602
Оставить комментарий Распечатать

Что такое система взимания платы «Платон»

Размер шрифта:

Собрали всю актуальную информацию для водителей и владельцев большегрузов. Читайте, как сегодня функционирует система взимания платы «Платон», можно ли ее обойти, и как рассчитать плату за движение по федеральной трассе.

Что такое система «Платон»

Система «Платон» создана для обработки и передачи сведений о движении большегрузов. Главная функция «Платона» — взимание платы за движение по федеральным дорогам с целью вложения средств в развитие сети дорог, их качественный ремонт. Почему к многотонникам решили применить систему и взимание платы — потому что грузовые машины в большей степени способствуют быстрому износу дорожного полотна.

Помимо главной функции по взиманию платы, система «Платон» обеспечивает и фискальную — обнаружение неплательщиков.

Система «Платон» заработала в 2015 году. Собственников машин предупредили заранее о грядущих изменениях, они неоднократно устраивали акции против введения оплаты. Шум подняли большой, в результате тарифы снизили.

Сегодня система «Платон» по взиманию платы работает, тарифы поднимают ежегодно.

Вам будет полезно узнать: что такое налоговая амнистия для физических лиц и ИП

Для какого транспорта применяется «Платон»

Система обязывает к взиманию платы за движение по федеральным трассам только машин свыше 12 тонн, в эту массу входит прицеп или полуприцеп. Сбором облагают автомобили и иностранных владельцев транспортных средств.

В системе «Платон» не участвуют и не берут оплату:

  • с пассажирских автомобилей;
  • военной техники и грузовых автомобилей, используемых для ее транспортировки;
  • транспортных средств экстренных служб: скорой помощи, пожарной службы, полиции, МЧС и т. п.

За проезд по платным дорогам или платным участкам дорог система «Платон» оплату не предусматривает.

Законодательное регулирование «Платона»

Начало системе взимания платы «Платон» дает ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007, которая устанавливает правило взимания оплаты.

Полный актуальный текст этого закона читайте в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Федеральный закон 68-ФЗ от 06.04.2011 внес изменения в КоАП и устанавливает ответственность за нарушение требований системы «Платон» статьей 12.21.3.

Регламентация взимания платы, ее расчет происходят в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 504 от 14.06.2013.

Распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 29.08.2014 содержит сведения о составе и количестве технических объектов, устройств для функционирования всей системы взимания платы «Платон».

Как пользоваться «Платоном»

Система взимания платы «Платон» работает таким образом, что на всем протяжении движения грузовика отслеживается место его нахождения с помощью бортового прибора, дорожных рамок со сканирующими устройствами и инспекционных автомобилей, производится фотовидеофиксация.

Движение без платы чревато штрафами. Чтобы войти в систему «Платон» и производить платежи, владелец большегруза регистрируется на официальном сайте Платон, через специальный терминал или центр информационной поддержки.

Собственник в заявлении о регистрации указывает данные в соответствии с п. 40-50 ПП № 504 (обычные сведения о собственнике, идентификационные данные о машине. Перечень документов незначительно меняется в зависимости от способа регистрации).

После регистрации на сайте в реестре системы взимания платы оператор собственнику предоставляет:

  • вход в личный кабинет;
  • банковские реквизиты для внесения денежных средств.

Личный кабинет позволяет использовать все доступные опции в соответствии с п. 33 ПП № 504, в том числе:

  • получать информацию о системе взимания платы;
  • вносить деньги на расчетную запись с банковской карты;
  • оформлять, отменять, оплачивать маршрутную карту;
  • получать информацию о размере платы по предполагаемому маршруту;
  • направлять вопросы оператору и получать ответы.

Собственнику предоставлен выбор: пользоваться маршрутной картой или заключить договор на бесплатную установку бортового устройства, по показаниям которого автоматически система «Платон» производит взимание платы.

Специальное бортовое устройство на основании договора безвозмездного пользования устанавливается на ТС по желанию владельца (условия указаны в приложении 2 к Правилам № 504).

Если владелец хочет установить БУ по своему выбору, то оно должно соответствовать параметрам, указанным в приложении 1 к Правилам № 504.

Если во время поездки бортовое устройство сломается, водитель обязан сообщить об этом оператору и оформить маршрутную карту.

Если владелец не желает оборудовать автомобиль БУ, то после регистрации оформляют маршрутную карту.

Для внесения денежных средств оператор

  • создает расчетную запись собственника ТС;
  • предоставляет собственнику (владельцу) возможность оплатить маршрутную карту.

