Продукты и услуги по организации общественного питания есть в аукционном перечне. Поэтому для закупки таких услуг преимущественным способом будет электронный аукцион. Но для организации питания в образовательных учреждениях по 44-ФЗ можно воспользоваться и другими способами госзаказа. И не забывайте, что при закупках некоторых продуктов нужно предоставить преференции организациям инвалидов, учреждениям и предприятиям УИС.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Закупка питания должна быть запланирована заранее.
- Действуют преференции для некоторых участников.
- Поставщика выбирают через аукцион, котировки или конкурс.
- Описание нужных продуктов и услуг должно быть точным и полным.
- Контракт подписывается и исполняется через онлайн-систему.
Моя знакомая работает в школе и занимается закупками. Раз в полугодие проводят аукцион по организации питания в школе, чтобы обеспечить работу столовой в первом и втором полугодии. Приятельница рассказала, как провести такие закупки. Общая инструкция такова:
- Запланировать закупку.
- Выбрать способ определения поставщика.
- Подготовить извещение, техническое задание (описание объекта закупки) и проект контракта. Рассчитать НМЦК.
- Опубликовать извещение в ЕИС.
- Провести торги.
- Рассмотреть заявки и выбрать победителя.
- Заключить госконтракт.
Но на каждом этапе заказа горячего питания есть особенности. И специалисту по закупкам надо учесть все возможные нюансы.
Как запланировать закупку продуктов и услуг питания
По правилам Федеральной контрактной системы закупку услуг питания для образовательных учреждений по 44-ФЗ надо запланировать и внести в план-график (ст. 16 44-ФЗ). Заказ формируют, исходя из потребностей организации, но учитывая условия об обеспечении конкуренции.
Нельзя включать в состав одного объекта закупки товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны друг с другом. Ориентируйтесь на потребительское назначение и самих продуктов питания, и услуг по организации питания. К примеру, ФАС запрещает объединять в один лот поставку молока и мяса.
И обязательно посмотрите, есть ли производители конкретных продуктов питания, способные единовременно поставить все позиции закупки — так вы проверите ограничение конкуренции. Сокращение числа потенциальных поставщиков ведет к неэффективному расходованию бюджетных денег. Кроме того, высоки риски оспаривания заказа со стороны участников.
Как выбирать способ определения поставщика для услуг общественного питания
Прежде чем выбрать, какой конкурентный способ определения исполнителя применяется при закупке услуг питания школ Москвы и других городов, заказчику надо проверить аукционный перечень из распоряжения Правительства РФ № 471-р от 21.03.2016. Услуги общественного питания входят в аукционный перечень. Это означает, что приоритетным способом заказа является электронный аукцион (ч. 6 ст. 24 44-ФЗ).
Есть исключения. Электронный аукцион необязателен, если закупаете пищевые продукты, указанные в сноске к аукционному перечню. Это касается закупки питания для детских лагерей по 44-ФЗ, садиков, школ, социальных, медицинских и других учреждений. Кроме того, разрешают использовать другие способы для закупки:
- услуг ресторанов и доставки продуктов питания — с кодом ОКПД 2 56.10;
- услуг по поставке продукции общественного питания и обслуживанию торжественных мероприятий — с кодом ОКПД 2 56.21;
- услуг, указанных в сноске к аукционному перечню, — по обеспечению питанием и обслуживанию свадеб, юбилеев и других ритуально-обрядовых мероприятий.
Кроме аукциона, заказчик вправе выбрать и другие способы определения поставщика. Так, вы сможете провести электронный запрос котировок, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 10 млн рублей (п. 1 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ). До 31.12.2026 по таким заказам не действуют ограничения о размере годового объема закупок. Кроме того, когда аукцион необязателен, заказчик сможет провести электронный конкурс.
Специалисты ФАС неоднократно разъясняли, возможно ли заключить договор с единственным поставщиком на организацию питания детей в школе по 93 статье 44-ФЗ, — да, это не противоречит нормам Федеральной контрактной системы. К примеру, учреждение сможет закупить без торгов услуги общепита до 600 000 рублей по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Как описать объект закупки для общественного питания
Перед публикацией извещения в ЕИС проверьте, не закупаете ли вы товары и услуги из специальных перечней. Если да, то к участникам придется применять дополнительные требования и ограничения.
