ТОРГ-12 — одна из форм, которые, кажется, были всегда. Бланк был утвержден буквально в прошлом веке — еще в 1998 году постановлением Госкомстата № 132 — и актуален до сих пор. Напомним, как правильно оформить товарную накладную, на что обратить внимание, чтобы избежать вопросов со стороны налоговой службы.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Товарная накладная ТОРГ-12 нужна для учета товаров.
- Ее делают в двух экземплярах: для продавца и покупателя.
- В ней указывают сведения о товаре, а также данные поставщика и покупателя.
- Обязательно нужно записать дату создания накладной.
- Ошибки в датах могут вызвать сомнения у налоговиков.
Кто и когда заполняет товарную накладную по форме ТОРГ-12
Есть у меня близкая подруга, коллега, с которой мы каждый раз зарекаемся говорить о бухгалтерских вопросах и каждый раз обязательно скатываемся на них. Не поверите, даже «отмену» унифицированных форм в свое время обсуждали. Пришли к единодушному мнению, что лучшее — враг хорошего, в том смысле, что унифицированные формы, включенные в альбом, весьма удачны. Вряд ли стоит изобретать велосипед в виде самостоятельно разрабатываемых бланков и тратить на этот творческий процесс кучу драгоценного времени. Продолжаем использовать в работе привычные формы документов, в том числе и товарную накладную ТОРГ-12.
Товарная накладная ТОРГ-12 необходима для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. Оформляется она в двух экземплярах поставщиком, который на основании этого документа отражает отгрузку товара. Покупатель, получив экземпляр товарной накладной, приходует приобретенный товар.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно заполнить товаросопроводительный документ по форме ТОРГ12.
Какая информация вносится в товарную накладную по форме ТОРГ-12
Форма ТОРГ-12 хороша тем, что содержит максимально подробные и структурированные данные:
- сведения о поставщике (грузоотправителе) и покупателе (грузополучателе);
- информацию о товаре:
- данные и подписи ответственных лиц.
Заполнение товарной накладной не вызывает затруднений, поэтому подробно описывать содержание каждой строки и графы мы здесь не станем. Однако обратим внимание на некоторые нюансы:
- если продажа товара осуществляется через посредника (комиссионера), то по строке «Поставщик» указывают наименование и реквизиты посредника;
- в товарной накладной допустимо указывать товар, реализуемый по разным ставкам НДС. В этом случае в итоговой строке табличной части обязательно заполняют графы с суммами НДС по каждой ставке и общей суммой налога по накладной;
- не заверять ТОРГ-12 печатью допускается только в том случае, если предприятие (или ИП) отказалось от использования печати.
Завершают оформление документа подписи ответственных лиц с указанием даты подписания. О ней подробнее.
Подробнее:
Дата подписания товарной накладной ТОРГ-12: почему это важно
Товарная накладная предполагает указание трех дат:
- формирования документа;
- отгрузки товара продавцом;
- получения товара покупателем.
Лишь одна из них является обязательным реквизитом согласно п. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ — это дата составления товарной накладной, но на практике часто заполняются и две другие.
К сожалению, при указании дат отгрузки и получения товара порой допускаются досадные ошибки, возбуждающие живой интерес налоговых инспекторов.
Например, такие:
- сотрудник поставщика проставил дату отгрузки раньше даты формирования товарной накладной или позже получения товара покупателем;
- а сотрудник покупателя «получил» товар раньше, чем его отгрузили, или даже раньше, чем сформировали ТОРГ-12.
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Еще «забавнее» выглядит ситуация, когда отгрузка и/или получение груза согласно датам, указанным рядом с подписями ответственных лиц, осуществлены еще до подписания договора поставки.
Такая чехарда наводит налоговиков на грустные мысли о сомнительности сделки. Вот так ошибки в необязательных, казалось бы, реквизитах обязательно приводят к вопросам со стороны сотрудников ФНС.
Надо знать: сколько нужно хранить бухгалтерские документы в организации
Часто задаваемые вопросы по указанию дат в ТОРГ-12
-
Сотрудник покупателя предъявил доверенность, дата оформления которой не указана. Можно ли отпустить товар по такой доверенности?
Дата формирования любого документа бухгалтерского учета, в том числе доверенности на получение ТМЦ, является обязательным реквизитом первичного документа (п. 2 ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Без указания любого обязательного реквизита документ недействителен. По такой доверенности товар лучше не отгружать.
-
Я работаю главным бухгалтером. Во избежание ошибок дала указание кладовщикам не указывать дату отгрузки и следить, чтобы представитель поставщика тоже ставил только подпись. Заполняю потом сама.
Вы напрасно так делаете. То, что ваш кладовщик и покупатель не укажут числа отгрузки/получения, — это полбеды. Ситуация не является самостоятельным нарушением. А вот проставление вами дат в вашем экземпляре недопустимо. Ведь покупатель увез ТОРГ-12 с незаполненными датами. То есть экземпляры накладной после вашего вмешательства неидентичны, а это уже повод для оспаривания сделки.
-
Расценит ли налоговая инспекция как нарушение отсутствие даты получения товара рядом с подписью и печатью покупателя?
Даже если расценит, то оспаривайте, не соглашайтесь. Этот реквизит не является обязательным при оформлении ТОРГ-12.
-
В правом верхнем углу ТОРГ-12 есть клеточки для указания даты и номера транспортной накладной. Когда их необходимо заполнить? Надо ли повторить в них дату и номер ТОРГ-12?
Эти графы заполняются только при доставке товара от грузоотправителя к грузополучателю третьим лицом — например, транспортной компанией. Если товар доставляет сам поставщик или груз забирает покупатель, то оставьте графы пустыми, повторять реквизиты ТОРГ-12 не нужно.