Для чего нужна справка об открытии банковского счета, и как ее получить

Размер шрифта:

Недавно наша компания участвовала в госзакупках по 44-ФЗ. Среди прочих документов заказчик запросил справку об открытии расчетного счета в банке, чтобы проверить добросовестность нашей организации. Мы обратились в банк и запросили документ, где отражался наш действительный р/с. Но торги — не единственная ситуация, когда может потребоваться такая справка.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Справка об открытии банковского счета нужна, чтобы доказать, что у организации есть деньги на счетах.
  2. Ее оформляют для участия в тендерах, привлечения инвесторов или аудита.
  3. Запросить такую справку могут только владельцы счета или компетентные органы.
  4. Для ее получения нужно подать запрос в банк или налоговую службу.
  5. Справка действует в течение одного месяца, и если время вышло, нужно запрашивать новую.

Для чего нужна справка об открытии банковского счета

В широком смысле справка нужна, чтобы доказать реальность и платежеспособность организации. Если открыт р/с, значит, рано или поздно туда поступят средства. Если дело дойдет до принудительного взыскания, то справка об открытии лицевого счета в банке подскажет, куда накладывать арест. Также она понадобится для:

  1. Участия в государственных и коммерческих закупках — для подтверждения финансового состояния участника.
  2. Привлечения инвестора — как доказательство серьезности намерений.
  3. Аудита.
  4. Доказательств в судах (например, для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате госпошлины).

А вот для чего нужна ИП справка по форме банка об открытии счета — предприниматели оформляют документ для тех же целей. Кроме того, у ИП и организаций часто запрашивают такую справку при рассмотрении заявки на выдачу займа.

Для информации: какие есть виды банковских счетов

Кто может оформить справку об открытии р/счета

Оформить документ сможет только владелец р/с. Если его финансовым состоянием интересуются контрагенты, то напрямую сделать запрос они не могут. Исключение составляют компетентные органы:

  • суд;
  • Следственный комитет;
  • ФССП;
  • СФР;
  • Счетная палата.

Обратиться указанные лица вправе непосредственно в банк, где обслуживаются юридическое лицо или ИП. В этом случае банковская справка об открытии расчетного счета содержит только данные о том, что р/с открыт в этой кредитной организации. Если же необходима полная картина о платежеспособности ООО или ИП, то стоит обращаться в ФНС. Налоговики знают обо всех р/с, открываемых налогоплательщиками, и они предоставят полный перечень.

Также читайте: отвечаем на вопросы по справке об открытии счета

Как получить справку об открытии р/счета: инструкция

Порядок действий зависит от того, куда вы обращаетесь за информацией — в банк или ИФНС.

Пошаговая инструкция, как получить справку в банке:

Шаг 1. Составьте письменный запрос в произвольной форме. В тексте укажите:

  • сведения о своей компании или ИП — название, ИНН, ОГРН / ОГРНИП;
  • причину, по которой вам понадобилась справка;
  • дату составления письма, ФИО и контактный телефон исполнителя.

Шаг 2. Подпишите запрос у руководителя организации или ИП.

Шаг 3. Передайте заявление в банк — лично, вашему обслуживающему специалисту по электронной почте или через систему интернет-банкинга. Тарифы на предоставление такой информации и срок исполнения уточняйте у конкретного поставщика банковских услуг.

Если же запрашиваете сведения о р/с в ИФНС, то действуйте по аналогии. Составьте заявление в свободной форме, укажите основание для выдачи документа (для чего вам нужна информация о р/с) и подпишите у ответственных лиц. Передайте запрос в любую налоговую инспекцию (Письмо ФНС № ГД-4-14/10122 от 28.05.2019):

  • на бумаге — лично, через представителя или по почте, ценным письмом с описью вложений;
  • в электронном виде — через вашего оператора ЭДО или личный кабинет налогоплательщика.

Конкретный срок для выдачи такого документа не установлен: обычно налоговики отвечают на такие запросы в течение 30 дней (ч. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 12 59-ФЗ от 02.05.2006, п. 54, 66 Административного регламента ФНС, утв. Приказом № ММВ-7-19/343@ от 08.07.2019).

ВАЖНО!
Онлайн-заявление необходимо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или ИП.

Как выглядит справка об открытии расчетного счета

Кредитные организации выдают этот документ на фирменном бланке. У каждого банка он свой. Текст ответного письма тоже различается в зависимости от того, в какой банк вы обратились. Обычно в такой справке указывают:

  1. Адресата. Это или владелец р/с, или территориальный налоговый орган, или иное учреждение, имеющее такую компетенцию.
  2. Название банка.
  3. Номер запроса, если он поступил от ФНС.
  4. Факт наличия или отсутствия р/с.
  5. При наличии р/с — основные сведения о нем: номер, тип, код валюты, дата заведения, дата закрытия, если уже не обслуживается.

Внизу пишут, на какую дату актуальны сведения о р/с. Исполнитель — представитель банка — указывает ФИО и должность, затем подтверждает достоверность сведений своей подписью. Обычно такая выписка об открытии банковского счета действует на протяжении месяца. Если воспользоваться ею не успели, то придется получать ее заново.

У налоговиков свои формы справочных документов по р/с, они утверждены Приказом ФНС № ЕД-7-14/773@ от 24.08.2022. Для организаций и ИП выдают форму по КНД 1120500, она же форма 9.

Физлицам выдают другую форму КНД 1120498, по-другому форма 9ф.

Полезно знать: чем корреспондентский счет отличается от расчетного счета в реквизитах

Какие проблемы возникают при получении справки о р/счетах, и как их решать

Оформление этого справочного документа — довольно простая процедура. Проблем при его получении возникнуть не должно. Главное — корректно составить заявку для банка или ИФНС и убедиться, что она поступила по месту назначения.

Единственная возможная проблема — отсутствие УКЭП у заявителя. И решается она быстро: руководители организаций и ИП смогут оформить квалифицированную электронную подпись в любой налоговой инспекции. Это займет не более 15 минут, платить за услугу не надо. Другие ответственные сотрудники получают УКЭП в аккредитованных удостоверяющих центрах. Но, в отличие от руководства, им придется заплатить за оформление электронной подписи.

Может пригодиться:

Получение справки об открытых р/счетах: вопросы и ответы

Гончарова Алина Юрист

Юрист сайта "Правовед.ру", автор научных статей по юриспруденции.