Составьте описание объекта закупки по правилам ст. 33 44-ФЗ. Требования к закупкам продуктов питания и услугам по организации питания различаются.
Требования к продуктам питания
Укажите в описании объекта закупки:
- Полное наименование продуктов. Если закупаете специализированные продукты лечебного питания, то сможете включить в описание объекта закупки указание на товарный знак (постановление Правительства РФ № 1368 от 22.08.2023).
- Характеристики закупаемых продуктов. Установите функциональные, качественные и технические характеристики в соответствии с национальными стандартами, ГОСТами, техническими регламентами и другими нормативами.
- Необходимое количество продуктов. Если его невозможно определить, то учитывайте требования ч. 24 ст. 22 44-ФЗ.
- Место поставки.
- Другие сведения в зависимости от специфики закупаемых продуктов. К примеру, положения типового контракта, который применяется до утверждения правительством типовых условий контракта (ч. 12 ст. 8 360-ФЗ от 02.07.2021). Обязательно учитывайте требования Минэкономразвития и разъяснения Минсельхоза по установлению остаточного срока годности — его надо определять в конкретных периодах или точной датой (Письмо Минсельхоза № 4/1855 от 30.10.2020).
Требования к услугам по организации питания
Укажите в описании:
- Полное наименование и подробные характеристики услуги.
- Все показатели и требования, которые позволят исполнителю получить максимально полное представление о необходимых услугах.
- Место оказания услуги.
Составьте описание объекта закупки с учетом требований стандартов, ГОСТов к оказанию услуги и специфики вашей деятельности.
Например, в техническое задание на госзакупки на организацию питания в высших учебных заведениях включают примерное меню. После определения победителя тендера этот документ разрешено использовать как приложение к контракту. В техзадании прописывают место и время исполнения контракта, указывают основные качественные характеристики, требования к исполнителю, к его работникам, к результату оказания услуг.
Подробнее: как описать объект закупки по 44-ФЗ
Как подготовить извещение и документы для закупки общественного питания
В законодательных нормативах закреплено, как может осуществляться закупка по организации питания: через аукцион, запрос котировок, конкурс или заключение контракта с единственным поставщиком. Независимо от выбранного способа заказчик обязан описать объект закупки. А вот извещение понадобится только для конкурентных торгов.
Если закупаете продукты из правительственного перечня (к примеру, томатов или помидоров), то установите в извещении ограничения на допуск иностранной продукции. Но такие ограничения не распространяются на продукты из государств — членов ЕАЭС. Для подтверждения страны происхождения потребуйте от участников указать в составе заявок наименование страны происхождения товара в соответствии с ОКСМ (п. 2, 3 постановления Правительства РФ № 832 от 22.08.2016).
А при закупке продуктов из перечней, утвержденных распоряжением Правительства РФ № 3500-р от 08.12.2021 предоставьте преимущества организациям инвалидов и учреждениям, предприятиям УИС. И не включайте в один объект закупки продукты, которые есть в одном перечне и которых там нет (ч. 3 ст. 28, ч. 4 ст. 29 44-ФЗ).
И еще одно важное правило: если закупаете продукты питания из перечня № 1, утвержденного Приказом Минфина № 126н от 04.06.2018, то включите в извещение информацию о преимуществах, которые предоставляются заявкам с предложениями о поставке товаров из стран — членов ЕАЭС (п. 15 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ, п. 1.1 Приказа № 126н). А при конкурентных закупках нельзя включать в один предмет контракта товары, которые есть в перечне № 1 и которые отсутствуют в нем (п. 3, 4 Приказа № 126н, п. 5 Информационного письма Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019).
Если проводите конкурс, то включите в извещение порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах (п. 4 ч. 2 ст. 42 44-ФЗ). Заказчику надо применить минимум два критерия оценки, один из которых — цена контракта или сумма цен единиц. Значимость критериев оценки определяют исходя из утвержденных предельных величин (Порядок, утв. постановлением Правительства РФ № 2604 от 31.12.2021). К примеру, при закупке услуг общественного питания и поставки пищевых продуктов для некоторых социально значимых объектов применяются такие предельные величины:
- цена контракта — 40 %;
- качество и квалификация — 60 %.
