Кредитный договор по 223-ФЗ — это соглашение, по которому отдельные виды юридических лиц оформляют заём. Разбираемся, как заключать такие договоры в рамках Закона о закупках.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Бюджетным организациям можно брать кредиты, но не платить за них из бюджетных денег.
- Для получения кредита под госзакупки по 223-ФЗ нужно проводить конкурс или использовать единственного поставщика.
- Кредитный договор должен включать сумму займа, срок, проценты и условия выплаты.
- Покупка услуг у банка идет по правилам закупок, как и другие закупки через электронные системы.
- Чтобы изменить условия кредитного договора, нужно подписать дополнительное соглашение.
Использование заемных средств, предоставление денег во временное пользование сторонним организациям — нормальная практика для организации любой формы собственности. Если в уставном капитале организации присутствует доля государства и она превышает 50 %, то законодательство позволяет брать деньги под госконтракт по 223-ФЗ и предписывает заключение кредитного договора на конкурсной основе. Прямо не запрещено брать кредиты, выдавать займы и бюджетным организациям. Кроме использования Закона о закупках, они обязаны учитывать объем доходов, которые получат от ПДД (приносящей доход деятельности).
Можно ли осуществлять закупку по кредиту по 223-ФЗ
Кредитная организация предоставляет заемщику денежные средства и получает назад сумму кредита и проценты по нему. Это не купля-продажа, не подряд и не услуга. Но договорные отношения с банками по поводу заемных средств мы не найдем и в исключениях сферы действия Закона о закупках.
В Письме Минэкономразвития № Д28и-773 от 30.03.2016 указано, что, если о желании привлечь заем и кредит заявляет юрлицо, действие 223-ФЗ на такие договоры не распространяется. В ситуации же, когда заказчик при привлечении займов и кредитов не является кредитором, заключение договора на кредит по 223-ФЗ возможно.
Давайте выясним, почему практика показывает, что понятие «банковская услуга» широко применяется в законодательстве РФ. Используется оно в законе «О банках и банковской деятельности». В Федеральном законе № 395-1 от 02.12.1990 закреплено, какие закупки осуществляются в банке — закупки банковских услуг, в том числе и предоставление кредита. В антимонопольном законодательстве эти услуги перечислены среди финансовых, связанных с размещением денежных средств. Клиент оплачивает услуги банка в виде процентов.
Именно поэтому заключение кредитного договора у вышеперечисленных организаций проходит по итогам закупочных процедур. С точки зрения ГК документ подтверждает факт получения финансовой услуги и обязательства клиента по их оплате. Подготовка и заключение договора в соответствии с положениями 223-ФЗ никак на его природе не отражаются. Для начала рассмотрим, как выбрать поставщика финансовых услуг (банк) и что важно указать в информационном сообщении о закупке с особенностями закупки кредитного договора.
Может пригодиться: как работать в ЕИС
Что важно учесть при составлении документации на закупку кредита
Получение банковского кредита через госзакупки имеет ряд особенностей. В положении о закупке следует указать, нужно ли проводить торги на получение кредита по 223-ФЗ или используется закупка у единственного поставщика.
Советуем прочитать: как закупать услуги по предоставлению кредита
В случае проведения торгов разработка извещения и документации требует особого внимания. В извещении о закупке в числе различных сведений, предусмотренных законодательством (ч. 8, 9 ст. 4 закона № 223-ФЗ), необходимо указать название займа: кредит на исполнение контракта по 223-ФЗ без залога — как пример. Кроме того, следует прописать требуемый объем кредита и максимальный размер платы за пользование кредитом (размер процентов), в том числе в абсолютном значении («сведения о НМЦД»).
Порядок описания остальных позиций документации — в таблице:
Позиция документации | Содержание |
---|---|
Требования к оказываемой услуге для заказчика | Размер необходимого кредита, валюта кредита. Укажите и цель кредита для заключения государственных контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ — для оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг или др. |
Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке |
По общему правилу заказчик предлагает использовать разработанную форму предложения о предоставлении кредита, в которой указывается вся необходимая информация для принятия решения. В качестве приложения к предложению запрашивается шаблон кредитного соглашения и копия лицензии банка на осуществление банковской деятельности. |
Требования к описанию оказываемой услуги |
Документация содержит указание на то, что в предложении о предоставлении кредита должна содержаться следующая информация:
|
Сроки (периоды) оказания услуги | Желаемый срок пользования кредитом |
Сведения о начальной (максимальной) цене договора | Максимальный размер платы за предоставление займа (процентов), в том числе в абсолютном значении |
Форма, сроки и порядок оплаты услуги | Желаемый график платежей |
Порядок формирования цены договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) | Указание на то, что размер платы за предоставление кредита включает в себя все платежи, взимаемые банком за его предоставление. |
Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям | Наличие лицензии на ведение банковской деятельности |
Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке | Размер платы за предоставление кредита, наличие возможности досрочного погашения |
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре | Указание на то, что при оценке предложений больший вес имеет размер платы за предоставление займа. |
Если заказчик принимает решение провести кредит как закупку у единственного поставщика, то составление документации не требуется, достаточно разместить извещение с указанием срока оказания услуг и стоимости начальной (максимальной) цены договора.
