Рейтинг@Mail.ru

Как составить отчет комитенту о продажах

Размер шрифта:

Отчет комиссионера о продажах — это документ, составляемый после исполнения поручения по посредническому договору. В нем отражается информация об исполнении задания комитента, понесенных возмещаемых затратах и размере вознаграждения.

Когда готовят отчет

По договору комиссии одно лицо (комитент) поручает второй стороне (комиссионеру) совершить сделку или несколько сделок (ст. 990 ГК РФ). Сделки совершаются от имени комиссионера, но в интересах и за счет комитента. В итоге за исполнение задания выплачивается вознаграждение. Подробнее о правилах составления договора комиссии

Обязанность формировать отчет комитенту о продажах или закупках прописана в статье 999 ГК РФ. Документ составляется после исполнения поручения. Порядок его формирования и сроки представления не зафиксированы законодательно. Стороны сделки вправе конкретизировать сроки и форму отчетности при заключении договора комиссии.

Как комиссионер отчитывается

В гражданском законодательстве прописано, что это такое — отчет комитенту, но не регламентирована его форма. Стороны сделки в договоре вправе разработать удобный для применения бланк, учитывая требования к оформлению первичных документов (п. 2 ст. 9 Закона о бухучете 402-ФЗ от 06.12.2011). Обязательно укажите в форме:

  • наименование и дату документа;
  • наименование, реквизиты комиссионера и комитента;
  • кто подписывает отчет комитенту: наименование должностей, подписи, фамилию и инициалы подписантов.

В отчете укажите информацию об исполнении поручения: совершенных сделках, понесенных расходах, приведите расчет суммы вознаграждения.

Особенности отчетности при комиссионных продажах

При продаже товаров, услуг, иных материальных ценностей у комиссионера не возникает доходов и расходов от продаж. Доходом посредника признается вознаграждение по комиссионному договору за выполнение поручения. Кроме обязательных реквизитов, в отчет комиссионера о продажах включите информацию по каждой сделке: наименование контрагента, сумму сделки, приведите перечень передаваемых документов, сумму понесенных расходов, если таковые имели место, и расчет вознаграждения.

Так как комиссионер выступает от своего лица, то и покупателю он выставляет документы (накладные, акты, счета-фактуры), указывая продавцом себя. НДС по сделкам уплачивает комитент, у посредника база по НДС возникает только от вознаграждения. Счета-фактуры, выставленные покупателям, посредник регистрирует в журнале учета счетов-фактур, но не отражает в книге продаж. Копия счета-фактуры передается комитенту, на основании нее продавец составляет собственный счет-фактуру, отражает его в книге продаж и счисляет НДС к уплате в бюджет.

Особенности отчетности при комиссионных закупках

Более редко применяется договор комиссии при закупке товаров, работ, услуг через посредника. В этом случае посредник приобретает за собственный счет материальные ценности, но не становится их собственником или потребителем. Счет-фактуру продавца посредник не отражает в книге покупок, а перевыставляет в адрес комитента счет-фактуру по отчету комиссионера. Вычет НДС по приобретенным материальным ценностям заявить посредник не вправе.

Бухгалтерский учет у комиссионера

Проводки у комиссионера по отчету комиссионера
Хозяйственная операция Дебет Кредит
Комиссионные продажи
Получен посредником товар на реализацию 004
Товар продан покупателю 62 76 (комит)
Списана стоимость проданных товаров 004
Получена оплата от покупателя 51 62
Полученная оплата перечислена комитенту 76 (комит) 51
Комиссионные закупки
Поступила оплата в счет приобретаемого имущества от заказчика 51 76 (комит)
Приобретен товар в интересах комитента 76 (комит) 60
Приобретенное имущество отражено на забалансовом счете 002
Имущество передано посредником заказчику 002
Произведена оплата поставщику 60 51
Вознаграждение (проводки аналогичны для обоих случаев)
Признана выручка в виде комиссионного вознаграждения 76 (комит) 90.1
Исчислен НДС с выручки 90.3 68
Поступила оплата комиссионного вознаграждения на расчетный счет 51 76 (комит)
Сумма оплаты комиссионного вознаграждения зачтена в счет сумм, подлежащих перечислению комитенту (для комиссионных закупок) 76 (комит) 76 (комит)

Программы автоматизации бухгалтерского учета предлагают встроенную систему отражения операций по комиссионным договорам. В семействе программ 1С существует встроенный документ «Отчет комитенту». В версии ПО 1С 8.2 реализован только отчет о продажах.

В версии 1С 8.3 более глубоко проработан вопрос автоматизации и реализована возможность формирования отчетности как по продажам, так и по закупкам.

Как внести изменения в отчет

Внесение исправлений в первичные документы допускается, если запрет на это не установлен законодательно (п. 7 ст. 9 402-ФЗ). В отношении отчетности по посредническим договорам таких запретов нет. Для внесения исправлений достаточно указать дату исправления и проставить подписи лиц, подписавших документ (с расшифровкой).

Сколько надо хранить отчет

В настоящее время сроки архивного хранении документов установлены Приказом Росархива № 236 от 20.12.2019. Кроме него учитываются сроки, установленные соответствующими Федеральными законами. Первичные документы (в том числе и отчетность к комиссионным договорам) хранятся не менее пяти лет (п. 1 ст. 29 Закона о бухучете; п. 227 Приказа 236).

ВАЖНО!
Срок хранения исчисляется с даты окончания отчетного года, к которому относится документ. Первичка, сформированная и принятая к учету в 2021 году, хранится по 2026-й включительно.
Оставить комментарий Распечатать
Котова Алла Николаевна
Котова Алла Николаевна Главный бухгалтер

В 2003 году закончила ВЗФЭИ по специальности Финансовый менеджмент факультета Финансы и кредит. С 2008 года работаю в должности главного бухгалтера. Являюсь обладателем сертификата ДипИФР-Рус.

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Отчетность: ответы по темам
3 вопроса
Оставить комментарий 19 апреля 2024
Как исправить отсутствие отчества сотрудника в базе 1С ЗУП и влияет ли это на сданные ранее отчеты?

В базе данных 1С ЗУП одного из сотрудников не указано отчество, хотя в его паспорте оно присутствует. Все отчеты по этому сотруднику ранее сдавались без указания отчества. Интересует, нужно ли сейчас вносить исправления, добавляя отчество, и как это повлияет на уже сданные отчеты. Возможны ли штрафы за такие исправления?

3 вопроса
11
4 вопроса
Оставить комментарий 14 апреля 2024
Как изменение адреса регистрации влияет на обязанности ИП по сдаче налоговой отчетности по системам УСН и ПСН?

Как индивидуальный предприниматель, я переехал из провинции в Москву, но мой бизнес остался на прежнем месте и продолжает функционировать там. Я использую системы УСН и ПСН, по которым обязан предоставлять налоговую отчетность. Меня интересует, как теперь мне следует сдавать налоговые декларации, особенно учитывая, что мой доход формируется только в рамках ПСН, а по УСН я сдаю нулевые отчеты.

4 вопроса
6
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте