Всероссийский центр изучения общественного мнения выяснил, насколько активно жители России пользуются услугами интернет-магазинов. Специалисты узнали, кто в основном практикует онлайн-покупки. Также социологи сообщили, какие товары чаще всего покупают люди через интернет, а какие не рискуют приобретать.
В ходе опроса выяснилось, что почти у трети российских пользователей Интернета есть опыт онлайн-шопинга. Причем самые распространенные покупки — это одежда и обувь. В компании рассказали:
Опыт совершения покупок через Интернет есть у 29% опрошенных. Больше всего таких респондентов в числе 25-34-летних пользователей (35%), москвичей и петербуржцев (46%). Наиболее популярные товары, покупаемые онлайн — одежда и обувь, причем приобретать их стали несколько чаще (с 9 до 12%). В десятку самых популярных интернет-покупок также входят электроника (7%), мелкая и крупная бытовая техника (6 и 4% соответственно), книги, журналы, аудио- и видеопродукция (5%), авиа-, ж/д билеты и путевки (5%), косметика (5%), товары для дома (3%), украшения (3%). По 2% приобретают в Сети билеты на концерты, в театры, кино, а также мебель и продукты питания, по 1% — спортивные товары, цветы и растения, купоны на скидки (1%).
Также исследователи узнали, какие товары россияне не рискуют покупать через Интернет. ВЦИОМ сообщил:
Что касается тех товаров, которые российские пользователи не стали бы приобретать в Сети, то респонденты, имеющие опыт онлайн-шоппинга, по-прежнему опасаются заказывать в Сети продукты питания (36%), животных (33% против 40% год назад), валюту (31%). 21% опрошенных полагают, что не следует покупать в Интернете одежду и обувь, 20% — крупную бытовую технику, 18% — косметику (в 2011 году — 23%), 15% — мебель (год назад — 19%), еще 15% — электронику, 12% — мелкую бытовую технику, 11% — украшения и аксессуары. Несколько меньше тех, кто опасается покупать в Сети купоны на скидки (7%), товары для дома (5%), билеты на транспорт и путевки (5%), билеты в театры, кино, на концерты (4%), книги, журналы, музыку и фильмы на дисках (3%), спортивные товары (3%).
Также компания представила данные о том, как относятся к покупкам через Интернет пользователи социальных сетей. Оказалось, что большинство из них приветствуют такой вид шопинга:
По данным мониторинга социальных медиа, проведенного агентством «Социальные Сети», в большинстве сообщений блоггеров на тему приобретения товаров в Интернете присутствует позитивное отношение к такому способу совершения покупок (51,9%). Обсуждая этот вопрос, пользователи социальных медиа чаще всего отмечают удобство онлайн-шоппинга (16,6%), а также склонны указывать на такие его плюсы, как доступность цен (8,5%), широкий ассортимент (8,1%). Но в то же время они замечают и негативные моменты: проблемы с доставкой (10,6%), несоответствие размера (9,8%) и т.д.
ВЦИОМ подчеркнул, что сегодня Интернетом регулярно пользуется 53% россиян, причем доля ежедневных пользователей составляет 39%. В среднем те, кто совершает онлайн-покупки, за последние три месяца потратили на них 6 553 рубля.
Инициативный всероссийский опрос специалисты ВЦИОМ провели в октябре 2012 года. Они опросили 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.
Кроме того, агентство «Прайм» представило данные исследования, проведенного интернет-магазином "Сотмаркет". Аналитики установили, что, несмотря на популяризацию интернета и растущее число онлайн-магазинов, более 40% россиян до сих пор предпочитают делать покупки в интернет-магазине по телефону, без использования сайта. Причем больше всего покупателей, предпочитающих телефон, проживает в Москве и Санкт-Петербурге.
Напомним, дистанционный способ продажи товаров регулирует закон "О защите прав потребителей". Правила такого вида торговли утверждены постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612.