56
Оставить комментарий Распечатать

Разбираемся в особенностях закупок по 223-ФЗ

Размер шрифта:

Есть организации, которые не подчиняются 44-ФЗ, но обязаны закупать ТРУ по специальным правилам. Эти правила прописаны в 223-ФЗ. По этому закону закупаются госкомпании, госкорпорации и бюджетные организации, но в исключительных случаях. Рассказываем, в чем особенности 223-ФЗ о закупках и чем его требования отличаются от 44-ФЗ.

 

Что нового

Организатором торгов, заказчиком по закону № 223-ФЗ, по общему правилу являются крупные компании, получающие государственную поддержку, уставной капитал которых, помимо собственных средств, содержит государственную долю в размере 50 % и более. В связи с этим законодатель предусмотрел ряд антикризисных мер в отношении торгов с участием таких заказчиков.

Организации, в отношении которых введены ограничительные меры или персональные санкции со стороны недружественных государств, обязали не размещать в ЕИС информации о:

  • закупке ТРУ;
  • поставщике, с которым заключен договор.

Запрещено без согласования с уполномоченными органами государственной власти проводить торги в рамках 223 закона следующих ТРУ:

  • иностранное ПО с целью его использования на принадлежащих организации значимых объектах критической информационной инфраструктуры;
  • услуги, необходимые для использования такого ПО.

Правила согласования таких тендеров утверждены ПП № 1478 от 22.08.2022. Запрет на такие закупки по 223-ФЗ не касается организаций с муниципальным участием.

Правительство рекомендовало заказчикам по закону № 223, при изменении существенных условий «строительных» договоров, учитывать порядок, предусмотренный для таких изменений аналогичных контрактов, заключенных в рамках закона № 44.

Ранее Федеральным законом № 443 внесены поправки в статьи 1 и 8 223-ФЗ, которые распространили его действие на тендеры региональных операторов по обращению с ТКО.

Напомним, что до внесения изменений четко определялось, кто закупает по 223-ФЗ такие услуги. Торги проводили только организации из сферы обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО. Это определение уже, чем сейчас, следовательно, ряду новых заказчиков придется начать соблюдать требования закона для отдельных юрлиц.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы актуализировать положения без ошибок.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.

Заказчики по 223-ФЗ

Заказчик по 223 закону — это организация, в уставном капитале которой, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50 % и более. Положения части 2 статьи 1 закона дает список организационно-правовых форм тех организаций, кто может быть заказчиком по 223-ФЗ. К их числу относят, к примеру:

  1. Государственные корпорации и компании.
  2. Публично-правовые компании.
  3. Субъекты естественных монополий.
  4. Организации, которые ведут регулируемую деятельность в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения и т.д.
  5. Автономные учреждения.
  6. ГУП и МУП, покупающие за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы. Пункт применяется при наличии положения о закупках, утвержденного и размещенного до 01.01.2019.

Кроме этого, Минфин ежегодно публикует Сводный аналитический отчет о результатах мониторинга закупок, в котором в числе прочего отражается полный перечень тех, кто является заказчиком по 223-ФЗ за отчетный период. В отчете за 2022 год указаны такие сведения:

Из числа крупнейших заказчиков по 223-ФЗ выделим такие корпорации, как:

  1. ПАО «Газпром».
  2. ООО «Газпром Инвест».
  3. АО «ЭК Ленэнерго».
  4. СПбГБУК «ЦПКиО им. С.М. Кирова».

Такие организации имеют большие денежные ресурсы из-за государственной поддержки. Благодаря закупочной деятельности, они стимулируют поставщиков к участию в тендерах, расширяют их возможности, развивают конкуренцию. Причем расходовать деньги и удовлетворять нужды они должны эффективно. Чтобы исключить риски злоупотребления своим положением, процедура торгов для таких компаний строго регулируется 223-ФЗ.

Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р утвержден список заказчиков по 223-ФЗ, имеющих право участвовать в торгах для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства. Перечень включает в себя исчерпывающую информацию о ФГУП, уполномоченных на участие в таких торгах.

