Даже при своевременной оплате многие потребители сталкиваются с доначислениями за коммунальные услуги. Причины появления в квитанции суммы, превышающей привычный размер платежа, не всегда очевидны. Рассказываю о главных основаниях для доначислений, и что делать, если пользователь коммунальных услуг с ними не согласен.
Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов
- Доначисления возникают из-за расхождений показаний счётчика, незаконных подключений, вмешательства в прибор или недопуска для проверки.
- Если показания счётчика больше, чем вы заявляли — придётся оплатить по факту учёта.
- За неуплату начислят пени. При отказе могут обратиться в суд. Срок давности ограничен тремя годами.
- Если не согласны — соберите квитанции и документы, лично сходите в организацию, потом направьте письменную претензию и жалобу в жилинспекцию или суд.
- При получении судебного приказа нужно подать заявление об его отмене не позднее 10 дней — иначе спишут деньги автоматически.
Какие есть основания для доначислений за коммунальные услуги
Когда собственник квартиры или дома получает счет за коммунальные услуги с неожиданно большой суммой — это чаще всего доначисления. Доначисления представляют собой перерасчёт платы за коммунальные платежи в сторону увеличения. Чаще всего доначисления происходят, если собственник ранее платил меньше, чем потреблял.
Но есть и другие причины доначислений, которые прописаны в правилах предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Перечислю основные из них:
1. Выявление расхождений показаний с данными приборов учета
Поставщики коммунальных услуг или управляющие компании регулярно, не реже одного раза в полгода, проводят проверку показаний счетчиков (приборов учета), установленных в жилых помещениях. Дополнительно проводят проверки по инициативе жильцов. Когда необходимо установить исправность счетчика (подп. «е» (1, 2) правил № 354).
Если при проверке счетчиков поставщик коммунальных услуг обнаружит несоответствие между показаниями счетчиков и данными, предоставленными потребителем, то проведут перерасчет стоимости предоставленных услуг. Если показания приборов учета превышают те, что указаны владельцем жилого помещения, то в квитанции будут указаны доначисления. В этом случае необходимо оплатить все ресурсы в соответствии с показаниями счетчика.
2. Незаконное подключение квартирного оборудования к общим инженерным системам дома
Самый распространенный способ такого подключения — это когда владелец нежилого помещения (магазина, кафе, офиса) или квартиры врезается в стояк холодной или горячей воды в подвале, на чердаке или техническом этаже, минуя прибор учета. Некоторые умудряются подключить стиральную машину к трубам холодной воды без счетчика через гибкий шланг.
В случае если это выявит ресурсоснабжающая организация, она произведет доначисления платы, исходя из объема фактически потреблённых ресурсов. Такой объем равен произведению мощности несанкционированного потребления и его круглосуточной работы с даты, которая указана в акте о выявлении незаконного подключения, до устранения нарушения.
Если дату начала неправомерного подключения установить нельзя, то возьмут дату предыдущей проверки (но не более чем 3-месячной давности).
Если невозможно установить мощность незаконно подключенного оборудования, то потребителя заставят заплатить по нормативу потребления комуслуги с повышающим коэффициентом 10 (п. 62 правил, утв. постановлением Правительства РФ № 354).
3. Незаконное воздействие на приборы учета, влияющее на его показания
Примером таких действий является прикрепление к счетчику магнита для уменьшения значений показаний, механический сброс показаний и иное. В случае если такое подключение выявят, виновнику произведут доначисления платы, исходя из норматива с повышающим коэффициентом 10. Если дату подключения не установят, то доначислят за период с момента последней проверки, но не более чем за три месяца до выявления такого вмешательства (п. 81(11) правил).
4. Недопуск представителя ресурсоснабжающей организации в жилое помещение для проверки счетчиков
За недопуск в течение трех месяцев в помещение для проверки показаний приборов учета, размер платы будут начислять с применением повышенного коэффициента до момента допуска в помещение (п. 60(1)).
Но не всегда доначисления происходят по тем основаниям, которые указаны выше. Иногда причины для доначисления платы за ЖКУ не имеют законных оснований и возникают в результате сложившихся обстоятельств. Приведу пример из собственного опыта.
Что будет, если не оплачивать доначисленные суммы
Жилищный кодекс обязывает всех лиц в полном объеме и вовремя вносить плату за коммунальные услуги (ст. 153). Коммунальные услуги поставляются, как правило, на основании договоров, заключенных между потребителем и управляющей компанией, или напрямую с ресурсоснабжающей организацией. Несоблюдение условий указанных договоров по своевременной оплате коммунальных платежей ведет к определённым последствиям. Если потребитель просрочил оплату, то на сумму долга ему начислят пени. Их рассчитают за определенный день просрочки по прогрессирующей доле ставки рефинансирования, от 1/300 до 1/130 (п. 14 ст. 155 ЖК).
Подробнее: за что и как начисляют пени за коммунальные услуги
Но это будет еще не всё, чем грозит долг за ЖКУ. При наличии задолженности управляющая компания или поставщик коммунальных услуг направляют владельцу помещения требование о необходимости погасить долг. В случае если требование не исполнено и долг продолжительное время не гасится, УК (или поставщик коммунальных услуг) направит в суд заявление о принудительном взыскании долга.
По заявлениям, сумма задолженности по которым не превышает 500 000 руб., судебное заседание не проводится. Такое заявление рассматривается мировым судьей, и по результату рассмотрения выносится судебный приказ о взыскании долга. Должник часто узнает о наличии такого долга, только когда с его банковских карт в принудительном порядке списываются средства в счет погашения задолженности.
Что делать, если вы не согласны с доначислением оплаты за ЖКУ
Получив квитанцию с доначислениями, обратитесь в управляющую компанию или организацию, выставившую квитанцию, для установления причин возникновения долга. Я бы рекомендовала лично посетить организацию, от которой получена квитанция. Перед посещением следует проверить все предыдущие квитанции и оплату по ним и представить в организацию документы, подтверждающие своевременность и полноту внесения коммунальных платежей. Обычно если доначисления возникли незаконно по вине поставщика услуг, то потребителю идут навстречу и пересчитывают размер платежа.
Читайте об этом: что делать, если требуют оплатить долг, которого нет
Но не всегда удается разрешить вопрос мирно. Иногда для этого требуется оформление письменной претензии в адрес организации, направившей квитанцию. Приведу свой пример:
Не так давно мне стали поступать требования от Мосэнерго об оплате долга за квартиру, собственником которой я не являюсь уже более 5 лет. Путем общения с сотрудниками поставщика коммунальных услуг этот вопрос решить не удалось. Только после направления письменного требования лицевой счет переоформили на нового собственника, и с меня перестали требовать оплату задолженности.
Если ни переговоры, ни письменные требования не помогли, то обратитесь с жалобой в жилищную инспекцию или суд с заявлением об обязании поставщика услуг сделать перерасчет платы за коммунальные услуги.
Важно
ФНС рассказала, что изменится в налогообложении имущества с 2026 года