Почему так важна дата подписания товарной накладной по форме ТОРГ-12

Размер шрифта:

ТОРГ-12 — одна из форм, которые, кажется, были всегда. Бланк был утвержден буквально в прошлом веке — еще в 1998 году постановлением Госкомстата № 132 — и актуален до сих пор. Напомним, как правильно оформить товарную накладную, на что обратить внимание, чтобы избежать вопросов со стороны налоговой службы.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Товарная накладная ТОРГ-12 нужна для учета товаров.
  2. Ее делают в двух экземплярах: для продавца и покупателя.
  3. В ней указывают сведения о товаре, а также данные поставщика и покупателя.
  4. Обязательно нужно записать дату создания накладной.
  5. Ошибки в датах могут вызвать сомнения у налоговиков.

Кто и когда заполняет товарную накладную по форме ТОРГ-12

Есть у меня близкая подруга, коллега, с которой мы каждый раз зарекаемся говорить о бухгалтерских вопросах и каждый раз обязательно скатываемся на них. Не поверите, даже «отмену» унифицированных форм в свое время обсуждали. Пришли к единодушному мнению, что лучшее — враг хорошего, в том смысле, что унифицированные формы, включенные в альбом, весьма удачны. Вряд ли стоит изобретать велосипед в виде самостоятельно разрабатываемых бланков и тратить на этот творческий процесс кучу драгоценного времени. Продолжаем использовать в работе привычные формы документов, в том числе и товарную накладную ТОРГ-12.

ВАЖНО!
В Информации Минфина от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012, выпущенной в связи со вступлением в силу закона № 402-ФЗ, указано, что предприятие самостоятельно определяет использование форм — унифицированных или разработанных самостоятельно. Выбор закрепляется в учетной политике.

Товарная накладная ТОРГ-12 необходима для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. Оформляется она в двух экземплярах поставщиком, который на основании этого документа отражает отгрузку товара. Покупатель, получив экземпляр товарной накладной, приходует приобретенный товар.

Какая информация вносится в товарную накладную по форме ТОРГ-12

Форма ТОРГ-12 хороша тем, что содержит максимально подробные и структурированные данные:

  • сведения о поставщике (грузоотправителе) и покупателе (грузополучателе);
  • информацию о товаре:
  • данные и подписи ответственных лиц.

Заполнение товарной накладной не вызывает затруднений, поэтому подробно описывать содержание каждой строки и графы мы здесь не станем. Однако обратим внимание на некоторые нюансы:

  • если продажа товара осуществляется через посредника (комиссионера), то по строке «Поставщик» указывают наименование и реквизиты посредника;
  • в товарной накладной допустимо указывать товар, реализуемый по разным ставкам НДС. В этом случае в итоговой строке табличной части обязательно заполняют графы с суммами НДС по каждой ставке и общей суммой налога по накладной;
  • не заверять ТОРГ-12 печатью допускается только в том случае, если предприятие (или ИП) отказалось от использования печати.

Завершают оформление документа подписи ответственных лиц с указанием даты подписания. О ней подробнее.

Подробнее:

Дата подписания товарной накладной ТОРГ-12: почему это важно

Товарная накладная предполагает указание трех дат:

  • формирования документа;
  • отгрузки товара продавцом;
  • получения товара покупателем.

Лишь одна из них является обязательным реквизитом согласно п. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ — это дата составления товарной накладной, но на практике часто заполняются и две другие.

К сожалению, при указании дат отгрузки и получения товара порой допускаются досадные ошибки, возбуждающие живой интерес налоговых инспекторов.

Например, такие:

  • сотрудник поставщика проставил дату отгрузки раньше даты формирования товарной накладной или позже получения товара покупателем;
  • а сотрудник покупателя «получил» товар раньше, чем его отгрузили, или даже раньше, чем сформировали ТОРГ-12.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Еще «забавнее» выглядит ситуация, когда отгрузка и/или получение груза согласно датам, указанным рядом с подписями ответственных лиц, осуществлены еще до подписания договора поставки.

Такая чехарда наводит налоговиков на грустные мысли о сомнительности сделки. Вот так ошибки в необязательных, казалось бы, реквизитах обязательно приводят к вопросам со стороны сотрудников ФНС.

Надо знать: сколько нужно хранить бухгалтерские документы в организации

Часто задаваемые вопросы по указанию дат в ТОРГ-12

Дорофеева Ирина Бухгалтер

Стаж в должности главного бухгалтера коммерческих предприятий более 30 лет. Есть опыт работы финансовым директором и даже налоговым инспектором.