А если проводится конкурентная закупка или заказ по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ для некоторых социально значимых объектов, то к участникам устанавливают дополнительные требования о наличии у них за 5 лет до даты подачи заявки опыта исполнения контракта по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ на оказание услуг общественного питания, поставки пищевых продуктов (ч. 2 ст. 31 44-ФЗ). Цена такого госконтракта/договора должна составлять минимум 20 % НМЦК текущей госзакупки. Но если НМЦК — не более 500 000 рублей, то вы вправе не устанавливать эти требования.
После подготовки извещения, описания объекта закупки (технического задания) и формирования проекта контракта разместите все документы в ЕИС. После публикации участники госзаказа начнут отправлять вам заявки и ценовые предложения.
Как определить НМЦК для закупок общественного питания
В 44-ФЗ указано, как рассчитать НМЦК по организации горячего питания по 44-ФЗ, — отдать предпочтение методу сопоставимых рыночных цен (ч. 6 ст. 22 № 44-ФЗ). В этом случае решение о начальной сумме контракта определяется на основании данных, полученных из различных источников: ценовые запросы у поставщиков, общедоступная информация о рыночной стоимости продукции. Заказчик вправе использовать обоснованные им коэффициенты и индексы, которые рассчитывают, исходя из свойств предмета сделки и условий его поставки (ч. 4 ст. 22 № 44-ФЗ).
Помимо прочего, в распоряжении заказчика имеются дополнительные федеральные и местные нормативные акты, на основании которых осуществляют расчет (к примеру, Приказ Минэкономразвития РФ № 567 от 02.10.2013). Если объем рассматриваемых услуг определить невозможно, то в извещении и в документации покупатель указывает цену за единицу услуги.
Может пригодиться:
Как провести закупку услуг общественного питания
Если установили в извещении ограничения на допуск продуктов из перечня № 832, то рассматривайте заявки в особом порядке. Проверьте, что у вас есть минимум две заявки с предложениями о поставке продуктов из стран — членов ЕАЭС и в этих заявках предлагаются товары от разных производителей. Если получили две такие заявки, то отклоняйте все предложения о поставке иностранных продуктов (п. 2 постановления № 832). Но учтите, что отклонять заявки с иностранными предложениями разрешено только по результатам рассмотрения их вторых частей (Письмо Минфина № 24-03-07/68670 от 05.09.2019).
Если же установили в извещении преимущества при заказе товаров из перечня № 1 к приказу № 126н, то допускайте заявки с предложением иностранных товаров. Но предоставляйте преференции заявкам с предложением продуктов из ЕАЭС (п. 1.1, 1.2, 1.3 приказа № 126н, п. 1 Информационного письма Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019):
- В электронном запрос котировок: для оценки заявки с товарами только из ЕАЭС снижайте предлагаемую в ней цену на 15 %.
- В электронном аукционе: если победителем аукциона признали участника, предложившего хотя бы один товар не из ЕАЭС, то заключите с ним контракт и уменьшите его ценовое предложение на 15 %.
При исполнении контракта по итогам закупки с преимуществами нельзя менять страну происхождения товаров из перечня № 1, утв. приказом № 126н. Исключение — если продукты изготовлены в странах ЕАЭС, то тогда замена возможна (п. 1.7 приказа № 126н).
Если же по итогам конкурентной закупки контракт на приобретение продуктов из перечней заключается с организацией инвалидов или учреждением, предприятием УИС, то цена контракта или цена единицы товара (когда невозможно определить цену контракта) увеличивается на 15 % от предложения такого участника. Но следите, чтобы такое увеличение не превышало НМЦК или начальной цены единицы товара (ч. 1, 2 ст. 28, ч. 1, 3 ст. 29 44-ФЗ).
Как заключить госконтракт на услуги общественного питания
Особенностей при заключении контракта для госзакупок общественного питания нет. Если проводили торги в электронном виде, то подпишите контракт с победителем электронно — через функционал Единой информационной системы. А при исполнении госконтракта проводите электронное актирование в ЕИС.
Например, вы провели электронный запрос котировок на организацию кофе-брейков при проведении мероприятия по 44-ФЗ и заключили контракт в электронном виде — для него обязательна электроприемка. Все счета-фактуры, акты сдачи-приемки продуктов, акты оказанных услуг и другие исполнительные документы поставщик и заказчик обязаны подписывать только в Единой информационной системе.
Читайте также: как принять продукты питания по 44-ФЗ
Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567
Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р
Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 N 832
Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н
Информационное письмо Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281
Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ
<Письмо> Минсельхоза России от 30.10.2020 N 4/1855
Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р