Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Что такое инвентарь

Размер шрифта:

Я уже много лет веду бухгалтерию в компаниях в различных сферах деятельности. Но везде есть общий момент: нужно закупать и учитывать инвентарь для производственных и хозяйственных нужд. Без этого сложно представить нормальную работу организации. Рассказываю, что такое инвентарь, как его правильно оформлять и учитывать.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Инвентарь — это вещи, которые нужны компании для работы и хранятся в запасе.
  2. Он бывает производственным и хозяйственным, в зависимости от назначения.
  3. Производственный инвентарь используют в процессе работы, а хозяйственный — для поддержания порядка и безопасности.
  4. Правил для хранения и использования нужно строго придерживаться.
  5. Учет инвентаря зависит от его стоимости и времени использования, его относят к запасам или основным средствам.

Что такое инвентарь

Для обеспечения своей деятельности каждая организация закупает различные хозяйственные принадлежности. В бухгалтерском учете под инвентарем понимают совокупность материально-производственных запасов компании, которые участвуют в ее деятельности.

В зависимости от назначения, различают производственный и хозяйственный инвентарь.

  • производственный — предметы, используемые непосредственно в производственном процессе, например, средства связи, инструмент, офисная мебель и так далее;
  • хозяйственный — те материальные запасы, которые не участвуют в основной деятельности, но необходимы для обеспечения нормального функционирования компании. Сюда включают средства для уборки и дезинфекции, туалетные принадлежности, кухонную утварь, средства пожаротушения и иное.

Полный перечень необходимых принадлежностей зависит от размеров организации, вида осуществляемой деятельности, числа сотрудников, количества помещений.

По теме читайте: все про МПЗ — материально-производственные запасы в учете

Что считается инвентарем

Конкретный список того, что следует считать инвентарем, в законодательстве отсутствует. На практике выделяют следующие категории:

  • офисная мебель: столы, кресла, стулья;
  • электронная техника: телевизоры, компьютеры;
  • средства связи: роутеры, телефоны, рации;
  • принадлежности для уборки: ведра, швабры, чистящие средства;
  • приборы для освещения;
  • средства для обеспечения пожарной безопасности;
  • бытовая техника: холодильник, чайник, кофемашина;
  • туалетные принадлежности и средства гигиены: мыло, туалетная бумага, освежители воздуха;
  • инструменты: дрели, молотки.

Приведенный список является только примерным. Каждая организация составляет его, исходя из собственных нужд.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что относится к запасам. Используйте эти инструкции бесплатно.

Хранение и использование инвентаря

К хранению и использованию инвентаря применяются особые правила. Особенно строго их необходимо соблюдать в организациях, которые работают с детьми, на предприятиях общественного питания, в сфере здравоохранения. Но и другие компании должны придерживаться установленных норм.

Инвентарь для уборки помещений надлежит маркировать в зависимости от мест использования. Причем маркировка принадлежностей для уборки офиса должна отличаться от тех, которыми моют, например, санузлы. Используется инвентарь строго по установленному назначению!

Существуют требования и к хранению таких предметов. Принадлежности для уборки должны храниться в предназначенных для этого помещениях. Их также дезинфицируют и обрабатывают. Чистящие средства надлежит хранить в заводской упаковке с сохраненной этикеткой для идентификации их назначения.

Правила учета инвентаря

Бухгалтерский учет хозяйственных принадлежностей зависит от их стоимости и срока полезного использования. Их относят либо к материальным ценностям, либо к основным средствам. К основным средствам относят активы со сроком использования больше года и стоимостью выше установленного лимита. Лимит компания определяет самостоятельно и прописывает в учетной политике. Учет таких активов регламентируется ФСБУ 6/2020.

ВАЖНО!
Если стоимость инвентаря не превышает установленного лимита, то его относят к материальным запасам. Их учет ведется согласно ФСБУ 5/2019.

В бухгалтерском учете для материалов используют счет 10.09. Проводки выглядят следующим образом:

  • Дт 10.09 Кт 60 — отражено поступление материальных ценностей на склад;
  • Дт 19 Кт 60 — учтен входящий НДС;
  • Дт 25 (26, 44) Кт 10.09 — отпуск со склада.

Данная операция оформляется требованием-накладной. Вот образец этого документа:

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Стоимость, по которой производят списание материалов со счета 10.09, определяется одним из способов, который необходимо зафиксировать в учетной политике:

  • себестоимость каждой единицы;
  • ФИФО;
  • по средней стоимости.

Если инвентарь учитывают в составе основных средств организации, проводки будут другие:

  • Дт 08 Кт 60 — отражены затраты на приобретение актива;
  • Дт 19 Кт 60 — учтен входящий НДС;
  • Дт 01 Кт 08 — основное средство принято к учету.
По теме: как проводить инвентаризацию

Часто задаваемые вопросы по теме инвентаря

Соловьева Валентина Бухгалтер

В 2008 г. окончила СПбГУ, математико-механический факультет В 2009 Г. окончила экономический факультет СПБГУ с 2008 г работаю в области бухгалтерии с 2015 г - главным бухгалтером Закончила ряд курсов по бухгалтерскому и налоговому учету

Комментарии
  • 2024-07-08 11:10:15
    Коллеги, как у вас с правилами хранения средств для уборки? Не всегда офис позволяет выделять для них прямо отдельное помещение.
Что-то непонятно? Спрашивайте!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте