Изменения в законодательстве об электронной подписи в 2021 году

Изменения в законе об электронной подписи:

  • ужесточение требований к удостоверяющим центрам;
  • передача прав на оформление сертификатов ключей ФНС;
  • изменение правил выдачи ЭП для работников и руководителей организаций;
  • появление нового типа организаций — доверенная третья сторона;
  • введение ЭП для дистанционного использования.
Содержание

Еще в 2019 году чиновники начали масштабную реформу в сфере электронного документооборота и, в частности, порядка получения, использования, проверок и хранения квалифицированных электронных подписей (КЭП). Некоторые из поправок начали действовать в 2020 году, часть — в 2021, и большие изменения ожидаются в 2022 г. Как объясняют власти, все поправки в закон об электронной подписи направлены на борьбу с мошенниками и дополнительную защиту бизнеса.

Облачные КЭП

С 01.01.2021 в Федеральном законе от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» появились нормы, касающиеся так называемых облачных усиленных квалифицированных электронных подписей. Изменения позволяют владельцам не загружать никаких дополнительных программ, а подписывать документы дистанционно.

Чтобы опробовать подобный способ на практике, с 20.07.2021 по 31.07.2022 под руководством Минцифры пройдет специальный эксперимент с участием госорганов, нескольких организаций и ИП (см. Постановление Правительства РФ от 15.07.2021 № 1207). Его цель – не только научиться работать по новым правилам, но и проверить, насколько безопасен такой вариант подписания документов.

Выдавать облачные КЭП сейчас вправе только удостоверяющие центры (УЦ), прошедшие аккредитацию с учетом действующих требований и готовые, среди прочего, выплатить владельцу облачной КЭП в случае ущерба (незаконного применения, кражи, иных ситуаций) не меньше 200 млн руб.

Среди других важных обязательств УЦ — возможность информировать владельца об использовании сертификата ключа, предоставлять историю его использования для отслеживания подписанных документов.

Доверенная третья сторона

Еще одно новшество с начала 2021 г. — доверенная третья сторона (ДТС). Это новый тип юрлица, которое сможет проверять и подтверждать действительность КЭП и полномочия участников электронного документооборота. Требования к самой организации и электронной подписи для доверенной третьей стороны прописаны в самом законе № 63. Одновременно в законе уточнили понятие «метка доверенного времени» — это информация о времени и дате подписания е-документа, которую создает либо доверенная третья сторона, либо УЦ, либо оператор информсистемы.

Поскольку ДТС выступает гарантом достоверности информации о том, кто и когда подписал документ, она обязана обеспечить конфиденциальность полученной информации и несет гражданско-правовую и административную ответственность за нарушение обязательств. В правительстве уверены, что такие организации обезопасят работу с электронной подписью и сократят до минимума мошенничество в этой сфере.

ВАЖНО!
С начала 2021 года появилась еще возможность подтверждать действительность электронных подписей, созданных и выданных на территории других государств. Услуги по признанию иностранных ЭП уполномочены оказывать аккредитованные удостоверяющие центры и доверенные третьи стороны. Появление такой возможности для бизнеса означает новые перспективы развития ЭДО с заграничными партнерами.

Ужесточение требований к удостоверяющим центрам

До 01.07.2021 все действующие УЦ проверяли на соответствие новым требованиям, в основном — на сумму капитала (ее повысили до 1 млрд руб.) и страховую ответственность (в общем случае она достигает 100-200 млн руб.). Организации, которые не прошли такие барьеры, с начала июля больше не вправе выдавать электронные подписи. При этом ранее выданные ключи продолжат действовать до 01.01.2022. Если компания проверку прошла, то ЭП разрешено использовать до истечения срока действия. Помимо этого, удостоверяющие центры обязали сообщать владельцу ЭП о случаях приостановления или прекращения ее использования по техническим причинам и о подозрениях на незаконное ее использование.

Новые правила оформления электронных подписей

Глобальные изменения ожидают бизнес в ближайшие годы: закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ об электронной подписи меняет правила выдачи и использования ЭП. С 01.01.2022 удостоверяющие центры, которые останутся на рынке после аккредитации, смогут выдавать ЭП только гражданам. В первую очередь работникам организаций, которые подписывают служебные документы собственным ключом от имени юрлица или ИП, действующим по доверенностям. С нового года такому сотруднику, помимо отдельной ЭП, понадобится новая электронная машиночитаемая доверенность, оформленная по требованиям Минцифры. Сейчас все необходимые НПА на стадии проектов, но не исключено, что чиновники введут дополнительный переходный период, чтобы бизнес успел подготовиться к этому этапу реформы.

Что касается оформления КЭП для лиц, действующих от имени компании без доверенностей (генеральный директор, например), индивидуальных предпринимателей и нотариусов, то с 01.01.2022 их ждут за ключами в ФНС и ее удостоверяющих центрах. Федеральная налоговая служба станет своего рода монополистом по выдаче ЭП, и вживаться в эту роль ведомство начало уже с 01.07.2021. Любая организация прямо сейчас сможет получить в налоговой электронную подпись и пользоваться ею на протяжении ближайших 15 месяцев.

Выдача ЭП налоговиками — услуга бесплатная. Но заявителю понадобится ключевой носитель (токен), сертифицированный ФСБ и ФСТЭК России, на который запишут сертификат ключа. Он обойдется в 1000 и более рублей. Плюс придется приобрести программу и лицензию на ее использование, с помощью которой подписывают е-документы.

ВАЖНО!
Вы сможете пользоваться имеющейся ЭП до 01.01.2022, а если выдавший ее УЦ аккредитован, то до окончания срока ее действия.

Специальные условия получения ЭП предусмотрены для кредитных организаций и органов власти. Руководителям банков с 01.01.2022 следует обращаться исключительно в Центральный банк, а руководству органов власти — в Казначейство.

  • 2021-10-25 16:08:02
    Поскольку описанные изменения в законе об электронной подписи касаются каждой компании, рекомендуем заранее уточнить в удостоверяющем центре, будет ли действовать ваша ЭП в новом году. Эксперты рекомендуют уже сейчас обратиться в ФНС и получить новый ключ, чтобы сразу после зимних праздников не потерять возможность нормально функционировать.
Мотрой Алена
Мотрой Алена Журналист

В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности "Журналистика и наука общения". В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ, с 2014 г. сотрудничаю с российской онлайн-прессой