Обжалование закупки и проверка заказчика Антимонопольной службой могут привести к выдаче предписания. Рассказываем, что представляет собой этот документ, когда его выдают и что делать, если есть предписание ФАС.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Предписание ФАС — это распоряжение об устранении нарушений.
- Выдается, если Антимонопольная служба выявила проблемы в закупках.
- Для устранения нарушений нужно изменить документы или отменить протоколы.
- Организация обязана отчитаться о выполнении предписания в ФАС.
- За несоблюдение требований возможны штрафы и наказания.
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Когда выдается
Предписание ФАС — это распоряжение Антимонопольной службы, понуждающее к выполнению определенных действий участников контрактной системы. В таком документе, как «Решение», Антимонопольная служба лишь указывает, выявлены ли нарушения или нет. В «Предписании» Антимонопольная служба указывает, какие действия необходимо сделать, чтобы устранить нарушения (не выдается только в том случае, когда нарушения не повлияли на результаты определения победителя).
135-ФЗ от 26.07.2006 разъясняет, какие предписания могут направлять изготовителю федеральный антимонопольный орган: ФАС направляет требование об устранении нарушений хозяйствующим субъектам при нарушениях антимонопольного законодательства.
Согласно Административному регламенту ФАС, утвержденному Приказом от 19.11.2014 № 727/14, действиями, направленными на устранение нарушений в рамках проведенного заказа, являются:
- внесение изменений в извещение и документацию с продлением сроков подачи заявок (исправить некорректное техническое задание, установить требование о наличии у потенциальных участников лицензий, свидетельств и др.);
- отмена протоколов, составленных в ходе выявления победителя;
- осуществление закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ (установление корректных сроков окончания подачи заявок, даты проведения аукциона и др.).
Подсказываем, что делать, если процедура торгов еще не приостановлена по жалобе: если еще позволяют сроки, внесите изменения в извещение и сопроводительную документацию.
Минфин в письме № 24-04-08/38409 от 20.06.2017 уточняет, вправе ли должностные лица органов внутреннего государственного и муниципального финансового контроля выдавать предписание до окончания срока подачи заявок: по 44-ФЗ должностные лица органов внутреннего финансового контроля уполномочены выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в сфере закупок. Подписать контракт удастся только после устранения выявленных нарушений.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как обжаловать решение ФАС по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Форма документа
В документе по требованиям к содержанию предписания ФАС должна содержаться следующая информация:
- дата и место выдачи;
- состав комиссии;
- сведения о сопутствующем решении;
- наименование, адрес заказчика, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии, оператора электронной площадки;
- указание действий, которые необходимо осуществить с целью устранения нарушений;
- сроки, в течение которых исполняют требование;
- сроки, в течение которых в контрольный орган должны поступить копии документов и сведения об исполнении.
Антимонопольная служба направляет документ всем участникам разбирательства и публикует его на сайте ЕИС.
Образец предписания из ЕИС
Действия по исполнению
После выдачи документа орган, которому его выдали, обязан не только выполнить установленные требования, но и отчитаться в контрольную службу об исполнении. В сроки, установленные антимонопольным органом, виновная организация должна направить письменный ответ на предписание и уведомить об исполнении указаний ФАС.
Письмо в ФАС об исполнении предписания, образец
Как отменить протоколы по предписанию ФАС
Наиболее часто по указанию Антимонопольной службы заказчикам предписывается отменить протоколы, составленные в ходе проведения процедуры, или внести изменения в закупочную документацию согласно выданным заключениям контрольного органа. Приведем инструкции по этим операциям.
Как внести изменения в документацию
Рассказываем, как внести изменения в извещение и сопроводительную документацию по требованию ФАС в АИСГЗ:
Шаг 1. Зайдите в личный кабинет АИСГЗ и пройдите по пути меню «Определение поставщика» → «Извещения о размещении» → «В работе».
Шаг 2. Выберите необходимое извещение и в открывшемся столбце «Операции» у требуемой закупки нажмите на пиктограмму «Внесение изменений» и дождитесь загрузки формы.
Шаг 3. В блоке формы «Этапы проведения закупки» вручную выбором из инструмента «Календарь» заполните поле «Планируемая дата публикации изменения в извещение/документацию».
Шаг 4. Перейдите на вкладку «Обоснование внесения изменений в извещение/документацию» или «Обоснование внесения изменений в извещение» и заполните пустые поля:
- основание внесения изменений — «Предписание органа контроля»;
- дата принятия решения;
- реквизиты требования об устранении нарушений.
Шаг 5. Прикрепите новые файлы документации.
Шаг 6. Опубликуйте изменения в ЕИС.
Если необходимо внести изменения напрямую в ЕИС:
- Найдите закупку на нужном этапе в личном кабинете ЕИС.
- Выберите в меню «Документы закупки» и нажмите на ссылку «Внести изменения по решению заказчика/Внести изменения по решению контролирующего органа или по решению суда».
- Заполните основание, внесите необходимые изменения и разместите их в системе.
Как отменить протоколы
Отмена протоколов по электронным процедурам происходит на электронной площадке и только по требованию Антимонопольной службы или судебного органа. Например, чтобы отменить протокол о подведении итогов электронного аукциона по 44-ФЗ по решению ФАС на площадке Сбербанк-АСТ, необходимо отправить официальное обращение в техподдержку ЭТП. После его рассмотрения площадка аннулирует протокол и позволит рассмотреть заявки заново.
Полное аннулирование процедуры выбора поставщика проводится заказчиком или иным организатором торгов в ЕИС. После аннулирования закупки в системе информация автоматически попадет на торговую площадку, после чего закупка и утвержденные протоколы будут отменены по решению ФАС или суда.
Вот инструкция, как аннулировать закупку вместе с протоколами в ЕИС:
- Выберите закупку, которую необходимо отменить, и перейдите на вкладку «Документы закупки».
- Выберите функцию «Отмена определения поставщика по решению контролирующего или судебного органа, либо по результатам общественного обсуждения».
- Заполните форму и прикрепите документы, подтверждающие наличие оснований.
- Нажмите на кнопку «Разместить».
Решение комиссии обжалуют в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия, а неисполнение в срок требований ФАС, в том числе уклонение от выполнения, частичное или несвоевременное исполнение пунктов, влечет за собой административную ответственность и дальнейшее обращение Антимонопольной службы в суд с иском о понуждении исправления нарушений. Штраф, согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, на должностных лиц составляет 50 000 руб.; на юридических лиц — 500 000 руб., а повторное совершение данного правонарушения влечет дисквалификацию сроком на один год.