Бюджетные обязательства выделяют под каждый контракт. Если после исполнения договора остались деньги и заказчик их не использовал, то БО отзовут.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) — это деньги на закупки для государственных учреждений.
- Если лимиты уменьшают или отзывают, учреждению нужно изменить условия контрактов.
- Учреждение должно согласовать с поставщиком новые условия по цене и срокам.
- Поставщик может потребовать возмещение расходов из-за изменения условий контракта.
- Все изменения оформляются дополнительным соглашением и вносятся в реестр контрактов.
Уменьшение и отзыв ЛБО
Бюджетное обязательство по 44-ФЗ — это денежные средства, выделенные для закупок товаров, работ, услуг. В совместном письме Минфина № 02-13-10/141 и ФК РФ № 42-7.4-05/2.3-41 от 21.01.2013 дается определение контрактации бюджетных средств — заключение получателями денег из бюджета контрактов по принципам российского законодательства. Выделяют бюджетные обязательства в пределах лимитов, установленных для конкретного учреждения. А контрактация лимитов БО показывает процентное соотношение сумм контрактов и объемов выделенных ЛБО.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как отразить в бюджетном учете лимиты бюджетных обязательств без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Учреждения закупают по 44-ФЗ нужные им товары, работы или услуги за счет выделяемых и утверждаемых на каждый финансовый год денег из бюджета страны. По правилам заключение контрактов без лимитов бюджетных обязательств невозможно. Заказчики не имеют права использовать средства сверх установленных для них лимитов. Устанавливает их ГРБС. Если до начала нового отчетного (финансового) периода Министерство финансов не составило роспись бюджета, то подведомственные учреждения получают информацию о:
- отсрочке;
- уменьшении ЛБО;
- сроке уменьшения.
ЛБО уменьшают и в связи с низким уровнем финансовых поступлений от налогоплательщиков в казну, причем уменьшают как на государственном, так и на муниципальном уровне. По БК РФ сокращение лимитов бюджетных обязательств, по сравнению с бюджетными ассигнованиями, либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект Российской Федерации, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, но условия эти оказались невыполненными, — это блокировка расходов (п. 1 ст. 231 БК РФ). ЛБО блокируют 31 декабря по причине окончания финансового года.
Приостановка операций на лицевых счетах и отзыв лимитов бюджетных обязательств у учреждений происходят, если у организации-заказчика есть неиспользованный остаток доведенных ранее лимитов (непринятых обязательств) и она не освоила выделенные деньги.
БО в Единой информационной системе формируется на основании извещения о проведении госзакупки (Письмо Минфина РФ № 07-04-05/14-15692 от 25.07.2018). Постановка БО на учет производится территориальными органами Федерального казначейства (ТОФК).
Что делать заказчику
В процессе исполнения контракта не допускается изменять его основные условия. Вот какие обязанности возникают у казенного учреждения после изменения лимитов бюджетных обязательств по 44-ФЗ в текущем году:
- согласовать с поставщиком новые условия контракта по цене, срокам исполнения, объему поставки (п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, п. 6 ст. 161 БК РФ);
- изменить условия заключенного договора по соглашению сторон.
Поставщик вправе потребовать у казенного учреждения возмещения расходов, которые он понес из-за изменения условий исполнения госконтракта (Письмо Минфина № 09-01-11/30530 от 16.04.2020). Для возмещения необходимо предоставить в Казначейство подтверждающий факт и оплату поставки или частичной поставки в КУ товаров, работ и услуг по госконтракту.
Уменьшение в контракте количественных и ценовых параметров по п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ регламентируется методикой, закрепленной ПП РФ № 1090 от 28.11.2013. Там указано, что делать, если исполнитель повысил тарифы на оказываемые услуги, превышающие лимиты заказчика, — изменять условия госконтракта по соглашению сторон. Если стороны не достигли договоренности о корректировке цены или количества поставляемых на основании контракта товаров, работ или услуг, то применяется пункт 2 методики. Пункты 4–7 методики указывают, что организация-заказчик принимает решение об изменении госконтракта из-за сокращения ЛБО, базируясь на эквивалентности изменения количественных и ценовых критериев ТРУ. Правки вносят, только если контрактные отношения уже вступили в силу: контракт заключен и подписан обеими сторонами.
Все изменения оформляются в виде дополнительного соглашения сторон (п. 1 ст. 452 ГК РФ) и обязательно вносятся в реестр контрактов, который заказчик ведет в ЕИС (п. 8 ч. 2, ч. 3, 7 ст. 103 44-ФЗ). Сведения в реестр вносят в течение трех рабочих дней. Изменения в контракте публикуются в ЕИС в течение одного рабочего дня после даты утверждения изменений (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).
Минфин разъясняет, как проводить возврат незаконно отозванных ЛБО (восстановление) под неисполненный контракт в текущем году (Письмо Минфина № 09-01-09/49997 от 10.06.2020). Срок расчетов по переходящим госконтрактам, не исполненным в предыдущем году, увеличивается до 1 октября текущего финансового периода. Этот срок не распространяется на контракты, заключенные в текущем году из-за расторжения предыдущих.
Дополнительное финансирование запрашивают по форме, утвержденной ГРБС. Вот примерный образец повторного запроса ЛБО у главного распорядителя:
Можно ли заключать контракты в период отзыва лимитов
На основании изменений, внесенных 178-ФЗ в статью 72 БК РФ, у заказчиков появилась возможность заключать контракты в момент отзыва ЛБО.
По п. 2 ст. 72 БК РФ организация-заказчик заключает госконтракты в соответствии с утвержденными планами-графиками закупок товаров, работ, услуг и не превышает доведенные ЛБО (исключение — п. 3). Если уменьшение или отзыв провели, чтобы привести ЛБО в соответствие с ассигнованиями, то у заказчика появляется возможность заключить необходимые контракты в объемах, не превышающих обязательства, поставленные на учет в определенном финансовом году.
А вот как аннулировать денежные обязательства по 44-ФЗ в ЕИС в 2024 году при ошибочных сведениях:
Шаг 1. Перейти в личный кабинет заказчика в Единой информационной системе.
Шаг 2. Найти карточку нужного контракта.
Шаг 3. Выбрать вкладку «Документы» и действие «Аннулировать».
После аннулирования сформируется новая версия сведений о БО и отобразится страница сведений об обязательствах бюджета.
А в Приказе Минфина № 258н от 30.10.2020 разъясняется, как отменить бюджетное обязательство в Электронном бюджете, — самому заказчику это сделать сложно. По правилам сведения о деньгах по принятым БО формируют только органы Федерального казначейства (п. 22 Порядка № 258н). Но есть ряд исключений. Получатели самостоятельно формируют денежное обязательство (ДО) в случае:
- его неоднократного исполнения;
- подтверждения поставки товаров, работ, услуг по платежам, которые произвели ранее, но требуют подтверждения;
- исполнения ДО, которые возникли на основании документа о приемке из ЕИС одним распоряжением, сумма которого равняется сумме ДО, подлежащего постановке на учет;
- исполнения ДО в период, который превышает срок, установленный для его оплаты по правилам санкционирования;
- исполнения ДО, которое возникло на основании акта сверки взаимных расчетов, решения суда о расторжении госконтракта или уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта через 30 дней со дня его размещения заказчиком в реестре контрактов, в рамках полностью оплаченного БО в отчетном финансовом году.
Если заказчик ошибся в формировании или учете БО, то он обязан уведомить Казначейство и попросить аннулировать такое бюджетное обязательство. Самостоятельно инициировать и проводить аннулирование не допускается. Все действия необходимо согласовывать с вышестоящим финансовым ведомством.