Исходя из личного опыта осуществления закупок, я могу сказать, что во многом закупка у единственного поставщика без проведения конкурентных торгов быстрее и проще. В настоящее время все больше заказчиком обращаются к ней.
Что следует учесть в договоре на предоставление кредита
Контролирующие органы в сфере закупок считают, что любые условия, которые включены сторонами в контракт, существенны. Контракты возмездного оказания услуг должны содержать предмет договора. Обязателен раздел о перечне видов услуг и совершаемых действиях (юридических и фактических).
К важным и существенным условиям кредитного контракта следует отнести следующие: стороны договора, сумму займа и его цель, срок кредитования, способ обеспечения, размер платы за пользование заемными средствами, условия выдачи и погашения займа.
Как сформировать НМЦД при анализе рынка кредитных услуг
При проведении закупочной процедуры на получение банковского займа в извещении обязательно указывается начальная (максимальная) цена договора (НМЦД). В соответствии с законом заказчик обязан учесть все факторы, существенные при определении цены услуги (в нашем случае — процента за пользование заемными средствами). Это сроки кредитования, риски невозврата или повышения процентной ставки, иные платежи, связанные с исполнением кредитного договора. Порядок формирования цены контракта выбирается заказчиком самостоятельно.
Для определения НМЦД:
- определите среднее значение ставок по кредиту, предлагаемых несколькими банками;
- переведите среднее значение ставок в рубли.
В Письме № Д28и-2258 от 30.07.2015 Минэкономразвития приводит пример расчета для случая, когда заказчику нужен кредит в размере 1 млн руб.:
- Получаем ставки по кредитам от трех банков — 16, 12 и 13 % годовых. Значит, среднее значение — 13,6 %.
- Переводим среднее значение в рубли. Получается, что, если заказчику нужен займ в 1 млн руб., НМЦД составит 136 000 руб.
Подробнее: как обосновать НМЦД по 223-ФЗ
Как Закон о закупках влияет на заключение и исполнение кредитного договора
Подготовка, подписание, исполнение и внесение изменений в кредитный договор, заключенный на основании 223-ФЗ, осуществляются в соответствии с нормами законодательства. Если положение о закупках не содержит прямого указания на запрет изменения условий контракта, то корректировке подвергаются все существенные условия контракта. Чтобы изменения имели юридическую силу, сторонам необходимо:
- прийти к единому мнению;
- подготовить дополнительное соглашение к контракту.
Все разногласия сторон разрешаются только в судебном порядке. И еще важный нюанс: в соответствии с ч. 16 ст. 4 223-ФЗ сведения о закупке услуг по получению займов размещать в ЕИС необязательно.
А вот как отделить кредитные деньги от некредитных по 223-ФЗ — вести раздельный учет всех поступлений. В условиях соглашения строго прописывается объем кредита, необходимо отразить сумму в бухучете при ее поступлении и фиксировать все операции с заемными средствами. Бухучет необходимо вести в разрезе каждого кредитного договора.
Если вам поручили подготовить документы для получения кредита в соответствии с Законом о закупках, то следует проверить следующее:
- публикацию в ЕИС утвержденного положения о закупках в соответствии с требованиями законодательства;
- наличие в положении сведений о порядке оформления этапов конкурентных и иных процедур (например, заключение договора с единственным поставщиком возможно, если эта процедура прописана в положении заказчика);
- соответствие действующего положения типовым положениям о закупках учредителя или собственника вашей организации. В нем нет прямого запрета на использование заемных средств.
В Письме № Д28и-3268 от 29.10.2015 Минэкономразвития указало, что заказчик вправе утвердить положение о закупке, в котором пропишет, что получение кредита является закупкой у единственного поставщика. Таким образом, осуществление закупки у единственного поставщика на основании четких и понятных критериев определенных случаев отнесения к таким процедурам, обоснованности определения таких случаев, которая зафиксирована в положении о закупке, полностью соответствует нормам Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 о защите конкуренции.
Какая отчетность сдается при закупке кредита
Минэкономразвития в Письме № Д28и-773 от 30.03.2016 указывает, что по ч. 19 ст. 4 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, публикует в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок товаров, работ, услуг. В ст. 4.1 223-ФЗ установлено, что заказчики ведут реестр договоров в обязательном порядке. Таким образом, Минэкономразвития предписывает заказчикам размещать в ЕИС контракты о предоставлении займов и всю информацию и документы, которые подтверждают выполнение взаимных обязательств. Следовательно, и отчитаться по таким контрактам необходимо в установленные сроки.
Какие вопросы возникают при осуществлении закупки по предоставлению кредита по 223-ФЗ
-
Может ли заказчик провести закупку на предоставление кредита как у единственного поставщика, если это прямо запрещено в положении о закупке?
Нет, такие действия заказчика неправомерны, закупка будет считаться незаконной.
-
Может ли быть внесено изменение в заключенный договор на предоставление кредитной линии?
Заказчик вправе заключить допсоглашение к договору, если это не запрещено положением о закупках.