Когда возможны доначисления за коммунальные услуги, и что с ними делать

Размер шрифта:

Даже при своевременной оплате многие потребители сталкиваются с доначислениями за коммунальные услуги. Причины появления в квитанции суммы, превышающей привычный размер платежа, не всегда очевидны. Рассказываю о главных основаниях для доначислений, и что делать, если пользователь коммунальных услуг с ними не согласен.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Доначисления возникают из-за расхождений показаний счётчика, незаконных подключений, вмешательства в прибор или недопуска для проверки.
  2. Если показания счётчика больше, чем вы заявляли — придётся оплатить по факту учёта.
  3. За неуплату начислят пени. При отказе могут обратиться в суд. Срок давности ограничен тремя годами.
  4. Если не согласны — соберите квитанции и документы, лично сходите в организацию, потом направьте письменную претензию и жалобу в жилинспекцию или суд.
  5. При получении судебного приказа нужно подать заявление об его отмене не позднее 10 дней — иначе спишут деньги автоматически.

Какие есть основания для доначислений за коммунальные услуги

Когда собственник квартиры или дома получает счет за коммунальные услуги с неожиданно большой суммой — это чаще всего доначисления. Доначисления представляют собой перерасчёт платы за коммунальные платежи в сторону увеличения. Чаще всего доначисления происходят, если собственник ранее платил меньше, чем потреблял.

Но есть и другие причины доначислений, которые прописаны в правилах предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Перечислю основные из них:

1. Выявление расхождений показаний с данными приборов учета

Поставщики коммунальных услуг или управляющие компании регулярно, не реже одного раза в полгода, проводят проверку показаний счетчиков (приборов учета), установленных в жилых помещениях. Дополнительно проводят проверки по инициативе жильцов. Когда необходимо установить исправность счетчика (подп. «е» (1, 2) правил № 354).

Если при проверке счетчиков поставщик коммунальных услуг обнаружит несоответствие между показаниями счетчиков и данными, предоставленными потребителем, то проведут перерасчет стоимости предоставленных услуг. Если показания приборов учета превышают те, что указаны владельцем жилого помещения, то в квитанции будут указаны доначисления. В этом случае необходимо оплатить все ресурсы в соответствии с показаниями счетчика.

2. Незаконное подключение квартирного оборудования к общим инженерным системам дома

Самый распространенный способ такого подключения — это когда владелец нежилого помещения (магазина, кафе, офиса) или квартиры врезается в стояк холодной или горячей воды в подвале, на чердаке или техническом этаже, минуя прибор учета. Некоторые умудряются подключить стиральную машину к трубам холодной воды без счетчика через гибкий шланг.

В случае если это выявит ресурсоснабжающая организация, она произведет доначисления платы, исходя из объема фактически потреблённых ресурсов. Такой объем равен произведению мощности несанкционированного потребления и его круглосуточной работы с даты, которая указана в акте о выявлении незаконного подключения, до устранения нарушения.

Если дату начала неправомерного подключения установить нельзя, то возьмут дату предыдущей проверки (но не более чем 3-месячной давности).

Если невозможно установить мощность незаконно подключенного оборудования, то потребителя заставят заплатить по нормативу потребления комуслуги с повышающим коэффициентом 10 (п. 62 правил, утв. постановлением Правительства РФ № 354).

3. Незаконное воздействие на приборы учета, влияющее на его показания

Примером таких действий является прикрепление к счетчику магнита для уменьшения значений показаний, механический сброс показаний и иное. В случае если такое подключение выявят, виновнику произведут доначисления платы, исходя из норматива с повышающим коэффициентом 10. Если дату подключения не установят, то доначислят за период с момента последней проверки, но не более чем за три месяца до выявления такого вмешательства (п. 81(11) правил).

4. Недопуск представителя ресурсоснабжающей организации в жилое помещение для проверки счетчиков

За недопуск в течение трех месяцев в помещение для проверки показаний приборов учета, размер платы будут начислять с применением повышенного коэффициента до момента допуска в помещение (п. 60(1)).

ВАЖНО!
В случае если по истечении установленного срока поверки владельцем квартиры или дома не проведена поверка прибора учета, такие приборы не считаются расчетными. Потребитель получит счета, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления им коммунального ресурса (п. 59 правил).

