Если не согласны с действиями заказчика, пожалуйтесь на него в Федеральную антимонопольную службу. ФАС рассматривает жалобы как в очном, так и в дистанционном порядке. Поставщику отправляют уведомление о рассмотрении: при необходимости он сможет принять участие в заседании в ФАС по жалобе.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Поставщик может подать жалобу в ФАС, если нарушены его права и интересы при закупке.
- Жалобы подают через ЕИС и подписывают усиленной электронной подписью.
- ФАС должна рассмотреть обращение и сообщить о принятии или отказе в течение 2 рабочих дней.
- Заявитель должен присутствовать на заседании, соблюдая все правила и сроки подачи документов.
- Если поставщику не нравится решение ФАС, он может обжаловать его в суде в течение трех месяцев.
Как ФАС рассматривает жалобы поставщиков по 44-ФЗ
Участники закупки вправе обжаловать любые действия и бездействия заказчика, его уполномоченного органа, закупочной комиссии и ее членов, должностных лиц контрактной службы или контрактного управляющего — при условии, что они нарушают права и законные интересы потенциального поставщика (ч. 1 ст. 105 44-ФЗ). Подать жалобу в ФАС сможет только участник, чьи права и законные интересы нарушены.
Если проводилась открытая или закрытая электронная процедура, жалобу в антимонопольную службу формируют и подают через ЕИС (ч. 4 ст. 105 44-ФЗ). В ней указывают:
- название участника и идентификационный код закупки;
- наименование заказчика, действия которого обжалуют;
- указания на действия или бездействие заказчика, которые обжалуют, и доводы заявителя.
Поставщик подписывает документ усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляет в антимонопольное ведомство (ч. 7 ст. 105 44-ФЗ). Сформированная и подписанная в ЕИС информация автоматически размещается в реестре жалоб информационной системы (ч. 5 ст. 105).
Не позднее 2 рабочих дней после формирования жалобы в ЕИС ФАС разместит в реестре сведения (ч. 21 ст. 99, ч. 8 ст. 105 44-ФЗ):
- о принятии жалобы к рассмотрению. В сообщении укажут дату, время и место ее рассмотрения. Кроме того, поставщику сообщат о возможности использовать системы видеоконференцсвязи, то есть о заседании в ФАС дистанционно или удаленно;
- об отказе в принятии жалобы к рассмотрению по существу. ФАС обоснует отказ в случаях, если в ведомство обратились с нарушением требований ст. 105 44-ФЗ или по такой же жалобе уже есть решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
Поставщика уведомят о решении в течение 3 часов с момента публикации сведений в реестре ЕИС (ч. 9 ст. 105 44-ФЗ). Если поставщик пожаловался по закрытому конкурсу, аукциону или закупкам по ст. 111 и 111.1 Федеральной контрактной системы, ФАС в течение 2 рабочих дней после поступления запроса направит уведомление о дате, времени и месте заседания или об отказе в принятии к рассмотрению по существу.
При желании, заявитель вправе принять участие в заседании по рассмотрению жалобы (ч. 2 ст. 106 44-ФЗ). С собой надо взять паспорт и документ, который подтвердит ваши полномочия, — приказ, решение о назначении или доверенность.
Чтобы поучаствовать в очном заседании, необходимо подать заявление для оформления пропуска. Заявку отправляют на сайте антимонопольной службы не позднее 16:00 по местному времени для ФАС или ее территориального органа того рабочего дня, который предшествует дню заседания (письмо ФАС № МЕ/45732/20 от 29.05.2020). Сами антимонопольщики называют приоритетным вариантом дистанционное участие.
Стандартное заседание в очном формате проходит так:
- Фиксация участников.
- Открытие заседания, оглашение наименования и предмета заказа.
- Разъяснение прав и обязанностей представителям сторон.
- Сообщение поставщика об обжалуемых действиях (например, незаконное отклонение заявки). Если он отсутствует, эти данные разъясняет сотрудник контрольного органа в соответствии с доводами, изложенными в обращении.
- Пояснения заказчика.
- Пояснения других заинтересованных лиц.
- При необходимости, объявление о перерыве — для выяснения обстоятельств, которые имеют значение для принятия решения. Срок рассмотрения не приостанавливается и не продлевается.
- Оглашение результативной части принятого решения о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
По результатам обжалования полный текст решения и, если есть, предписания направляется участникам и размещается в реестре ЕИС. И хотя по жалобе обязан отвечать заказчик, поставщику тоже надо выступать в ходе заседания — четко озвучивать нарушенные положения 44-ФЗ, ссылаться на нормативно-правовую и доказательную базу, подтверждать необоснованное отклонение заявки. Не стесняйтесь задавать вопросы членам комиссии заказчика, запрашивайте пояснения в случае непонятных ответов.
