Сделка между любовницей директора и компанией: можно ли признать заинтересованной?

Размер шрифта:

Вопрос может показаться несерьезным, т.к. в законе нет термина «любовница» или «любовник». Но он вполне практический. Не редкость сделки с конфликтом интересов общества и директора через лицо, отношения с которым формально не подтверждаются.

Строго формально:

В законах об АО и ООО указан ограниченный круг лиц, сделки с которыми могут быть признаны сделками, в совершении которых есть заинтересованность ЕИО. Например, в части физ.лиц это его родственники (супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья/сестры, усыновители/усыновленные). Перечень таких лиц закрытый, т.е. не может быть расширен по усмотрению общества или суда.

Есть единичное решение суда 2012 года, в котором сделка между заводом и падчерицей ЕИО (дочь супруги, не удочеренная официально) признана заинтересованной. Падчерица является аффилированным лицом супруги ЕИО, но формально ее отношения с ЕИО никак не подтверждались.

Данная практика не нашла дальнейшего подтверждения, а в 2017 году аффилированность исключили из критериев квалификации сделок с заинтересованностью.

Таким образом, строго по закону нет возможности квалифицировать сделку с любовницей директора как сделку, в которой есть заинтересованность директора.

В то же время в уставе непубличного общества можно предусмотреть собственный порядок согласования сделок с заинтересованностью и в т.ч. определить критерии, по которым лица могут быть признаны заинтересованными в сделке. Например, указать, что дружеские или любовные отношения – это основание заинтересованности (при этом важно четко и корректно указать критерии таких отношений). В таком случае, сделку можно признать заинтересованной.

ВАЖНО!
Отметим, что участник/акционер и члены органов управления вправе оспорить сделку не только при отсутствии надлежащего одобрения, но и по другим основаниям. Например, ущерб интересам общества (п. 2 ст. 174 ГК РФ).

При этом, если сделка совершена в ущерб интересам общества, она может быть оспорена по другим основаниям. Также в случае ущерба интересам общества можно взыскать убытки. В одном из дел это было реализовано в отношении бывшего ЕИО. Суд указал, что в результате цепочки сделок имущество компании приобрела женщина, которая на момент заключения сделки находилась в любовных отношениях с ЕИО.

Больше полезной информации по этой теме найдете в телеграм-канале «Практическое КУ».

Корпоративное право и управление — реорганизация и сделки M&A от Максима Бунякина:

Оставить комментарий Распечатать
Максим Бунякин Управляющий партнер Branan Legal