Маршрутную карту оформляют перед каждой поездкой.

Карта должна содержать данные:

  • о регистрационном номере ТС;
  • точном времени создания документа;
  • точном сроке действия;
  • километраже проезди по федеральным дорогам.

Пополняют расчетную запись с помощью электронных расчетов через личный кабинет, мобильное приложение, в терминалах самообслуживания, в ЦИПП либо наличными.

ВАЖНО!
До начала поездки собственник или владелец автомобиля оплачивает маршрутную карту или обеспечивает работу бортового устройства и вносит денежные средства в размере, достаточном для взимания платы на протяжении всего пути.
Может пригодиться: как правильно заполнить путевой лист грузового автомобиля

Действующие тарифы «Платона»

По информации Росавтодора, с 01.02.2024 установлен тариф по взиманию оплаты в размере 3,05 руб. за километр пробега. К сведению: в 2023 году тариф составлял 2,84 руб.

Перерасчет размера тарифа производится каждый год с 10 по 20 января на основании статистических сведений о произошедшей инфляции за предыдущий год. Сведения предоставляет Росстат на своем официальном сайте.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как при УСН учесть налоги и другие обязательные платежи. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как рассчитывается плата

Произвести расчет оплаты за проезд многотонников очень просто. Для этого тариф умножают на километры пути по федеральной дороге. Напоминаем, что система «Платон» производит расчет и взимание платы автоматически. Главное, чтобы оператор заранее получил денежные средства в расчете на весь путь.

Например, 20-тонная фура проехала из Новороссийска до Москвы 1500 км по федеральной трассе. Путем несложных вычислений получаем цифру 4260 руб. Если учесть платность трассы М-4 Дон (около 3000 руб.), то взимание платы по системе «Платон» не производится. Сравнение не в сторону «Платона».

Рассмотрим другой пример.

Едем из города Ессентуки во Владикавказ, всего 220 км. Прямой дороги из Ессентуков в точку назначения нет, поэтому мы сначала 20 км движемся к Пятигорску. До Пятигорска взимание платы не происходит, так как дорога межмуниципальная, а с Пятигорска система считает километры до тех пор, пока мы не свернем с трассы Ростов-Баку. Дорога, по которой мы едем, — федерального значения, поэтому за 200 км пути с нашего счета произойдет взимание 568 руб.

Не платить по тарифу выйдет, только передвигаясь по муниципальным дорогам. Но часто при въезде на такие дороги стоят знаки, запрещающие проезд большегрузным автомобилям, или же дороги настолько разбиты многотонниками, что ехать по таким «трассам» опасно для здоровья машины.

Владелец грузового автомобиля наделен правом по заявлению получить отсрочку взимания оплаты в системе при соблюдении следующих условий:

  • с момента регистрации ТС в системе прошло 2 месяца;
  • владелец и ТС зарегистрированы в России;
  • у БУ истек срок службы;
  • владелец автомобиля не имеет неоплаченных штрафов;
  • владелец в течение полугода своевременно вносил плату.

Для получения отсрочки владелец к заявлению прилагает заверенные копии паспорта гражданина РФ, ПТС, свидетельства о регистрации автомобиля в РФ, выписку из ЕГРЮЛ.

ВАЖНО!
Напоминаем владельцам ТС о штрафных санкциях за движение по дорогам федерального значения без взимания оплаты. За первое правонарушение — штраф 5000 руб., повторное — 10 000. В соответствии с примечанием 2 к ст. 12.21.3 КоАП, в течение суток допускается только одно наложение штрафа.

За что штрафуют:

  • не работает БУ (причина не имеет значения), отсутствует маршрутная карта;
  • нет регистрации в системе взимания платы «Платон»;
  • сведения в маршрутной карте не совпадают с реальными обстоятельствами;
  • не внесены средства на расчетный счет, т. е. списывать нечего — неоплата;
  • не оплачен в срок отсроченный платеж.
  • 2023-11-24 07:29:23
    Хочется, чтобы статью прокомментировали водители со стажем, настоящие дальнобойщики. Есть среди наших читателей такие? Как на вашу работу повлияло нововведение 2015 года?
    По некоторым данным, крупные перевозчики сразу приняли новую систему и продолжили работу. Больше всех пострадали мелкие предприниматели, которые работали в паре с машиной.
    В то же время качественно ремонтируются дороги, чему я сама свидетель.
    Ждем комментарии читателей!
Оставить комментарий Распечатать
Полещук Ольга юрист