Обязательная проверка объектов и имущества бухгалтерского учета, не отраженных на балансе, проводится по правилам ФСБУ 28/2023. Процедура затрагивает арендованные активы, ценности на ответственном хранении, списанную задолженность и другие объекты учета. Разберем, какие есть особенности инвентаризации забалансовых счетов и как проводить ревизию ценностей, учтенных за балансом.
Навигация
- Коротко о главном: 5 пунктов
- Особенности инвентаризации забалансовых счетов
- Как проводить инвентаризацию основных средств (счет 001)
- Как проводить инвентаризацию ценностей (счета 002–005)
- Как проводить инвентаризацию БСО (счет 006)
- Как проводить инвентаризацию списанных долгов (счет 007)
- Как проводить инвентаризацию обеспечений исполнения обязательств (счета 008 и 009)
- Как проводить инвентаризацию малоценных ОС и НМА

Коротко о главном: 5 пунктов
- Инвентаризация забалансовых счетов нужна для проверки имущества, которое не попало в основной баланс, например, арендованных вещей или списанных долгов.
- Для этого создают специальную комиссию, которая собирает документы, проверяет и сверяет данные, фиксирует результаты.
- Каждый счет проверяют по своим правилам.
- Все результаты вносят в инвентаризационные описи и составляют акты, чтобы можно было увидеть неточности и принять меры.
- Такая проверка влияет только на внутренний учёт организации и помогает руководству знать, что происходит с её имуществом.
Особенности инвентаризации забалансовых счетов
Инвентаризация объектов, имущества на забалансовых бухгалтерских счетах проводится по правилам, утвержденным ФСБУ 28/2023.
Узнайте, кто должен руководствоваться новым стандартом ФСБУ 28/2023 и что будет, если его не применять
На таких счетах отражаются:
- арендованные активы;
- ценности, не принадлежащие организации;
- списанная задолженность;
- списанные с баланса малоценные товары, имущество, материалы и другие объекты учета.
Как проводить инвентаризацию забалансовых счетов:
| Забалансовый бухгалтерский счет | Правила проведения инвентаризации имущества и ценностей |
|---|---|
| 001, 005 | По правилам инвентаризации ОС |
| 002, 003, 004 | По правилам ревизии товарно-материальных ценностей |
| 006 | По правилам инвентаризации кассы и банковских счетов |
| 007, 008, 009 | По правилам проверки расчетов, обязательств |
В общем порядке оформите:
- приказ, устанавливающий сроки проведения, состав комиссии, основания для проведения и перечень объектов, имущества;
- описи инвентаризации, содержащие перечень объектов учета, результаты подсчетов, подписи ответственных и т.д.;
- сличительные ведомости (если есть расхождения по итогам подсчетов);
- акты, фиксирующие результаты проверки, расхождения и предложения по урегулированию.
Образец приказа о проведении инвентаризации забалансовых счетов:

Как составить приказ о проведении инвентаризации забалансовых счетов
Выделим основные этапы проведения инвентаризации:
- На подготовительном этапе инвентаризационная комиссия подготавливает необходимые бухгалтерские бланки, получает расписки от материально ответственных лиц.
- Основной этап включает проверку фактического наличия ценностей, сверку с учетными данными, фото и видеофиксацию (если требуется). Ответственные лица оформляют результаты и выявляют расхождения.
- На заключительном этапе составляются акты, анализируются результаты и принимаются решения по урегулированию расхождений.
Отражение результатов проведенной ревизии забалансовых счетов не влияет на финансовые результаты организации, так как они не отражаются в бухгалтерской отчетности. Компания вправе раскрывать результаты в пояснениях к отчетности. Выявленные излишки отражаются по справедливой стоимости. Отразите результаты на дату проведения инвентаризации. Эти результаты являются важными для управленческого учета.
Например, на счете МЦ.04 ООО «PPT.ru» отражаются малоценные инструменты (дрель, шуруповерт и т.д.), переданные в эксплуатацию. При передаче ценности в эксплуатацию, дрель списывается с бухгалтерского баланса, но соблюдается полноценный учет на забалансовом счете. Ревизор проводит подсчеты согласно графику, утвержденному в компании. Ежегодно правилами компании установлено проведение обязательной проверки.
Как проводить инвентаризацию основных средств (счет 001)
Инвентаризационная комиссия получает информацию о наличии и движении объектов и имущества, отраженных на забалансовом бухгалтерском счете 001. В присутствии материально ответственного лица комиссия осматривается каждый объект учета, сверяет инвентарные номера, технические характеристики, контролирует состояние сохранности имущества. Проводит фото и видеофиксацию при необходимости.
Может пригодиться: как оформить приказ о проведении инвентаризации основных средств
Результаты фиксируются в инвентаризационной описи, оформляются акты осмотра, проставляются подписи членов комиссии. Итоги фиксируются в акте инвентаризации, материалы передаются руководителю.
Как проводить инвентаризацию ценностей (счета 002–005)
Инвентаризация начинается с формирования комиссии, которая получает последние документы по движению ценностей и расписки от материально ответственных лиц.
На забалансовых бухгалтерских счетах 002–004 (материалы на ответственном хранении, материалы в переработке, товары на комиссии) комиссия проверяет фактическое наличие объектов и имущества путем пересчета, взвешивания и сверки с сопроводительной документацией. Контролируется состояние хранения и соответствие количества данным учета.
Для забалансового бухгалтерского счета 005 (оборудование в монтаже) проверка проводится как для основных средств: сверяются технические характеристики, инвентарные номера, проверяются комплектность и состояние сохранности.
