Я уже много лет веду бухгалтерию в компаниях в различных сферах деятельности. Но везде есть общий момент: нужно закупать и учитывать инвентарь для производственных и хозяйственных нужд. Без этого сложно представить нормальную работу организации. Рассказываю, что такое инвентарь, как его правильно оформлять и учитывать.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Инвентарь — это вещи, которые нужны компании для работы и хранятся в запасе.
- Он бывает производственным и хозяйственным, в зависимости от назначения.
- Производственный инвентарь используют в процессе работы, а хозяйственный — для поддержания порядка и безопасности.
- Правил для хранения и использования нужно строго придерживаться.
- Учет инвентаря зависит от его стоимости и времени использования, его относят к запасам или основным средствам.
Что такое инвентарь
Для обеспечения своей деятельности каждая организация закупает различные хозяйственные принадлежности. В бухгалтерском учете под инвентарем понимают совокупность материально-производственных запасов компании, которые участвуют в ее деятельности.
В зависимости от назначения, различают производственный и хозяйственный инвентарь.
- производственный — предметы, используемые непосредственно в производственном процессе, например, средства связи, инструмент, офисная мебель и так далее;
- хозяйственный — те материальные запасы, которые не участвуют в основной деятельности, но необходимы для обеспечения нормального функционирования компании. Сюда включают средства для уборки и дезинфекции, туалетные принадлежности, кухонную утварь, средства пожаротушения и иное.
Полный перечень необходимых принадлежностей зависит от размеров организации, вида осуществляемой деятельности, числа сотрудников, количества помещений.
По теме читайте: все про МПЗ — материально-производственные запасы в учете
Что считается инвентарем
Конкретный список того, что следует считать инвентарем, в законодательстве отсутствует. На практике выделяют следующие категории:
- офисная мебель: столы, кресла, стулья;
- электронная техника: телевизоры, компьютеры;
- средства связи: роутеры, телефоны, рации;
- принадлежности для уборки: ведра, швабры, чистящие средства;
- приборы для освещения;
- средства для обеспечения пожарной безопасности;
- бытовая техника: холодильник, чайник, кофемашина;
- туалетные принадлежности и средства гигиены: мыло, туалетная бумага, освежители воздуха;
- инструменты: дрели, молотки.
Приведенный список является только примерным. Каждая организация составляет его, исходя из собственных нужд.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что относится к запасам. Используйте эти инструкции бесплатно.
Хранение и использование инвентаря
К хранению и использованию инвентаря применяются особые правила. Особенно строго их необходимо соблюдать в организациях, которые работают с детьми, на предприятиях общественного питания, в сфере здравоохранения. Но и другие компании должны придерживаться установленных норм.
Инвентарь для уборки помещений надлежит маркировать в зависимости от мест использования. Причем маркировка принадлежностей для уборки офиса должна отличаться от тех, которыми моют, например, санузлы. Используется инвентарь строго по установленному назначению!
Существуют требования и к хранению таких предметов. Принадлежности для уборки должны храниться в предназначенных для этого помещениях. Их также дезинфицируют и обрабатывают. Чистящие средства надлежит хранить в заводской упаковке с сохраненной этикеткой для идентификации их назначения.
Правила учета инвентаря
Бухгалтерский учет хозяйственных принадлежностей зависит от их стоимости и срока полезного использования. Их относят либо к материальным ценностям, либо к основным средствам. К основным средствам относят активы со сроком использования больше года и стоимостью выше установленного лимита. Лимит компания определяет самостоятельно и прописывает в учетной политике. Учет таких активов регламентируется ФСБУ 6/2020.
В бухгалтерском учете для материалов используют счет 10.09. Проводки выглядят следующим образом:
- Дт 10.09 Кт 60 — отражено поступление материальных ценностей на склад;
- Дт 19 Кт 60 — учтен входящий НДС;
- Дт 25 (26, 44) Кт 10.09 — отпуск со склада.
Данная операция оформляется требованием-накладной. Вот образец этого документа:
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Стоимость, по которой производят списание материалов со счета 10.09, определяется одним из способов, который необходимо зафиксировать в учетной политике:
- себестоимость каждой единицы;
- ФИФО;
- по средней стоимости.
Если инвентарь учитывают в составе основных средств организации, проводки будут другие:
- Дт 08 Кт 60 — отражены затраты на приобретение актива;
- Дт 19 Кт 60 — учтен входящий НДС;
- Дт 01 Кт 08 — основное средство принято к учету.
По теме: как проводить инвентаризацию
Часто задаваемые вопросы по теме инвентаря
-
Какие виды инвентаря различают?
Два вида — хозяйственный и производственный. Первый обеспечивает жизнедеятельность организации. Второй применяется непосредственно в основной деятельности.
-
Есть ли утвержденный список того, что относят к инвентарю?
Нет, такого перечня нет. Чаще всего это мебель, электронная и бытовая техника, инструменты, туалетные принадлежности, средства для уборки помещений.
-
Существуют ли особые правила использования и хранения?
Да. Основное правило — это применение строго по назначению. Средства для уборки должны маркироваться и храниться в специально отведенном помещении.
-
Какие приняты особенности учета?
Учет зависит от стоимости и срока полезного использования. Инвентарь учитывают либо как материальные запасы, либо в составе основных средств организации.