Как ФАС рассматривает жалобы

Размер шрифта:

Если не согласны с действиями заказчика, пожалуйтесь на него в Федеральную антимонопольную службу. ФАС рассматривает жалобы как в очном, так и в дистанционном порядке. Поставщику отправляют уведомление о рассмотрении: при необходимости он сможет принять участие в заседании в ФАС по жалобе.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Поставщик может подать жалобу в ФАС, если нарушены его права и интересы при закупке.
  2. Жалобы подают через ЕИС и подписывают усиленной электронной подписью.
  3. ФАС должна рассмотреть обращение и сообщить о принятии или отказе в течение 2 рабочих дней.
  4. Заявитель должен присутствовать на заседании, соблюдая все правила и сроки подачи документов.
  5. Если поставщику не нравится решение ФАС, он может обжаловать его в суде в течение трех месяцев.

Как ФАС рассматривает жалобы поставщиков по 44-ФЗ

Участники закупки вправе обжаловать любые действия и бездействия заказчика, его уполномоченного органа, закупочной комиссии и ее членов, должностных лиц контрактной службы или контрактного управляющего — при условии, что они нарушают права и законные интересы потенциального поставщика (ч. 1 ст. 105 44-ФЗ). Подать жалобу в ФАС сможет только участник, чьи права и законные интересы нарушены.

ВАЖНО!
Нарушения прав и интересов нет, если участник не обладает правоспособностью, которая необходима по условиям закупки. Например, правом заниматься отдельными видами деятельности по специальному разрешению, лицензии, членству в СРО, свидетельству о допуске к определенным работам. Кроме того, нельзя пожаловаться в ФАС и в случае, если участник не соответствует дополнительным требованиям, которые установил заказчик (письмо ФАС № МШ/112518/23 от 29.12.2023, п. 1, 1.1 информационного письма Минфина № 24-01-07/100177 от 20.10.2023).

Если проводилась открытая или закрытая электронная процедура, жалобу в антимонопольную службу формируют и подают через ЕИС (ч. 4 ст. 105 44-ФЗ). В ней указывают:

  • название участника и идентификационный код закупки;
  • наименование заказчика, действия которого обжалуют;
  • указания на действия или бездействие заказчика, которые обжалуют, и доводы заявителя.

Поставщик подписывает документ усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляет в антимонопольное ведомство (ч. 7 ст. 105 44-ФЗ). Сформированная и подписанная в ЕИС информация автоматически размещается в реестре жалоб информационной системы (ч. 5 ст. 105).

Не позднее 2 рабочих дней после формирования жалобы в ЕИС ФАС разместит в реестре сведения (ч. 21 ст. 99, ч. 8 ст. 105 44-ФЗ):

  • о принятии жалобы к рассмотрению. В сообщении укажут дату, время и место ее рассмотрения. Кроме того, поставщику сообщат о возможности использовать системы видеоконференцсвязи, то есть о заседании в ФАС дистанционно или удаленно;
  • об отказе в принятии жалобы к рассмотрению по существу. ФАС обоснует отказ в случаях, если в ведомство обратились с нарушением требований ст. 105 44-ФЗ или по такой же жалобе уже есть решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

Поставщика уведомят о решении в течение 3 часов с момента публикации сведений в реестре ЕИС (ч. 9 ст. 105 44-ФЗ). Если поставщик пожаловался по закрытому конкурсу, аукциону или закупкам по ст. 111 и 111.1 Федеральной контрактной системы, ФАС в течение 2 рабочих дней после поступления запроса направит уведомление о дате, времени и месте заседания или об отказе в принятии к рассмотрению по существу.

При желании, заявитель вправе принять участие в заседании по рассмотрению жалобы (ч. 2 ст. 106 44-ФЗ). С собой надо взять паспорт и документ, который подтвердит ваши полномочия, — приказ, решение о назначении или доверенность.

Чтобы поучаствовать в очном заседании, необходимо подать заявление для оформления пропуска. Заявку отправляют на сайте антимонопольной службы не позднее 16:00 по местному времени для ФАС или ее территориального органа того рабочего дня, который предшествует дню заседания (письмо ФАС № МЕ/45732/20 от 29.05.2020). Сами антимонопольщики называют приоритетным вариантом дистанционное участие.

Стандартное заседание в очном формате проходит так:

  1. Фиксация участников.
  2. Открытие заседания, оглашение наименования и предмета заказа.
  3. Разъяснение прав и обязанностей представителям сторон.
  4. Сообщение поставщика об обжалуемых действиях (например, незаконное отклонение заявки). Если он отсутствует, эти данные разъясняет сотрудник контрольного органа в соответствии с доводами, изложенными в обращении.
  5. Пояснения заказчика.
  6. Пояснения других заинтересованных лиц.
  7. При необходимости, объявление о перерыве — для выяснения обстоятельств, которые имеют значение для принятия решения. Срок рассмотрения не приостанавливается и не продлевается.
  8. Оглашение результативной части принятого решения о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

По результатам обжалования полный текст решения и, если есть, предписания направляется участникам и размещается в реестре ЕИС. И хотя по жалобе обязан отвечать заказчик, поставщику тоже надо выступать в ходе заседания — четко озвучивать нарушенные положения 44-ФЗ, ссылаться на нормативно-правовую и доказательную базу, подтверждать необоснованное отклонение заявки. Не стесняйтесь задавать вопросы членам комиссии заказчика, запрашивайте пояснения в случае непонятных ответов.

