Федеральным законом № 46-ФЗ от 08.03.2022 ст. 112 44-ФЗ дополнена частью 65.1, предусматривающей возможность изменения существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2024. Эта статья применяется с учетом информационного письма Минфина № 24-01-07/31697 от 12.04.2022, которое разъясняет, в каких случаях применяется ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ.
Навигация
Скачать письмо Минфина № 24-01-07/31697 от 12.04.2022 из КонсультантПлюс |
Как применяют положения, связанные с изменением контрактов по ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ
Минфин разъяснил, что в рамках ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, при наличии решения правительства, региональных властей или местной администрации, изменяются любые существенные условия контракта, который заключен до 01.01.2024, если при его выполнении возникли не зависящие от сторон обстоятельства, которые привели к невозможности его исполнения. Обстоятельства непреодолимой силы являются одним из таких обстоятельств. Указанные разъяснения 65.1 по 44-ФЗ распространяются и на строительные договоры, заключенные сроком менее одного года.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2022 № 1838 установлено, что к обстоятельствам, допускающим изменение существенных условий, относятся мероприятия, связанные с мобилизацией.
Эксперты КонсультантПлюс cобрали ключевые антикризисные меры за 2022-2023 годы. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.
В связи с внесенными изменениями, стоит обратить внимание на регулирование отношений сторон при заключении «комплексных» контрактов, предусмотренных ч. 56 ст. 112 44-ФЗ. Его предметом является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Рассматривая вопрос, в чем разница между ч. 56 ст. 112 закона 44-ФЗ и нужно ли разрешение главы субъекта при изменении существенных условий, необходимо обратиться к письму Минстроя России от 27.06.2022 № 29368-ИТ/09. По мнению ведомства, к комплексным контрактам новые правила о таком изменении применяются в части строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства.
В соответствии с п. 4 ст. 8 46-ФЗ, ст. 112 закона № 44 дополнена ч. 65.1, согласно которой изменение комплексного контракта, заключенного до 1 января 2024 года, допускается по соглашению сторон, если при его исполнении возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такое изменение осуществляется на основании решения правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, местной администрации.
Изменение договорных обязательств с едпоставщиком
Минфин разъяснил, что предусмотренные случаи проведения закупок у едпоставщика по основаниям, не предусмотренным ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, устанавливаются до 31.12.2024. Заключить договор в этих случаях придется не позже 31.12.2023. Осуществление закупки в указанном случае начинается с заключения контракта. Такая закупка осуществляется по решению высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ.
ФАС России в своем письме от 17.03.2022 рекомендовала указывать в решении высшего исполнительного органа положения, которые определило правительство в Постановлении № 339, в том числе о направлении уведомления о заключении контракта в территориальный контрольный орган.
Принятая редакция закона не предусматривает возможность в случаях, установленных региональными властями, провести закупку у едпоставщика для обеспечения муниципальных нужд. Минфином разработан и внесен в Госдуму законопроект, который предусматривает такое право.
Проведение закупок по п. 5.1 и 5.2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в порядке, который установлен ч. 12 ст. 93 44-ФЗ, не предусмотрено. Но Минфином уже разработан законопроект, который учитывает такую возможность.
Как авансировать по новым правилам
Как отмечает Минфин в письме от 13.05.2022 № 24-06-07/43830, по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта по 65.1 ст. 112 44 закона, если при его исполнении возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такие изменения осуществляются на основании решения правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации. Условие об авансировании является существенным, поэтому, отвечая на вопрос, можно ли предусмотреть аванс при изменении существенных условий по пункту 62 статьи 112 44-ФЗ, Минфин указывает на то, что это возможно. При наличии соответствующего решения стороны вправе изменить любые существенные условия (в том числе увеличение размера аванса). Указанное правило стороны вправе применить даже в том случае, если ранее заключенным договором выплата аванса не предусматривалась.
Минфин дает аналогичные пояснения по поводу авансирования при заключении новой цены контракта. На практике это означает, что в случае увеличения такого существенного условия, как цена, исполнитель вправе рассчитывать на пропорциональное увеличение авансового платежа.
Помимо этого, отмечается, что в п. 5 Постановления Правительства РФ № 505 от 29.03.2022 предусмотрена норма, которая носит рекомендательный характер для региональных властей (местных администраций). В этом пункте рекомендовано принимать меры, которые обеспечивают включение в госконтракты условий об авансировании в размерах, аналогичных размерам, установленным постановлением для федерального бюджета.
Приведем актуальный пример из судебной практики по ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ, связанной с авансированием госконтрактов. С момента вступления в силу нормы, связанной с возможностью изменения существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, сложилась достаточно обширная судебная практика.
Достаточно распространенным является вопрос, связанный с применением рассматриваемой нормы к отношениям, возникшим до ее вступления в силу. Предположим, если договор был заключен в 2020 году, применима ли к нему ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ, введенная Федеральным законом № 46 от 08.03.2022.
Разберем ситуацию на примере решения Арбитражного суда Республики Карелия от 18.07.2022 по делу № А26-3539/2022.
По результатам открытого конкурса в электронной форме комиссией принято решение о заключении 19 октября 2021 года государственного контракта на ремонт участка автомобильной дороги между Учреждением и Обществом. Авансирование предусмотрено не было. В декабре 2021 года между сторонами заключено дополнительное соглашение № 1, которым предусматривалась выплата подрядчику авансового платежа в размере 20% от договорной цены. Заказчик перечислил оговоренный платеж. Обратившийся в суд прокурор посчитал, что дополнительное соглашение № 1 является недействительным (ничтожным), поскольку нарушает требования 44-ФЗ.
Условие о стоимости работ по государственному контракту, порядке и сроках их оплаты относится к его существенным условиям. Законом установлен прямой запрет на изменение существенных условий контракта. На дату заключения оспариваемого соглашения удорожание необходимых для ремонта расходных материалов не было предусмотрено частью 1 статьи 95 44-ФЗ. Ссылка сторон на положение ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, позволяющее сторонам своим соглашением изменять существенные условия, неприменима к настоящему спору в связи с тем, что закон от 08.03.2022 № 46 не содержит положений о применении к отношениям, возникшим до его введения.
Судом установлено, что на момент перечисления подрядчику аванса законные основания для его получения у Общества отсутствовали. Требования прокурора удовлетворены судом.