Но не всегда доначисления происходят по тем основаниям, которые указаны выше. Иногда причины для доначисления платы за ЖКУ не имеют законных оснований и возникают в результате сложившихся обстоятельств. Приведу пример из собственного опыта.

Я, как и все мои соседи по многоквартирному дому, регулярно сталкиваюсь с квитанциями, содержащими доначисления. Причина этой ситуации кроется не в ошибках жильцов, а в длительном конфликте между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией (в нашем случае — теплосетью). В течение трех лет, пока шли судебные разбирательства между УК и теплосетью, жителям не выставлялись счета за отопление. Никто не производил начислений, и после завершения судов весь наш дом получил огромную сумму задолженности за три года.

Что будет, если не оплачивать доначисленные суммы

Жилищный кодекс обязывает всех лиц в полном объеме и вовремя вносить плату за коммунальные услуги (ст. 153). Коммунальные услуги поставляются, как правило, на основании договоров, заключенных между потребителем и управляющей компанией, или напрямую с ресурсоснабжающей организацией. Несоблюдение условий указанных договоров по своевременной оплате коммунальных платежей ведет к определённым последствиям. Если потребитель просрочил оплату, то на сумму долга ему начислят пени. Их рассчитают за определенный день просрочки по прогрессирующей доле ставки рефинансирования, от 1/300 до 1/130 (п. 14 ст. 155 ЖК).

Подробнее: за что и как начисляют пени за коммунальные услуги

Но это будет еще не всё, чем грозит долг за ЖКУ. При наличии задолженности управляющая компания или поставщик коммунальных услуг направляют владельцу помещения требование о необходимости погасить долг. В случае если требование не исполнено и долг продолжительное время не гасится, УК (или поставщик коммунальных услуг) направит в суд заявление о принудительном взыскании долга.

ВАЖНО!
Если сумма долга образовалась более чем за три года, то должник вправе заявить в суде о применении срока исковой давности. Это позволит ограничить сумму, которая подлежит оплате, 3-летним периодом (ч. 1 ст. 196 ГК).

По заявлениям, сумма задолженности по которым не превышает 500 000 руб., судебное заседание не проводится. Такое заявление рассматривается мировым судьей, и по результату рассмотрения выносится судебный приказ о взыскании долга. Должник часто узнает о наличии такого долга, только когда с его банковских карт в принудительном порядке списываются средства в счет погашения задолженности.

Что делать, если вы не согласны с доначислением оплаты за ЖКУ

Получив квитанцию с доначислениями, обратитесь в управляющую компанию или организацию, выставившую квитанцию, для установления причин возникновения долга. Я бы рекомендовала лично посетить организацию, от которой получена квитанция. Перед посещением следует проверить все предыдущие квитанции и оплату по ним и представить в организацию документы, подтверждающие своевременность и полноту внесения коммунальных платежей. Обычно если доначисления возникли незаконно по вине поставщика услуг, то потребителю идут навстречу и пересчитывают размер платежа.

Читайте об этом: что делать, если требуют оплатить долг, которого нет

Но не всегда удается разрешить вопрос мирно. Иногда для этого требуется оформление письменной претензии в адрес организации, направившей квитанцию. Приведу свой пример:

Не так давно мне стали поступать требования от Мосэнерго об оплате долга за квартиру, собственником которой я не являюсь уже более 5 лет. Путем общения с сотрудниками поставщика коммунальных услуг этот вопрос решить не удалось. Только после направления письменного требования лицевой счет переоформили на нового собственника, и с меня перестали требовать оплату задолженности.

Если ни переговоры, ни письменные требования не помогли, то обратитесь с жалобой в жилищную инспекцию или суд с заявлением об обязании поставщика услуг сделать перерасчет платы за коммунальные услуги.

ВАЖНО!
В случае если о долге потребитель узнал только после получения судебного приказа, необходимо незамедлительно, но не позднее 10 дней с момента его получения, подать в суд, вынесший приказ, заявление о его отмене (ст. 128 ГПК).

Кондрахина Виктория Юрисконсульт

В 2005 году закончила Государственную Классическую Академию, по специальности "Юриспруденция". Стаж работы юристом 19 лет. С 2015 г. работаю в бюджетном учреждении, веду гражданские дела, дела об административных правонарушениях, земельные спор