ВАЖНО!
Если решение антимонопольной службы не устроит поставщика, он вправе обжаловать его в суде. Но на это есть не больше трех месяцев (ч. 9 ст. 106 44-ФЗ).
Может пригодиться: как найти решение ФАС по жалобе

Как ФАС рассматривает жалобы поставщиков по 223-ФЗ

Пожаловаться в антимонопольную службу на заказчиков смогут лица, чьи права и законные интересы нарушены действиями или бездействием заказчиков, закупочной комиссии, оператора электронной площадки. Например, подайте жалобу в ФАС на отклонение заявки по 2 части, если считаете такое отклонение неправомерным. Порядок обжалования по 223-ФЗ закреплен в ст. 18.1 от 26.07.2006.

ВАЖНО!
До окончания срока подачи заявок жалобу на положения закупочной документации сможет направить любое лицо. А вот пожаловаться на действия или бездействия заказчика, которые совершены после окончания подачи заявок, вправе только непосредственный участник закупки (ч. 10, 11 ст. 3 223-ФЗ, письмо ФАС № ДФ/87946/22 от 22.09.2022).

Кроме того, обратиться в антимонопольную службу смогут Корпорация развития МСП или органы исполнительной власти региона и их подведомственные организации. Они вправе обжаловать действия заказчика по п. 1, 4-6 ч. 10 ст. 3 закона № 223, если эти действия нарушают права и законные интересы СМСП (ч. 12 ст. 3).

Чтобы пожаловаться в ФАС, надо составить документ в письменной форме. Единой формы нет, но при составлении письма необходимо учесть требования к его содержанию и 135-ФЗ и включить в запрос все обязательные сведения — наименование заказчика и участника, номер закупки, предмет обжалования и др.

Стандартную жалобу подают в территориальное управление ФАС по месту нахождения заказчика. В центральный аппарат ФАС пишут, если обжалуют (письма ФАС № ИА/6011 от 01.03.2012 и № ИА/57470/19 от 05.07.2019):

  • закупку стоимостью от 1 млрд рублей;
  • закупку стоимостью от 100 млн рублей, проводимую заказчиком, который указан в приложении к письму № ИА/57470/19.

Но если подали обычную жалобу в центральный ФАС, это не нарушение. Ведомство вправе самостоятельно рассмотреть поступивший запрос независимо от стоимости тендера или передать его в УФАС.

Сама процедура рассмотрения аналогична той, что описали по 44-ФЗ. Обжалования проводят очно или дистанционно, но приоритет — у онлайн-формата. Для очного рассмотрения участнику понадобится пропуск.

ВАЖНО!
При обжаловании нарушений по закону № 223 антимонопольная служба ограничена только доводами жалобы. Ведомство не вправе самостоятельно выявлять другие нарушения (ч. 13 ст. 3 223-ФЗ). Но на практике УФАС и центральный аппарат выдают предписание обо всех обнаруженных нарушениях, руководствуясь ч. 17 ст. 18.1 закона № 135 (письмо ФАС № ИА/3655/18 от 23.01.2018).

Как ФАС рассматривает жалобы по закупкам в дистанционном формате

Дистанционное участие в обжаловании приоритетно для ведомства. Такая процедура проходит в формате интернет-видеоконференции на веб-странице портала видеоконференций или с помощью мобильного приложения. Инструкция для дистанционного участия в обжаловании опубликована на сайте антимонопольной службы (письмо № ИА/27895/20 от 03.04.2020).

Алгоритм, как подать в ФАС, если отклонили заявку по первой части 44-ФЗ, мы описали выше — надо сформировать запрос через ЕИС, подписать его УКЭП и разместить в реестре жалоб. Далее УФАС рассмотрит заявление и примет по нему решение.

А вот инструкция, как принять участие в дистанционном обжаловании через браузер, без скачивания и установки специальных приложений:

Шаг 1. Подготовьте технические средства — проводную гарнитуру или микрофон, встроенный в камеру или ноутбук.

Шаг 2. Для подключения к конференции перейдите по ссылке заседания, ее присылают в уведомлении о заседании.

Шаг 3. Нажмите «Войти в конференцию».

Шаг 4. На странице способов подключения к конференции нажмите «Браузер» для подключения через WebRTC приложение. Предоставьте доступ к вашим камере и микрофону, когда появятся запросы.

Шаг 5. Настройте оборудование в открывшейся странице.

Шаг 6. Для перехода к конференции нажмите «Подключиться».

Шаг 7. Во время онлайн-заседания включайте или отключайте камеру и микрофон. Для этого нажимайте кнопки внизу экрана.

Если возникли технические неполадки в работе системы видеоконференцсвязи, в том числе если неисправны технические средства в назначенный день и время рассмотрения обращения, территориальный орган ФАС незамедлительно уведомляет центральный аппарат о причинах возникновения таких неполадок и совместно с ним принимает меры по своевременному устранению этих проблем. В случае невозможности их устранить обеспечивает беспрерывную аудиосвязь.

Читайте также:

Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.