51
Оставить комментарий Распечатать

Получить электронную подпись организации стало сложнее

Размер шрифта:

Налоговая служба задерживает регистрацию электронных подписей налогоплательщиков, а профильный комитет Госдумы поддержал законопроект об ужесточении правил получения электронных подписей для бизнеса.

Что случилось?

Россия идет по пути цифровизации всех сфер жизни и бизнеса и переводу взаимодействия бизнеса и граждан с государством в электронную форму. Через год гражданам пообещали переход на электронные паспорта и трудовые книжки. Уже сейчас действуют электронные больничные листы, дневники для школьников и отчетность для бизнеса. При этом некоторые из отчетов, например налоговую декларацию по НДС, организации-налогоплательщики не имеют права сдавать «на бумаге»: в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ органы ФНС России принимают такие декларации со всеми приложениями исключительно в электронном виде.

Очевидно, что для сдачи отчетности и другого взаимодействия с госорганами у представителей бизнеса должны быть квалифицированные электронные подписи. Без них невозможно заверять отчеты и другие документы, а значит, и взаимодействовать с государственными структурами, как этого требует законодательство. В связи с этим в РФ действует Федеральный закон «Об электронной подписи», определяющий порядок получения электронных подписей. До сих пор этот процесс не вызывал сложностей у организации, хоть и являлся платным. Но теперь законодатели решили его усложнить, несмотря на несогласие с этим самих представителей бизнеса. Буквально в конце прошлой недели Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять депутатам в первом чтении поправки в закон, существенно ужесточающие для юридических лиц правила получения квалифицированных электронных подписей (КЭП). Как выяснили журналисты издания «Ведомости», теперь такие подписи обычным организациям будут выдавать только удостоверяющие центры ФНС, а банкам — УЦ Банка России.

Пока поправки в закон не приняты, организации уже столкнулись с проблемами в оформлении и продлении электронных подписей. Операторы передачи электронных данных, которые их сейчас оформляют, отмечают, что задержки связаны с тем, что ФНС не регистрирует электронные подписи налогоплательщиков без объяснения причин. Они рассылают своим клиентам, желающим сдать отчеты, письма такого содержания:

Для чего нужны новые правила выдачи КЭП

В настоящее время представители бизнеса вынуждены иметь несколько электронных подписей:

  • для сдачи отчетности в ФНС;
  • для взаимодействия с другими госорганами;
  • участия в госзакупках и других торгах;
  • для обмена документами с бизнес-партнерами и т.д.

Поэтому законодатели решили усовершенствовать КЭП и сделать ее универсальной. Однако если до сих пор удостоверяющих центров по выдаче электронных подписей в России было много, то теперь требования к коммерческим УЦ будут существенно ужесточены. Для права работать они должны будут иметь капитал не менее 1 млрд рублей. Эта сумма может быть снижена в два раза, до 500 млн рублей, но только при условии наличия филиалов в не менее чем в 3/4 регионов РФ. Таким образом, после принятия поправок, по оценкам экспертов, 95% коммерческих УЦ будут вынуждены закрыться, что приведет, с учетом ужесточения требований для всех УЦ, к еще большей монополизации рынка выдачи КЭП. Кроме того, централизованную систему хранения данных называют более уязвимой даже для неумышленных сбоев. В случае возникновения проблемы на серверах единого оператора деятельность всех организаций в России может быть парализована: приостановится документооборот, а также могут быть сорваны электронные торги и хозяйственная деятельность. При этом эксперты согласны, что единая КЭП лучше, чем несколько.

При этом в ФНС считают, что проблемы надуманы и не соответствуют действительности, ведь сейчас у налоговой службы уже есть сеть УЦ и опыт поддержания работы сервисов выдачи ЭП физическим лицам в личном кабинете на сайте ФНС России. Проблем при этом не возникает. Однако до принятия поправок бизнесу с получением КЭП, а значит, и сдачей отчетов придется непросто.

Оставить комментарий Распечатать
Дидух Юлия
Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года