Это последний урок краткого курса «Как выиграть первый тендер в госзакупках».
На прошлых уроках мы выбрали аукцион, посчитали его прибыльность, оценили риски. Сделали домашнее задание, нашли закупку? Сегодня она пригодится.
В этом уроке сделаем последние 3 шага к победе:
- шаг 12. Готовим заявку;
- шаг 13. Подаем заявку;
- шаг 14. Участвуем в торгах.
Разберем каждый шаг подробнее.
Навигация
← Назад к теме № 4 «Анализируем закупки и выбираем выгодные (на примере электронного аукциона)»
Что проверить перед участием
Прежде чем подавать заявку, проверьте, что на спецсчете (смотрите второй урок) есть деньги для обеспечения заявки. В течение 1 часа после подачи заявки заблокируется 1 % от НМЦК. Если средств на специальном счете недостаточно, то тогда заявку возвращают. В этом случае необходимо внести обеспечение на спецсчет и подать заявку заново.
Каждая заявка обеспечивается отдельно, поэтому, если участвуете в нескольких закупках одновременно, на спецсчете должна быть сумма из 1 % от НМЦК каждой закупки.
Деньги блокируются, если заказчик установил требование обеспечить заявку. В закупках до 1 млн рублей заказчики не обязаны это делать. Проверяйте это в ЕИС во вкладке «Общая информация». Эта информация обязательно будет там.
Обеспечить заявку можно не только деньгами на спецсчете, но и независимой гарантией. Если оплата комиссии за нее выгоднее, чем вывод денег из оборота, то выбирайте обеспечить гарантией. Справедливости ради скажем, что банки неохотно выдают гарантии компаниям и предпринимателям, которые существуют меньше полугода.
Подготовьте машиночитаемую доверенность (МЧД), если заявку будет подавать доверенное лицо. МЧД прикрепляют перед подписанием заявки.
Не откладывайте заполнение заявки на последний момент. Попробуйте зайти в личный кабинет на площадке для теста заранее. Не забудьте, что у каждой площадки есть свои технические требования к браузеру. Поэтому, если у вас на компьютере его нет, скачайте и установите.
Заполнение заявки
Сейчас заявку называют структурированной: ее полностью готовят и составляют на площадке путем заполнения электронных форм. Заявка содержит сведения о конкретных показателях товара и информацию о стране происхождения (в соответствии с общероссийским классификатором, который используют для идентификации стран мира). Не требуют заполнить конкретные показатели, если:
- закупают ТРУ, которые используются для выполнения обязательств и не передаются заказчику по акту приема-передачи;
- в техническом задании прописан товарный знак, и вы планируете поставить товар с тем же товарным знаком и характеристиками, которые полностью соответствуют параметрам заказчика. А если предлагаете продукцию с другим товарным знаком или без такового, то обязательно заполняйте конкретные показатели. Это же правило работает и для закупок, в техзадании которых не прописан товарный знак.
Еще в заявке содержатся:
- Информация о наименовании участника аукциона, ИНН, юридический и почтовый адрес и т.д. Организации подтверждают эти сведения выпиской из единого госреестра юрлиц, уставом, приказами о назначении гендиректора. ИП — выпиской из госреестра индивидуальных предпринимателей и паспортом. Эти документы представляются при регистрации в ЕИС и передаются на электронную площадку автоматически. Поэтому следите за юридической «гигиеной», чтобы документы всегда были в актуальном состоянии.
- Решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки. Этот документ представляют только юрлица при регистрации в ЕИС, а та потом передаст его нужной ЭТП. Индивидуальные предприниматели этот документ не составляют.
- Документы в рамках национального режима, если заказчик установил запреты, ограничения или условия допуска иностранных товаров.
- Декларация о соответствии общим требованиям. Заполняют на самой площадке.
- Декларация о принадлежности к социально-ориентированным и некоммерческим организациям (СОНКО). Предоставляется только в закупках с преимуществами для представителей малого бизнеса и СОНКО.
- Реквизиты счета, на который перечисляются деньги в качестве оплаты поставленного товара.
Встречаются закупки, в которых заказчики требуют представить специальные документы:
- документы, подтверждающие соответствие доптребованиям;
- лицензии;
- выписки из реестра СРО;
- регистрационные удостоверения на медизделия.
Подача заявки
Наконец, переходим непосредственно к участию.
Участие начинается с подачи заявки. Делаем следующее:
- Смотрим в извещении о закупке электронную площадку, на которой будут проходить торги.
- Запускаем браузер.
- Входим в личный кабинет этой площадки.
- По номеру извещения находим закупку, в которой будем участвовать.
- Подаем заявку:
Шаг 1. На площадке заполняем обязательные поля. Если что-то пропустили, то ЭТП сразу выдает уведомления об ошибках при подаче.
Шаг 2. Прикладываем обязательные документы в составе предложения, указываем реквизиты счета, другую информацию согласно ст. 43 44-ФЗ.
Шаг 3. Указываем товарный знак (при наличии), страну происхождения товара.
Шаг 4. В специальных полях проставляем точное значение характеристик. Если заказчик в инструкции по заполнению характеристик в заявке указал «Значение характеристики не может изменяться участником закупки», то функционал площадки не даст изменить значение характеристики, автоматически проставляет согласие со значениями из извещения.
Шаг 5. Добавляем информацию о машиночитаемой доверенности, если заявку подает лицо по доверенности
Получаем допуск к торгам
К торгам допускают всех участников, которые подали заявки до окончания их приема. Аукцион начинается через 2 часа после окончания приема заявок. Поэтому планируйте участие заранее.
В день проведения аукциона перед началом торгов делаем следующее:
- Заходим в браузер.
- Входим в личный кабинет.
- Находим закупку, в которой будем торговаться.
- Переходим в кабинет торгов.
Торги начинаются в установленное время. Вы можете снижаться на шаг аукциона — от 0,5 до 5 % от НМЦК.
Торгуйтесь до цены, которую определили по итогам анализа маржинальности (смотрите четвертый урок). Главное — заработать, а не просто выиграть тендер.
Если предложили цену ниже конкурентов, то победили на торгах. Но не спешите радоваться, дождитесь протокола подведения итогов. Этот документ составляется в течение двух рабочих дней от проведения аукциона.
За конкретные показатели в заявке вас отклонят, если вы:
- Не указали конкретные показатели. Например, заказчик требовал товар с длиной «не более 5 метров». А в заявке вы так и оставили, хотя должны были указать точный размер: например, «5 метров» или «3,75 метра».
- Указали показатели, которые не соответствуют требуемым. Например, заказчик требовал, чтобы длина товара была не менее 5 метров и не более 7 метров, а вы в заявке указали 4 метра. Это правило работает и если вы предлагаете товар с «улучшенными» параметрами, но выходящими за границы требуемых.
- Предоставили недостоверные сведения: например, отправили заказчику противоречивые или недействительные сведения.
Еще могут отклонить, если заказчик установил запреты допуска иностранного товара, а вы не подтвердили российское происхождение своими сведениями из реестра промышленных товаров или не приложили лицензии.
Итоговый протокол публикуют в ЕИС и на площадке, но с 2022 года там не указывают ни победителя, ни других участников. Информацию о победителе, о ТРУ, который он предложил, можете посмотреть в ЕИС только после того, как заключен контракт. Если вы выиграли, то на электронную почту приходит сообщение о победе.
На этом всё. Осталось исполнить контракт и получить деньги. Уверены, что с этим вы справитесь!