Может пригодиться: как найти решение ФАС по жалобе
Как ФАС рассматривает жалобы поставщиков по 223-ФЗ
Пожаловаться в антимонопольную службу на заказчиков смогут лица, чьи права и законные интересы нарушены действиями или бездействием заказчиков, закупочной комиссии, оператора электронной площадки. Например, подайте жалобу в ФАС на отклонение заявки по 2 части, если считаете такое отклонение неправомерным. Порядок обжалования по 223-ФЗ закреплен в ст. 18.1 от 26.07.2006.
Кроме того, обратиться в антимонопольную службу смогут Корпорация развития МСП или органы исполнительной власти региона и их подведомственные организации. Они вправе обжаловать действия заказчика по п. 1, 4-6 ч. 10 ст. 3 закона № 223, если эти действия нарушают права и законные интересы СМСП (ч. 12 ст. 3).
Чтобы пожаловаться в ФАС, надо составить документ в письменной форме. Единой формы нет, но при составлении письма необходимо учесть требования к его содержанию и 135-ФЗ и включить в запрос все обязательные сведения — наименование заказчика и участника, номер закупки, предмет обжалования и др.
Стандартную жалобу подают в территориальное управление ФАС по месту нахождения заказчика. В центральный аппарат ФАС пишут, если обжалуют (письма ФАС № ИА/6011 от 01.03.2012 и № ИА/57470/19 от 05.07.2019):
- закупку стоимостью от 1 млрд рублей;
- закупку стоимостью от 100 млн рублей, проводимую заказчиком, который указан в приложении к письму № ИА/57470/19.
Но если подали обычную жалобу в центральный ФАС, это не нарушение. Ведомство вправе самостоятельно рассмотреть поступивший запрос независимо от стоимости тендера или передать его в УФАС.
Сама процедура рассмотрения аналогична той, что описали по 44-ФЗ. Обжалования проводят очно или дистанционно, но приоритет — у онлайн-формата. Для очного рассмотрения участнику понадобится пропуск.
Как ФАС рассматривает жалобы по закупкам в дистанционном формате
Дистанционное участие в обжаловании приоритетно для ведомства. Такая процедура проходит в формате интернет-видеоконференции на веб-странице портала видеоконференций или с помощью мобильного приложения. Инструкция для дистанционного участия в обжаловании опубликована на сайте антимонопольной службы (письмо № ИА/27895/20 от 03.04.2020).
Алгоритм, как подать в ФАС, если отклонили заявку по первой части 44-ФЗ, мы описали выше — надо сформировать запрос через ЕИС, подписать его УКЭП и разместить в реестре жалоб. Далее УФАС рассмотрит заявление и примет по нему решение.
А вот инструкция, как принять участие в дистанционном обжаловании через браузер, без скачивания и установки специальных приложений:
Шаг 1. Подготовьте технические средства — проводную гарнитуру или микрофон, встроенный в камеру или ноутбук.
Шаг 2. Для подключения к конференции перейдите по ссылке заседания, ее присылают в уведомлении о заседании.
Шаг 3. Нажмите «Войти в конференцию».
Шаг 4. На странице способов подключения к конференции нажмите «Браузер» для подключения через WebRTC приложение. Предоставьте доступ к вашим камере и микрофону, когда появятся запросы.
Шаг 5. Настройте оборудование в открывшейся странице.
Шаг 6. Для перехода к конференции нажмите «Подключиться».
Шаг 7. Во время онлайн-заседания включайте или отключайте камеру и микрофон. Для этого нажимайте кнопки внизу экрана.
Если возникли технические неполадки в работе системы видеоконференцсвязи, в том числе если неисправны технические средства в назначенный день и время рассмотрения обращения, территориальный орган ФАС незамедлительно уведомляет центральный аппарат о причинах возникновения таких неполадок и совместно с ним принимает меры по своевременному устранению этих проблем. В случае невозможности их устранить обеспечивает беспрерывную аудиосвязь.
Читайте также:
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
<Письмо> ФАС России от 01.03.2012 N ИА/6011
<Письмо> ФАС России от 23.01.2018 N ИА/3655/18
<Письмо> ФАС России от 05.07.2019 N ИА/57470/19
<Письмо> ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27895/20
<Письмо> ФАС России от 22.09.2022 N ДФ/87946/22
Информационное письмо Минфина России от 20.10.2023 N 24-01-07/100177