Как стать заказчиком по 223-ФЗ

Следует обратить внимание, что ряд заказчиков вправе осуществлять закупки по обоим закупочным законам. Такой выбор обусловлен источником финансирования. В качестве примера приведем бюджетные учреждения. В большинстве своем они используют 44-ФЗ, это процедуры с использованием бюджетных и иных средств. Но они вправе работать и по 223-ФЗ. К таким случаям относят:

  • если договор оплачивается за счет выделенных грантов;
  • если бюджетное учреждение является исполнителем по заключенному договору;
  • договор оплачивается за счет средств от приносящей доход деятельности.

Законодатель устанавливает одно принципиальное правило, регламентирующее, что нужно сделать бюджетному учреждению, чтобы провести закупки на закон № 223-ФЗ. Для этого учреждению необходимо разработать и разместить до начала года в ЕИС положение о закупке. Если этого не сделать, то все закупки вне зависимости от источника финансирования проводятся по закону № 44. Итак, чтобы участвовать в процедуре в роли заказчика, вам необходимо:

  • в первую очередь соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 1 закона;
  • если у вас нет квалифицированной электронной подписи, то получите ее;
  • зарегистрируйтесь в реестре заказчиков;
  • особенностью является обязательное наличие внутреннего документа заказчика — положения о закупке. Разработайте его. Содержание и порядок утверждения положения регулируется ч. 2, 3 ст. 2 ФЗ № 223. Подготовленный и утвержденный документ публикуется в ЕИС;
  • подготовьте и опубликуйте план закупок за 2023 год. В план необходимо внести раздел об обязанности приобретать часть продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В законе прописаны и права заказчика:

  1. Требовать от участников отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков.
  2. Все документы публикуются не только в ЕИС, но и на собственном сайте (кроме тендеров, связанных с гостайной).
  3. Разрешается не публиковать сведения о процедурах, суммы которых менее 100 000 руб., а при выручке более 5 млрд руб. — менее 500 000 руб.

Можно ли пожаловаться в ФАС

Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и корпорация развития малого и среднего предпринимательства вправе обратиться в контролирующие органы, чтобы подать жалобу на действия заказчика, если:

  1. Нарушены правила размещения положения в ЕИС.
  2. От поставщиков требуют документы, не предусмотренные тендерной документацией.
  3. Продукция приобретается без действующего положения и без применения положений закона № 44.
  4. Опубликована недостоверная или отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах у субъектов МСП.
ВАЖНО!
Обратите внимание, что жалоба в рамках 44 закона размещается в ЕИС, а закон № 223 подразумевает направление жалобы по адресу электронной почты.

Штрафы по 223-ФЗ для заказчиков 2023 года

Дела о нарушениях рассматривает ФАС (ст. 23.83 КоАП РФ). Размеры штрафов за то или иное нарушение собраны в таблице.

Нарушение по 223-ФЗ Сумма на должностное лицо, руб. Сумма на юрлицо, руб. Основание по КоАП
Закупка проведена не в электронной форме, хотя должна была проводиться в электронной От 10 000 до 30 000 От 100 000 до 300 000 Ч. 1 ст. 7.32.3
Закупка проведена не в электронной форме, хотя должна была проводиться в электронной, должностным лицом, которого раньше подвергли административному наказанию более двух раз От 40 000 до 50 000 или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года Ч. 2 ст. 7.32.3
Закупка проведена по 223-ФЗ, хотя ее необходимо было проводить по 44-ФЗ От 20 000 до 30 000 От 50 000 до 100 000 Ч. 3 ст. 7.32.3
Нарушены сроки публикации информации о закупках От 2000 до 5000 От 10 000 до 30 000 Ч. 4 ст. 7.32.3
Не разместили информацию о закупках в ЕИС От 30 000 до 50 000 От 100 000 до 300 000 Ч. 5 ст. 7.32.3
Нарушены сроки публикации изменений От 5000 до 10 000 От 10 000 до 30 000 Ч. 6 ст. 7.32.3
Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству От 2000 до 3000 От 5000 до 10 000 Ч. 7 ст. 7.32.3
Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией От 2000 до 3000 От 5000 до 10 000 Ч. 8 ст. 7.32.3
Нарушение заказчиком сроков оплаты ТРУ От 30 000 до 50 000 От 50 000 до 100 000 Ч. 9 ст. 7.32.3
Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП От 10 000 до 15 000 От 30 000 до 50 000 Ст. 19.7.2-1
Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС) От 30 000 до 50 000 От 300 000 до 500 000 Ч. 7.2 ст. 19.5
Оставить комментарий Распечатать
Наседкина Дарья