Навигация
Основные нововведения в законодательство о проведении госзакупок
Новый Федеральный закон 44-ФЗ был принят с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств. В законе 94-ФЗ не были предусмотрены нормы, касающиеся формирования и наблюдением за ходом исполнения заказа. В документе были установлены требования только к проведению процедуры торгов.
Если рассматривать введение изменений законодательства о госзакупках, можно выделить следующие новшества, которые вступили в силу с принятием Закона 44-ФЗ РФ:
- Появился неограниченный доступ к информации о проведении закупок и всеми связанными с этим процессом этапами;
- Стала обязательно публикация материалов обо всех основных этапах проведения торгов;
- Создается государственный общественный комитет по контролю за государственными закупками;
- Прописана ответственность заказчиков за исполнением требований законодательства в сфере закупок;
- Определение исполнителей закупки зависит от ее предмета;
- Предусматривается планирование на долгосрочную перспективу;
- Установлено предельное значение понижение цены контракта (25%), после которого заказчик обязан предоставить обоснование по расчету цены;
- В документации или плане закупки могут быть включены пункты о процедуре изменения или расторжения контракта;
- Предусмотрен аудит исполнения контрактов.
Сфера применения Федерального закона 44-ФЗ РФ
Федеральный закон 44-ФЗ имеет значительно большую сферу влияния. Хотя, нельзя не признать, что он усложнил процесс проведения государственных закупок. В нем предусмотрены разделы, регулирующие:
- Планирование закупок;
- Осуществление закупок;
- Мониторинг и аудит закупок;
- Контроль в сфере закупок;
- Разрешение спорных ситуаций;
- Осуществление отдельных видов закупок.
По сравнению с 94-ФЗ, новый нормативный акт распространяет свое действие не только на муниципальные и государственные предприятия, но и обычные юридические лица, и автономные учреждения.
В то же время действие закона не распространяется на:
- Международные закупки;
- Закупки, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
- Закупки драгоценных металлов и камней по пополнению Государственного фонда драгоценных металлов;
- Назначение адвокатов в уголовном судопроизводстве и его привлечению по оказанию бесплатной юридической помощи;
- Закупки избирательными комиссиями.
Основные отличия положений Законов 44-ФЗ и 94-ФЗ
Кроме вышеописанной сферы применения, законодательные акты имеют огромное количество различий. Как говорилось выше, 44-ФЗ имеет большее количество разделов, регулирующих процесс проведения госзакупок.
Если сравнивать общие положения, то по сравнению с 94-ФЗ, Федеральный закон № 44-ФЗ предусматривает:
- Обязанность бюджетных учреждений соблюдать требования данного нормативного акта во всех случаях, кроме тех, когда закупки производятся:
- За счет грантов, полученных безвозмездно
- Если бюджетная организация является исполнителем по контракту на приобретение товаров (работ или услуг)
- За счет полученных средств от предпринимательской деятельности
- Установлены принципы контрактной системы, чего не было в законе 94-ФЗ
- Законом 44-ФЗ предусмотрен перечень документов, которые должны быть предоставлены заказчиком. Ранее достаточно было разместить на официальном сайте торгов план-график закупок на год
- Необходимо обоснование объекта закупки, установления его стоимости и способа выбора исполнителя. Закон 94-ФЗ требовал только обоснования цены контракта
- Законом 94-ФЗ не были установлены требования о нормировании в сфере закупок. На данный момент установлено, что приобретаемые товары должны обеспечивать действительные нужды. А также разрабатываются нормы федеральных, муниципальных нужд и нужд субъектов РФ
- Законом 44-ФЗ предусматривается создание контрактной службы, если годовой объем закупок превышает 100 млн. руб. При меньшем доходе необходимо назначать контрактного управляющего, ответственного за проведение закупок
- Различаются условия по созданию комиссии и ее составу. Часть положений из закона 94-ФЗ перешло в новый законодательный акт
- В ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлены новые обязательные требования к участникам закупок
- Законом 44-ФЗ введена обязанность предоставлять преимущество учреждениям УИС и организациям инвалидов
- Заявки в размере не менее 15% годового объема закупок от субъектов малого предпринимательства обязаны принимать по 44-ФЗ. Условия и исключения прописаны в ст. 30
- Ст. 31 44-ФЗ установлены новые критерии оценки заявок
- Ранее установление денежного обеспечения заявок было правом, а не обязанностью заказчик. В ст. 44 Закона 44-ФЗ установлены условия обеспечения
- По Закону 44-ФЗ может быть осуществлено банковское сопровождение контрактов. Ранее этой нормы не было
- Изменены сроки отказа от проведения торгов. Согласно Закону 44-ФЗ, это возможно за 5 дней до окончания приема заявок на участие в конкурсе, либо за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок для участия в котировках
- Установлены методы установления начальной и максимальной цен контракта. Одновременно можно применять один или несколько методов
- Законом 44-ФЗ установлено требование об описании объекта закупки
Что касается проведения самих торгов, то закон 44-ФЗ:
- Расширил перечень способов проведения закупок
- Появились положения о проведении централизованных закупок
- Изменились сроки оценки и рассмотрении заявок, заключения контракта
- Изменены условия проведения электронных аукционов и требования об их извещении
- Новые условия размещения заявок для единственного поставщика.
Обеспечение по исполнению контракта по закону 44-ФЗ обязательно во всех случаях без исключения, как это было предусмотрено и в законе 94-ФЗ.
Для справки - где узнать подробнее про особенности 44-ФЗ и 223-ФЗ:
- В специальном материале Путеводитель по контрактной системе от разработчиков Консультант Плюс.
- На тематических семинарах на нашем портале.