В последние годы государство ведет активную политику по пресечению нелегального оборота импортных товаров в стране и принимает соответствующие меры по борьбе с ним. Одной из таких мер с 2021 года является система прослеживаемости товаров. Рассмотрим, что это такое и какие ключевые аспекты необходимо знать бизнесу, работающему с импортом.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Прослеживаемость — это система контроля за импортом товаров, чтобы уменьшить его нелегальный оборот.
- В России есть свои правила, где определено, какие товары должны отслеживаться, например, холодильники и стиральные машины.
- Бизнесы, работающие с этими товарами, должны сообщать о них государству через специальную систему.
- Есть разница между маркировкой и прослеживаемостью: первое — это контроль за подделками, а второе — за налогами.
- Отчетность важна, но пока нет наказания за её отсутствие, хотя это может измениться в будущем.
Что такое прослеживаемость товаров
Государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с целью пресечения «серого» оборота импортных товаров и уклонения от уплаты налоговых платежей заключили 29.05.2019 Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Россия, будучи участником ЕАЭС, во исполнение вышеуказанного документа создала свою систему, в которой осуществляется прослеживаемость товаров (постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108), закрепила перечень товаров, которые проходят через данную систему (постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110). Первый документ сообщает, как система работает, а во втором документе определены товары, подлежащие контролю.
Подробнее: как работает система прослеживаемости товаров
Простыми словами, прослеживаемость товаров — это способ, с помощью которого государство отслеживает ввоз определенной импортной продукции на территорию страны. По тем или иным причинам государству необходимо знать о дальнейшей судьбе импортного товара на его территории.
Чтобы лучше понимать, как прослеживаемость работает, необходимо сразу уяснить, что контролю подвержена не единица (например, бытовой холодильник), а именно партия импортной продукции. Для такой партии присваивается регистрационный номер партии товаров (РНПТ).
Какие товары подлежат прослеживаемости
Не всё, что импортируется, подпадает под прослеживаемость, а лишь те позиции, которые указаны в перечне, утвержденном в постановлении Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110.
На сегодняшний день под прослеживаемость подпадают, например, холодильники и холодильное оборудование, некоторые виды автопогрузчиков, бульдозеры, стиральные машины бытовые или для прачечных, мониторы и проекторы, детские коляски и автокресла и др.
Бизнесу, который так или иначе связан с импортом, знакомы коды ТН ВЭД ЕАЭС, которые отражают классификацию номенклатуры, используемой во внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. В вышеуказанном перечне продукции, подлежащей прослеживаемости, для каждой из категорий присвоен код ТН ВЭД ЕАЭС. Если у вас имеются какие-либо сомнения в том, прослеживаются те или иные импортные товарные позиции, то воспользуйтесь для дополнительной проверки Сервисом прослеживаемости от ФНС.
Приобретен ли импортный продукт для собственных нужд или реализации — не имеет никакого значения. После выбытия из оборота на территории России продукция перестает быть прослеживаемой.
Кто участвует в системе прослеживаемости товаров
Бизнес, осуществляющий свою деятельность с продуктами, которые включены в прослеживаемость постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110, участвует в данной системе. Такой вывод следует из п. 2 Положения о национальной системе прослеживаемости, согласно которому к участникам оборота товаров относятся ИП и (или) юрлица, которые осуществляют операции с продукцией, включенной в прослеживаемость. Следовательно, физлица без статуса индивидуального предпринимателя, самозанятые не участвуют в ней. Также на прослеживаемость не влияет применяемая система налогообложения.
В чем отличия прослеживаемости и маркировки
Маркировка и прослеживаемость отчасти имеют общие черты, но между ними есть принципиальная разница. Маркировка необходима в первую очередь для борьбы с контрафактной продукцией, а прослеживаемость — для администрирования НДС.
Маркировке подлежит именно единица продукта, а при прослеживаемости — партия. Также отличаются и идентификаторы: для маркировки — коды в программе «Честный ЗНАК», а для прослеживаемых позиций — РНПТ.
Для лучшего понимания различий рассмотрим следующий пример.
Импортированный колесный бульдозер (код ТН ВЭД 8429) включен в прослеживаемость, а установленные на нем шины не подлежат маркировке, поскольку являются составным элементом прослеживаемого бульдозера.
Другая ситуация:
Поставляются бульдозер без установленных колес и отдельно комплект шин. В таком случае бульдозер — прослеживаемый продукт, а колеса — маркируемый.
Как работать с прослеживаемыми товарами
Перед началом работы с такими товарными позициями сначала необходимо решить вопрос с организацией электронного документооборота. Вся отчетность и документация предоставляются в налоговый орган посредством ЭДО. Сотрудникам, которые будут отправлять отчетность, необходима электронная подпись. Можно выделить следующие основные этапы в работе с продукцией, подлежащей прослеживанию:
- Учет. Организуйте инвентаризацию имеющейся прослеживаемой продукции и уведомите ФНС об ее остатках.
- Оформление операций. При осуществлении операций с прослеживаемой продукцией необходимо оформлять, передавать, получать счета-фактуры или иные документы.
- Отчетность. Участниками прослеживаемости необходимо предоставлять отчетность в налоговые органы с указанием реквизитов прослеживаемой продукции (РНПТ, единица измерения продукции, количество, стоимость без учета НДС).
Какая отчетность установлена по прослеживаемым товарам
Вопросы отчетности рассмотрим подробнее. При осуществлении операций с такими товарными позициями необходимо учитывать следующие виды отчетности:
- уведомления о перемещении товаров, которые включены в систему из России в государство — участник ЕАЭС (Письмо ФНС России от 27.07.2022 № СД-4-15/9706@);
- уведомления о ввозе продукции, включенной в систему из государства — участника ЕЭАС в Россию (приложение № 2 к Приказу ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@);
- уведомления о наличии остатков продукции, которая включена в прослеживаемость (Приказ ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@). Хотя срок для подачи уведомления и не ограничен, но его необходимо подать до осуществления операции с продукцией;
- отчеты по операциям с прослеживаемой продукцией (приложение № 4 к Приказу ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@). Если у участника за квартал отсутствовали какие-либо операции с такой продукцией, то даже нулевую отчетность представлять не требуется.
Отдельного упоминания заслуживают вопросы, связанные с ответственностью за нарушение правил отчетности. На сегодняшний день какая-либо ответственность за непредставление уведомлений и отчетности не предусмотрена — к такому выводу пришла непосредственно ФНС в своем Письме от 04.10.2021 № ЕА-4-15/14005@. Но стоит учитывать, что поправки об установлении ответственности за данные нарушения уже существуют в виде законопроекта. Законопроект пока проходит процедуру оценки регулирующего воздействия, а нововведения планируется ввести с 2026 г.
Для бизнеса фактически создан длительный переходный период с целью правильного применения нововведения, поэтому рекомендуем не злоупотреблять отсутствием ответственности, а научиться корректно применять новые правила.