2 761

Что делать при получении предписания ФАС

Размер шрифта:

Обжалование закупки и проверка заказчика Антимонопольной службой могут привести к выдаче предписания. Рассказываем, что представляет собой этот документ, когда его выдают и что делать, если есть предписание ФАС.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Предписание ФАС — это распоряжение об устранении нарушений.
  2. Выдается, если Антимонопольная служба выявила проблемы в закупках.
  3. Для устранения нарушений нужно изменить документы или отменить протоколы.
  4. Организация обязана отчитаться о выполнении предписания в ФАС.
  5. За несоблюдение требований возможны штрафы и наказания.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Когда выдается

Предписание ФАС — это распоряжение Антимонопольной службы, понуждающее к выполнению определенных действий участников контрактной системы. В таком документе, как «Решение», Антимонопольная служба лишь указывает, выявлены ли нарушения или нет. В «Предписании» Антимонопольная служба указывает, какие действия необходимо сделать, чтобы устранить нарушения (не выдается только в том случае, когда нарушения не повлияли на результаты определения победителя).

135-ФЗ от 26.07.2006 разъясняет, какие предписания могут направлять изготовителю федеральный антимонопольный орган: ФАС направляет требование об устранении нарушений хозяйствующим субъектам при нарушениях антимонопольного законодательства.

Согласно Административному регламенту ФАС, утвержденному Приказом от 19.11.2014 № 727/14, действиями, направленными на устранение нарушений в рамках проведенного заказа, являются:

  • внесение изменений в извещение и документацию с продлением сроков подачи заявок (исправить некорректное техническое задание, установить требование о наличии у потенциальных участников лицензий, свидетельств и др.);
  • отмена протоколов, составленных в ходе выявления победителя;
  • осуществление закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ (установление корректных сроков окончания подачи заявок, даты проведения аукциона и др.).

Подсказываем, что делать, если процедура торгов еще не приостановлена по жалобе: если еще позволяют сроки, внесите изменения в извещение и сопроводительную документацию.

Минфин в письме № 24-04-08/38409 от 20.06.2017 уточняет, вправе ли должностные лица органов внутреннего государственного и муниципального финансового контроля выдавать предписание до окончания срока подачи заявок: по 44-ФЗ должностные лица органов внутреннего финансового контроля уполномочены выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в сфере закупок. Подписать контракт удастся только после устранения выявленных нарушений.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как обжаловать решение ФАС по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Форма документа

В документе по требованиям к содержанию предписания ФАС должна содержаться следующая информация:

  • дата и место выдачи;
  • состав комиссии;
  • сведения о сопутствующем решении;
  • наименование, адрес заказчика, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии, оператора электронной площадки;
  • указание действий, которые необходимо осуществить с целью устранения нарушений;
  • сроки, в течение которых исполняют требование;
  • сроки, в течение которых в контрольный орган должны поступить копии документов и сведения об исполнении.

Антимонопольная служба направляет документ всем участникам разбирательства и публикует его на сайте ЕИС.

Образец предписания из ЕИС

Действия по исполнению

После выдачи документа орган, которому его выдали, обязан не только выполнить установленные требования, но и отчитаться в контрольную службу об исполнении. В сроки, установленные антимонопольным органом, виновная организация должна направить письменный ответ на предписание и уведомить об исполнении указаний ФАС.

Письмо в ФАС об исполнении предписания, образец

Как отменить протоколы по предписанию ФАС

Наиболее часто по указанию Антимонопольной службы заказчикам предписывается отменить протоколы, составленные в ходе проведения процедуры, или внести изменения в закупочную документацию согласно выданным заключениям контрольного органа. Приведем инструкции по этим операциям.

Как внести изменения в документацию

Рассказываем, как внести изменения в извещение и сопроводительную документацию по требованию ФАС в АИСГЗ:

Шаг 1. Зайдите в личный кабинет АИСГЗ и пройдите по пути меню «Определение поставщика» → «Извещения о размещении» → «В работе».

Шаг 2. Выберите необходимое извещение и в открывшемся столбце «Операции» у требуемой закупки нажмите на пиктограмму «Внесение изменений» и дождитесь загрузки формы.

Шаг 3. В блоке формы «Этапы проведения закупки» вручную выбором из инструмента «Календарь» заполните поле «Планируемая дата публикации изменения в извещение/документацию».

Шаг 4. Перейдите на вкладку «Обоснование внесения изменений в извещение/документацию» или «Обоснование внесения изменений в извещение» и заполните пустые поля:

  • основание внесения изменений — «Предписание органа контроля»;
  • дата принятия решения;
  • реквизиты требования об устранении нарушений.

Шаг 5. Прикрепите новые файлы документации.

Шаг 6. Опубликуйте изменения в ЕИС.

Если необходимо внести изменения напрямую в ЕИС:

  1. Найдите закупку на нужном этапе в личном кабинете ЕИС.
  2. Выберите в меню «Документы закупки» и нажмите на ссылку «Внести изменения по решению заказчика/Внести изменения по решению контролирующего органа или по решению суда».
  3. Заполните основание, внесите необходимые изменения и разместите их в системе.

Как отменить протоколы

Отмена протоколов по электронным процедурам происходит на электронной площадке и только по требованию Антимонопольной службы или судебного органа. Например, чтобы отменить протокол о подведении итогов электронного аукциона по 44-ФЗ по решению ФАС на площадке Сбербанк-АСТ, необходимо отправить официальное обращение в техподдержку ЭТП. После его рассмотрения площадка аннулирует протокол и позволит рассмотреть заявки заново.

Полное аннулирование процедуры выбора поставщика проводится заказчиком или иным организатором торгов в ЕИС. После аннулирования закупки в системе информация автоматически попадет на торговую площадку, после чего закупка и утвержденные протоколы будут отменены по решению ФАС или суда.

Вот инструкция, как аннулировать закупку вместе с протоколами в ЕИС:

  1. Выберите закупку, которую необходимо отменить, и перейдите на вкладку «Документы закупки».
  2. Выберите функцию «Отмена определения поставщика по решению контролирующего или судебного органа, либо по результатам общественного обсуждения».
  3. Заполните форму и прикрепите документы, подтверждающие наличие оснований.
  4. Нажмите на кнопку «Разместить».

Решение комиссии обжалуют в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия, а неисполнение в срок требований ФАС, в том числе уклонение от выполнения, частичное или несвоевременное исполнение пунктов, влечет за собой административную ответственность и дальнейшее обращение Антимонопольной службы в суд с иском о понуждении исправления нарушений. Штраф, согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, на должностных лиц составляет 50 000 руб.; на юридических лиц — 500 000 руб., а повторное совершение данного правонарушения влечет дисквалификацию сроком на один год.

Черданцева Татьяна