продукции
В п. 7 ПП РФ № 878 указано, что нельзя объединять в один лот радиоэлектронную продукцию, которая включена в перечень, и не включенную в него. Еще одно важное правило: в описании объекта закупки и определении технических, функциональных и эксплуатационных характеристик необходимо строго следовать каталогу товаров, работ, услуг (пп. «а» п. 5 Правил, утв. ПП РФ № 145 от 08.02.2017). Указывать допхарактеристики, которые не предусмотрены КТРУ, запрещено.
Подробнее: как описать объект закупки
Особенность № 4. Обоснование невозможности ограничения допуска иностранной радиоэлектроники
Раньше — до 31.08.2021 — заказчикам требовалось обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для закупки зарубежной продукции. Ограничения не устанавливали, если в реестре:
- отсутствовал товар с необходимым функционалом;
- была продукция с нужным функционалом, но по характеристикам она не подходит заказчику.
Некоторые заказчики до сих пор готовят обоснование невозможности соблюдения ПП РФ 878, хотя это и необязательно. Его выкладывают в ЕИС вместе с извещением о закупке. Обычно в обосновании указывают:
- обстоятельство, из-за которого не применяете ограничения;
- класс, которому должна соответствовать радиоэлектроника;
- требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, которые установлены заказчиком, с указанием класса, которому она должна соответствовать;
- функциональные, технические или эксплуатационные характеристики (в т. ч. их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует требованиям госзаказчика, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о которой включены в реестр и которая соответствует тому же классу радиоэлектроники, что и объект закупки (только если есть продукция с нужным функционалом, но по характеристикам она не подходит заказчику).
Особенность № 5. Порядок рассмотрения заявок в закупках радиоэлектроники
Заказчик отражает в извещении требование о том, что участникам необходимо указать (задекларировать) в заявке номер реестровой записи (п. 3(3) постановления № 878) из:
- Единого реестра российской радиоэлектронной продукции;
- Евразийского реестра промышленных товаров.
А для подтверждения первого уровня радиоэлектроники дополнительно нужны сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Реестровые записи должны действовать как при подаче заявки, так и во время исполнения контракта (Письмо Минпромторга № 117563/12 от 01.11.2023). Если в заявке нет реестровых записей, то предложение поставщика приравнивают к иностранному (Письмо ФАС № ДФ/99397/22 от 31.10.2022).
Заказчики отклоняют все заявки с предложением о поставке иностранной радиоэлектроники, если подана одна или больше заявок, удовлетворяющих требованиям заказчика, — с предложением о поставке продукции из ЕАЭС (п. 3 постановления № 878). Есть лишь несколько исключений, они описаны в п. 3(1) ПП РФ № 878.
Если же заказчик закупает радиоэлектронику по п. 5, 7–9, 13 (системы хранения данных) перечня к постановлению № 878, то он отклоняет все заявки с предложением о поставке радиоэлектронной продукции (кроме тех, что содержат предложение о поставке изделий первого уровня), если подана одна или более заявок, удовлетворяющих требованиям заказчика. Она должна одновременно соответствовать таким условиям:
- Содержать предложение о поставке соответствующей радиоэлектронной продукции только первого уровня.
- Если в предмет закупки включена другая радиоэлектронная продукция (кроме изделий по п. 5, 7–9, 13 в части систем хранения данных) перечня к ПП № 878 — не должна содержать изделий, произведенных не в ЕАЭС.
Если все эти требования не соблюдаются, то вас ждет отклонение вторых частей заявок по постановлению 878 (равно как и первых) в конкурсе или общей заявки в аукционе. По правилам заказчик отклонит все иностранные предложения, если подана одна или более заявок с товарами из ЕАЭС.
Если приобретаемые товары включены и в перечень к ПП № 878, и в один из перечней к Приказу № 126н, то в извещении устанавливают и ограничения допуска по ПП РФ № 878), и условия допуска по Приказу № 126 (Письмо ФАС № ДФ/99397/22 от 31.10.2022). Условия допуска применяют, если не отклонили заявки с иностранным товаром (Письмо Минфина № 24-06-06/68443 от 15.07.2022).
Особенность № 6. Исполнение контракта на поставку радиоэлектроники
При исполнении госконтракта на поставку радиоэлектроники по ПП РФ № 878 нельзя заменять товары из ЕАЭС на иностранные. Кроме того, не допускается замена радиоэлектронной продукции первого уровня на продукцию, которая не соответствует этому требованию.
Может быть полезно:
Закупка радиоэлектронной продукции: вопросы и ответы
-
Что учесть при закупке радиоэлектроники?
Радиоэлектронные товары закупают только с соблюдением национального режима. Преимущество в таких тендерах — у российской и евразийской продукции. Если товар входит в специальный перечень из ПП РФ № 878, то надо применять ограничение на допуск иностранных изделий. А если продукция есть и в перечнях из Приказа № 126н, то не забывайте и об условиях допуска.
-
Как применяются ограничения в закупках радиоэлектроники?
Заказчики внимательно изучают заявки участников. Они отклоняют предложения с иностранными товарами, если у них есть хотя бы одна заявка, которая соответствует требованиям извещения и предлагает радиоэлектронику из РФ и других стран ЕАЭС. Если отечественных и евразийских предложений нет, то заказчики допускают заявки с иностранными товарами.
-
Как действовать, если у радиоэлектронной продукции нет аналогов в реестрах РФ и ЕАЭС?
В таком случае закупают тот товар, который предлагает поставщик. Никаких разрешений в Минпромторге получать не надо. Но сначала следует внимательно проверить реестры ГИСП и убедиться, что у товара нет отечественных аналогов.
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 N 719
Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145
Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617
Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014