Что такое проверочные листы: основные понятия и ключевые аспекты

Размер шрифта:

Деятельность хозяйствующих субъектов находится под зорким взглядом инспекторов. Следят они за соблюдением законов разными способами. В ряде случав применяют проверочные листы. Расскажу о том, что это за документы.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Проверочный лист — это список вопросов, которые помогают узнать, не нарушает ли организация закон.
  2. В нем указывают, кто будет проводить контроль, что проверяется, какие вопросы задают и по каким правилам.
  3. Используют такой лист при проверках, а еще им можно пользоваться для самопроверки, чтобы заранее исправить ошибки.
  4. Составляют эти листы специальные органы, а перед использованием их обязательно обсуждают с общественностью.
  5. Найти нужные материалы можно на официальных сайтах надзорных учреждений, и ответы в них чаще всего заполняют электронно.

Что такое проверочные листы

Проверочный лист — это документ, который содержит ключевые вопросы по предмету проверки. Надзорный орган задает их подконтрольному лицу в ходе проверки. Анализ ответов на них позволит определить, нарушает или не нарушает субъект контроля закон при осуществлении хозяйственной деятельности (ст. 53 ФЗ № 248-ФЗ от 31.07.2020).

Например, у производителя алкогольной продукции спросят: хранится ли алкогольная или спиртсодержащая продукция при температуре от +5 °C до +25 °C и относительной влажности воздуха не выше 85 % в складских помещениях (приказ № 27 от 02.02.2022).

Проверочный лист включает в себя в том числе:

  • название вида контроля (допустим, федеральный госконтроль в области связи или образования);
  • название учреждения, которое проводит мероприятие;
  • перечень вопросов и законы, которые легли в основу вопросов;
  • разделы для ответов: да, нет, неприменимо;
  • наименование и реквизиты подконтрольного лица;
  • дата, место мероприятия и др.

Применение проверочных листов (ПЛ) позволяет:

  • уменьшить вероятность возникновения ущерба/вреда в месте проведения проверки;
  • улучшает, упорядочивает процедуру (ход) проверки.

В каких случаях используются проверочные листы

Их применяют в таких случаях (п. 9–12 постановления № 1844 от 27.10.2021):

  1. В обязательном порядке в ходе:
    • рейдового осмотра. Его проводят для анализа исполнения законных требований по эксплуатации производственных объектов, которыми владеют и управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц;
    • выездной проверки. Процедура проходит по адресу ведения хоздеятельности (в т.ч. в филиале, представительстве).
  2. При самообследовании. Это профилактическая мера, когда гражданин, ИП или юрлицо добровольно проверяют себя на предмет надлежащего исполнения установленных требований, норм. Такую процедуру применяют не всегда, а только в том случае, если она прописана в положении о соответствующем виде контроля. Проводится в автоматическом формате на сайте надзорного учреждения.

Контрольное учреждение вправе использовать ПЛ в ходе плановых/внеплановых процедур, в т.ч. на основании программы проверок.

ВАЖНО!
ПЛ заполняет инспектор в электронном виде. Он вносит в документ ответы на вопросы и подписывает его УКЭП.

Кто разрабатывает проверочные листы

Этим занимаются органы государственного и муниципального контроля (ч. 11.3 ст. 9 ФЗ № 294-ФЗ от 26.12.2024).

Сведения о том, что орган исполнительной власти работает над формой проверочного листа, обнародуют по правилам раскрытия информации о подготовке проектов НПА (постановление № 851 от 25.08.2012).

Нормативный правовой акт об утверждении формы проверочного листа проходит общественное обсуждение. Срок на это дается не менее 15 календарных дней. Также проект документа направляют для рассмотрения в общественный совет, который функционирует при надзорной структуре. Итоги народного обсуждения с поступившими предложениями и заключениями по ним выкладывают на сайте в сети Интернет надзорного заведения.

В последующем бумагу дорабатывают (с учетом поступивших предложений). Уполномоченное лицо государственного или муниципального контроля подписывает НПА об утверждении формы проверочного листа.

Можно ли использовать проверочные листы до проведения проверки

Это не запрещено. Напротив, использование материала самостоятельно позволит:

  • снизить негативные последствия от предстоящей (или возможной) проверки деятельности подконтрольного субъекта за счет налаживания производственных процессов в строгом соответствии с законом, качественного выполнения работ, оказания услуг;
  • исключить риск причинения вреда третьим лицам (контрагентам, потребителям и т.п.), если деятельность велась с нарушением установленных норм (например, технология производства продукции отклонялась от требований);
  • выявить «слабые» места (недоработки, упущения) и наладить правильно рабочие процессы.

Где найти проверочные листы по интересующему виду проверки

Ознакомиться с ними можете в интернете на официальном сайте учреждения, которое уполномочено проводить инспекционные мероприятия.

Например, на сайте Роспотребнадзора находятся ПЛ по всем видам контроля. Так, чтобы понять, соблюдаются ли санитарно-эпидемиологические требования при предоставлении гостиничных услуг, заинтересованному лицу нужно ответить на 85 вопросов.

Ознакомьтесь с подборкой листов, которые применяют сегодня.