Результаты проверки фиксируются в инвентаризационных описях в двух экземплярах с подробным указанием наименований, количества, состояния и реквизитов документов. При обнаружении расхождений оформляются сличительные ведомости.
По итогам работы составляется акт инвентаризации с отражением результатов проверки и выявленных несоответствий.
Как проводить инвентаризацию БСО (счет 006)
Инвентаризация БСО на забалансовом счете 006 начинается с создания комиссии, получающей документы по движению бланков и расписки от ответственных лиц.
Комиссия проводит сплошной пересчет всех бланков строгой отчетности, сверяет номера, проверяет целостность и сохранность. Контролируется наличие всех корешков, полнота нумерации, отсутствие пропусков.
В процессе забалансовой проверки фиксируются фактическое наличие бланков, соответствие номеров сериям, состояние сохранности, наличие отметок о списании испорченных бланков и правильность регистрационного учета.
Результаты заносятся в инвентаризационные описи с указанием наименований, количества, серий, номеров и состояния бланков. При обнаружении испорченных или утерянных бланков оформляются соответствующие отметки.
Все расхождения между фактическим наличием и учетными данными отражаются в документах. По итогам составляется акт инвентаризации с подписями всех членов комиссии.
Результаты отражаются в учете на дату проверки. При выявлении несоответствий определяются их причины и принимаются меры по урегулированию.
Узнайте, в каких случаях списываются бланки строгой отчетности
Проверяются обоснованность нахождения бланков на забалансовом учете и соблюдение условий их хранения. Особое внимание уделяется правильности ведения регистрационного учета и сохранности всех документов.
Как проводить инвентаризацию списанных долгов (счет 007)
В процессе проверки забалансового бухгалтерского счета 007 комиссия анализирует всю задолженность, числящуюся на забалансовом учете, проверяет обоснованность ее списания, контролирует соблюдение пятилетнего срока хранения информации о списанных долгах.
Особое внимание уделяется проверке актуальности данных по каждому должнику, анализу изменений в их финансовом положении, оценке возможности взыскания задолженности. Комиссия сверяет суммы задолженности с первичными документами, проверяет наличие актов о списании и приказов руководителя.
Результаты проверки отражаются в инвентаризационных описях с указанием суммы каждого долга, основания его возникновения и списания, срока возникновения задолженности. При выявлении несоответствий оформляются нужные документы.
По итогам работы составляется акт инвентаризации с выводами о состоянии учета списанной задолженности и рекомендациями по дальнейшим действиям. В акте отражаются все выявленные нарушения и предложения по их устранению.
Результаты показываются в учете на дату проверки. При выявлении нарушений определяются их причины и принимаются меры по урегулированию.
Проверяются правильность ведения учета задолженности, соблюдение сроков хранения информации, наличие всех необходимых документов. Комиссия также анализирует целесообразность дальнейшего учета задолженности на забалансовом счете с учетом возможного восстановления требований к должникам.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали общий порядок проведения ревизии активов и обязательств. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как проводить инвентаризацию обеспечений исполнения обязательств (счета 008 и 009)
Инвентаризация обеспечений исполнения обязательств на забалансовых счетах 008 и 009 начинается с формирования комиссии, которая получает документы по учету обеспечений и расписки от ответственных лиц.
Комиссия проверяет все обеспечения, отраженные на забалансовом учете: на забалансовом счете 008 — полученные обеспечения, на забалансовом счете 009 — выданные. Проводится анализ обоснованности учета каждого обеспечения, проверяются наличие и актуальность договоров, подтверждающих документов.
В процессе проверки анализируется состояние каждого обеспечения: его действительность, соответствие условиям договоров, наличие всех необходимых документов. Комиссия сверяет суммы обеспечений с первичными документами, проверяет сроки действия договоров и условия их прекращения.
Особое внимание уделяется проверке сохранности полученных обеспечений и правильности оформления выданных. Комиссия оценивает рыночную стоимость обеспечений, анализирует риски их обесценения.
Результаты проверки отражаются в инвентаризационных описях с указанием суммы каждого обеспечения, основания его возникновения, срока действия и условий договора. При выявлении несоответствий оформляются нужные документы.
По итогам работы составляется акт инвентаризации с выводами о состоянии учета обеспечений и рекомендациями. В акте отражаются все выявленные нарушения и предложения по их устранению.
Как проводить инвентаризацию малоценных ОС и НМА
Малоценные объекты и имущество в эксплуатации, числящиеся на забалансовых счетах, проверяют по месту нахождения у материально ответственных лиц. Каждый предмет осматривают и заносят в опись по номенклатуре бухучета. При индивидуальном использовании сотрудниками составляют групповую опись с подписями работников.
Надо знать: что относится к малоценным предметам в бухгалтерском учете
Негодные, но не списанные предметы не включают в основную опись. По ним составляют акт с указанием срока эксплуатации, причин негодности и возможности использования в хозяйственных целях.
При инвентаризации малоценных НМА на забалансовых счетах комиссия получает документы по учету и расписки от ответственных лиц.
Проверяются наличие правоустанавливающих документов, соответствие активов критериям НМА и обоснованность их забалансового учета. Анализируются актуальность данных по каждому активу и правильность его классификации.
Результаты отражаются в описях с названием характеристик активов, а при обнаружении несоответствий оформляются документы с указанием причин расхождений.
Составляются акт инвентаризации с выводами о состоянии учета и рекомендациями по исправлению недочетов, фиксация результатов.
Проверяются правильность учета забалансовых НМА и наличие необходимой документации.
Важно
ФНС обновила формы заявлений на возврат и зачет налогов и взносов