Проверочные листы Роструда

Приказом Роструда № 20 от 01.02.2022 определены к использованию проверочные листы в сфере труда по следующим ситуациям:

  1. Процедура трудоустройства.
  2. Исполнение норм по оформлению трудовых соглашений.
  3. Следование правилам и условиям изменения условий трудового договора.
  4. Соблюдение правил прекращения трудового соглашения.
  5. Правила ведения/хранения трудовых книжек, формирования данных о трудовой деятельности.
  6. Соблюдение требований по (отдельные листы по каждой ситуации):
    • установлению режима и продолжительности работы;
    • предоставлению времени отдыха;
    • установлению и выдаче зарплаты;
    • координации труда лиц до 18 лет;
    • регулированию труда иностранцев;
    • организации труда инвалидов;
    • организации труда женщин и граждан с семейными обязанностями;
    • регулированию труда граждан районов Крайнего Севера и приравненных к ним территориям и территорий с особым климатом.
  7. Исполнение порядка и условий увольнения сотрудника в связи с сокращением численности или штата.
  8. Законность и порядок удержаний из зарплаты.
  9. Процедура и основания привлечения к сверхурочной работе.
  10. Проведение расследования и фиксация несчастий на производстве, изучение и рассмотрение причин событий, которые привели к возникновению микротравм.
  11. Организация обязательных предварительных и периодических медосмотров, психиатрических освидетельствований, обязательных предсменных и послесменных, предрейсовых и послерейсовых медосмотров.
  12. Осуществление спецоценки условий труда.
  13. Извещение сотрудников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске для здоровья, предоставляемых им гарантиях и компенсациях.
  14. Организация обучения по охране труда.
  15. Закупка, раздача и использование прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты.
  16. Организация и обеспечение функционирования системы управления охраной труда.
  17. Организация соответствующих требованиям охраны труда условий труда на рабочем месте.
  18. Соблюдение требований (отдельные листы по каждой ситуации):
    • по особенностям организации труда сотрудников на удаленке;
    • гарантий медработников;
    • по порядку гарантий сотрудников, которые трудятся у физлиц — ИП;
    • гарантий лицам творческих профессий;
    • гарантий спортсменов/тренеров.
  19. Координирование труда лиц, занятых на подземных работах, в т.ч. в угольной промышленности, и предоставление им гарантий и компенсаций.
  20. Координирование труда лиц, которые трудятся во вредных и опасных условиях.
  21. Исполнение требований по организации профобразования и обучения, доппрофобразования, повышения квалификации, оформления ученических соглашений.
  22. Исполнение норм по порядку оформления матответственности.
  23. Процедура привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности.
  24. Исполнение требований при спецоценке условий труда компаниями, осуществляющими спецоценку условий труда.
  25. Исполнение требований охраны труда (отдельные листы по каждой ситуации):
    • в портах (морских, речных);
    • в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности;
    • при производстве отдельных видов пищевой продукции;
    • при производстве дорожных работ;
    • в медорганизациях;
    • при проведении водолазных мероприятий;
    • при эксплуатации тепловых котельных, сетей и теплопотребляющих установок;
    • при эксплуатации электроустановок;
    • в пожарной охране;
    • при обработке металлов;
    • при работе в ограниченных и замкнутых пространствах;
    • при окраске;
    • при нанесении металлопокрытий;
    • при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и изготовлении отдельных видов продукции из них;
    • при работе в легкой промышленности;
    • на автотранспорте;
    • при взаимодействии с инструментом и приспособлениями;
    • при эксплуатации промышленного транспорта;
    • в сельском хозяйстве;
    • при эксплуатации инфраструктуры ж/д транспорта;
    • при размещении, монтаже, техобслуживании и ремонте технологического оборудования;
    • при проведении погрузочно-разгрузочных мероприятий и размещении грузов;
    • при осуществлении охраны объектов и имущества;
    • при строительстве, реконструкции и ремонте;
    • при изготовлении цемента;
    • в ходе электросварочных и газосварочных работ;
    • на городском электротранспорте;
    • в ЖКХ;
    • в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и в ходе лесохозяйственных работ;
    • при работе в метрополитене;
    • при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов;
    • в ходе полиграфических работ;
    • при грузопассажирских перевозках на ж/д транспорте;
    • при работах в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, зоопарках и океанариумах;
    • при использовании отдельных видов хим-х веществ и материалов, при химочистке, стирке, обеззараживании и дезактивации;
    • при изготовлении строительных материалов;
    • при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании мостов;
    • при работах на высоте;
    • при работах на объектах связи;
    • на морских судах и судах внутреннего водного транспорта.
  26. Соблюдение предельных нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную.
  27. Соблюдение работодателем норм к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда.
  28. Исполнение работодателем условий отраслевых (межотраслевых) соглашений.
  29. Соблюдение норм трудовой деятельности работников, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на нее по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ.
  30. Следование требованиям в отношении деятельности российских юрлиц, трудоустраивающих граждан РФ за пределами РФ для работы на судах, плавающих под флагом чужой страны.

По вопросам в сфере соцобслуживания Приказом Роструда № 389 от 15.12.2021 утверждены контрольные листы об исполнении требований, касающихся:

  • размещения и обновления сведений о поставщике соцуслуг;
  • порядка организации деятельности поставщиков соцуслуг.
Князева Жанна Юрист

Практикующий юрист с 2006 года. Работала в сфере банкротства, корпоративного права, пищевого производства. С 2018 г. ведущий юрисконсульт ресурсоснабжающей организации.